Ослеплённые айфоном

   Однажды я шёл от своего дома к трамвайной остановке по нашей красивой, похожей на петербургскую, улице. Навстречу мне попались две группы туристов, человек по десять, которые направлялись, вероятно, к здешним достопримечательностям. И вдруг я заметил, что в каждой группе смотрят вперёд и по сторонам всего 2-3 человека. Остальные же бредут, понурив головы и уткнувшись в свои айфоны. Они мне напомнили своим отрешённым видом слепых, которых ведёт поводырь. И тут мне подумалось, что это, пожалуй, образ современного человечества. По крайней мере, большей его части.

   Что же за поводырь у наших современников, увлечённых айфоном? И куда он ведёт? – Попытаюсь здесь кратко сформулировать  моё понимание этой проблемы.
  – У большей части человечества видение жизни сейчас совсем иное, чем во времена моей молодости, или даже 20 лет назад. Мне трудно представить этот их мир, но я исхожу из фактов – из того, что видят эти люди на своих экранах. Их мир построен на совсем иных принципах, на другом восприятии информации**. В нём совершенно другие ценности и отношения. – Мне этот мир кажется очень странным и каким-то тесным, несмотря на безграничные возможности общения. – Дело, наверное, в том, что этот насаждаемый сейчас мир является искусственно зауженным. И ограничен он не внешними рамками, а узостью интересов, приземлённостью устремлений, зацикленностью его обитателей на удовольствиях и развлечениях. По-моему, также, в мире этом сильно размыты нравственные границы и традиционные приличия, в него легко вываливается вся интимная жизнь, причём, безоценочно, в порядке «приколов».

    Содержательную направленность нового смартфонного мира можно, по-моему, рассматривать на трёх уровнях глубины.
 – На первом уровне, поверхностном, можно сказать, что этот виртуальный мир создан для развлечений. – Для того чтобы показать и растиражировать себя, любимого, вернее, свои привлекательные черты. – Чтобы рассеять скуку, рассмешить, развлечь «потребителей».
  – На втором, более глубоком уровне рассмотрения можно понять, что мир айфонов на 70% ангажирован коммерческими интересами, что он придуман и сотворён для продвижения товаров и услуг.
  – Если же ещё более углубиться в отношения поводыря и ведомых в этом новом мире, можно понять, что айфон – это средство глубокого преобразования человеческой психики. Чтобы пояснить последнее утверждение, я обращусь к классике. Старшие поколения, наверное, ещё не забыли «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. В этой сказке есть яркий и типичный отрицательный персонаж – царица-мачеха. Ключевым элементом в характеристике этого персонажа является волшебное зеркальце. Царица часто говорит своему волшебному зеркальцу:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Здесь налицо болезненная зацикленность героини на своей внешности, на собственной персоне и на своих «рейтингах». Психологи диагностируют эту психическую проблему как «нарциссизм»***. Это крайнее, болезненное, выражение себялюбия и эгоизма. Настолько крайнее, что оно приводит героиню к преступлению, как помнят читатели.
 – По-моему, айфоны модифицируют психику своих пользователей именно в этом направлении. 
   Создаётся цивилизация нарциссов – самовлюблённых эгоистов, ценящих в жизни лишь собственное удовольствие и тщеславное превозношение. Надо ли доказывать, что такая цивилизация нежизнеспособна? – Потому что эгоисты не способны к совместным действиям, к отражению опасности и к самоотверженности. У них нет, и не может быть высоких целей спасения и совершенствования рода человеческого, потому что они заняты только собой. Это потребители, способные жить только в комфортной среде. Трудности быстро приводят их к унынию и отчаянию, а длительная перспектива их – духовная деградация. – И это даже при наличии комфорта и безопасности.

   Конечно же, этот процесс перестройки психики начался уже давно и осуществляется как психологический аспект глобализма, а то, что мы сейчас наблюдаем – это завершающий этап строительства «дивного нового мира». Я попытался найти в сети ссылки на статистику о духовной деградации наших современников, но не нашёл, что совсем не удивительно. – Потому что всемирная сеть полностью контролируется адептами глобализма. Единственное исключение составил доклад Академии Следственного Комитета РФ http://sci-article.ru/stat.php?i=1398623993.
   Однако нарисованная мной картина кажется мне довольно очевидной для всякого внимательного наблюдателя. Поэтому, аналогия со слепыми, приведённая в начале заметки, представляется мне достаточно обоснованной. К чему приведет человечество эта наведённая слепота?
 – Наступают ли уже последние времена? – Поживём, увидим…

Апрель 2019

*Здесь я имею в виду не конкретное изделие фирмы Эппл, а все игрушки подобного рода.
** Если у предыдущих поколений преобладало символьное (словесное) восприятие информации, то у нынешних людей восприятие, в основном, образное. Прежнее восприятие предполагало более осознанное отношение к информации.
 *** Нарцисс – это древнегреческий персонаж, который посвятил свою жизнь любованию собственным отражением. – Так что это психическое отклонение существовало и в древности.


Рецензии