Печальная весть

               
               
                Печальная весть. 

 
                Звонок по мобильному телефону – слышу грустный голос младшего брата. Начинает – издалека: как дела?! И, почему-то, нерадостные вопросы, и мои, столь такие же, но быстрые, сбивчивые ответы. Волнение нарастает, всё больше и больше. Появилась откуда-то, маленькая душевная тревога, всем нутром своим чувствую: что-то случилось.
И вот, наконец-таки, главное: - Брат, 2-го апреля этого года в 23.30, умерла Ульяна! И – замедленная пауза: только слышны его тяжёлые вздохи и моя, глубокая растерянность, незнание, что сказать и определить - какие здесь слова уместны. В сознании проявилось: это же моя вторая мама. Очень хороший, душевный человек – моей мамы, Лидии, которая умерла в 1986 году – младшая сестра. И мы, три брата, её называли, мамой Улей. Вот, и настал черёд, ей - покоиться на погосте. 
 
В детстве, отец нас вывозил на каникулы в станицу, к ней на подворье.  Принимали очень хорошо. А, семья, особенно, два сына, наши двоюродные братья, всегда нам были рады.   
Южный воздух, раздолье, хорошее питание, от чего мы, быстро выправлялись, от суетной, усталой городской жизни. На вольном воздухе, с раннего утра, после парного молока, на всём радостном, мы вели, свои детские игры.

     Хотя, в этом веселье, были и горестные моменты. Как помню: её муж Иван – запоем пил. И, от этого – часто нам от него попадало, иной раз – ни за что. С грозными окриками по всему большому саду и огороду, он нас гонял. Мы, испуганная ватага детворы, вместе с мамой Улей, частенько от него прятались в больших лопухах среди репейника и тихонько, чтобы не накликать беду, сдерживали рёв, чтобы он не заметил. Если случалось обратное, то жди наказания. Он на нас, просто, за что-то отыгрывался: может, с похмелья, или ещё, с чего-то.
Наше гонение закончилось внезапно. Как-то, ночью, он сел на мотоцикл и поехал за очередной бутылкой, и разбился. Ему, напрочь, снесло голову. Было следствие. Чем закончилось  - нам неизвестно.
    В памяти остался: запах струганных досок гроба, в котором лежал он, в пальцах его рук, горевшая, маленьким пламенем свеча, да несмелое пение хора из трёх старушек, вперемежку с чтением, чего-то грустного, церковного. Отпевали в храме, затем поминки.
    Одна бабушка, мне за столом сделала замечание, - говори тише, не лезь за чем-то через стол, и даже ущипнула: не балуйся, веди себя скромно. Такие вот, строгие были правила, ни чета, современным, когда всё переходит, у некоторых, опять же, в веселье.

Хоть и горестно было, но мы были маленькие – не до таких моментов. С утра и до глубокого вечера, играли в «Казаки-разбойники», «Чапаева», лапту, прятки, рыли штабы. Было интересно и весело.
 
И у меня в то время и позже, возникали мысли (я их часто высказывал маме Уле), - Вот, мама, вырасту – тебе с самолёта, деньги буду пачками бросать.
И уже, когда стал взрослым, часто приезжая к ней, она мне весело так вспоминала об этом в шутливой форме, приговаривая, так добро, - Никаких денег мне не надо, лишь бы вы все были здоровы и счастливы. Да, видно – она и не очень об этом думала: всё необходимое для жизни в те времена было, особенно много – ласки, душевной простоты, заботы её детей, родственников и внимания.
    Особенно, в последние её годы жизни – очень нелёгкой по болезни. И, когда она умерла, все вздохнули облегчённо:  - Ну, вот – отмучилась, Ульяна. Теперь её душа будет заслуженно обитать в небесном царстве, и не будут мучить её - страшные боли тяжёлой болезни, и всё ей простится. Пусть земля ей будет пухом.
 
Никакими словами не опишешь её тяжёлую, и в то же время – счастливую жизнь. Как училась на ветеринара, как среди ночи, шла на зов станичников, по спасению животных: отёл, уколы, советы и само лечение.
   И под венец шла, по любви, но что-то не так сложилось в этом союзе – сгубила пагубная страсть, её милого  Ивана к спиртному.

Как-то, она рассказала мне, - когда батюшка стал готовить их к таинству венчального обряда, то Иван и здесь учудил. Закинул свою шапку на крест церкви и всем поставил условие,  - достанете её (шапку) оттуда - обвенчаюсь. И таких странных выходок было, очень много. Но как специалист, работник - считался классным. Однако, как говорит пословица, - бог шельму метит. Вот и жизнь его наказала, таким необычным способом. А, Ульяна, осталась одна воспитывать своих детей, и нам уделяла огромное внимание.
 
Ну, а по поводу ухода в другой мир – есть стихотворение, написанное мной – послушайте.

       Зачем?
Друзья умирают, подруги,
Знакомые, просто родня;
Услышишь про смерть на досуге,
Чуть вздрогнешь: пока -  не меня.
 
Но весть узнаётся нежданно,
Как будто, здоровым он был?
Но вот, его нет, как-то странно:
Он жил среди нас, иль не жил?
      
... Вчера по земле он ходил!
     --------------
Таков вот закон во вселенной:
Рождение, смерть - в маете,
Песчинкой промчишься мгновенной,
Сквозь жизнь - для чего? В пустоте!
 
         P.S:
 
Пока мы всё ищем смысл на земле,
Душа его там, в темноте, мерзлоте;
Не знаем, во что воплотится и где? ...
Так жизнь и проходит: в борьбе, суете!
         ---
Стих написан на смерть Сергея Фёдорова,
предпринимателя из Йошкар-Олы.
         ...
  А нашу маму, Ульяну, похоронили в хорошую , тёплую погоду 3 апреля 2019 года, на верхнем кладбище станицы Грушевская, недалеко от города Новочеркасска, Ростовской области, (её сына Николая - ранее, на старом нижнем).
Прошу читателя, простить меня, за столь грустную тему.
        09.04.19.


Рецензии
Жизнь человека продолжается даже после его смерти, - если его помнят. Забудут человека,и он канет в Лету окончательно.

Саша Пчелка   05.05.2020 00:19     Заявить о нарушении
Да, Саша! Вы правильно подметили, что человека будут помнить всегда, пока живы те, кто его знает. Но, на этом, жизнь, не заканчивается: впереди - вечность. С уважением - Виктор Ефремов.

Виктор Ефремов   05.05.2020 12:35   Заявить о нарушении