Эра нераскрывшихся тюльпанов

-Фима! Ты вгоняешь меня в гроб и даже глубже! Так расстроить перед выходными!

- Ну Боря, не сердись, пожалуйста! Я тебе сейчас всё объясню! Я имею что-то сказать!

Как будто не слыша своего товарища, Боря продолжал причитать.

- Я уже снасти подготовил, удочки перебрал. Да что там удочки!

С Нэлли договорился! В кои-то веки добро дала! За красивые глаза, думаешь? Обозначила свои условия – огород тёще перекопать.

Ты меня под расход подписал! И за что мне столько удачи?!


Боря с Фимой дружили более 30 лет.Познакомились ещё в институте.

Потом обзавелись семьями, появились дети, внуки.
 
Но мужской дружбе это не помешало – с годами она только крепла.

Фима ещё в школе увлёкся литературой.

Писал заметки для стенгазеты, а позже, по просьбе друзей – признания любви в стихах.
 
С возрастом юношеское увлечение превратилось в любимое хобби, а ближе к пенсии ещё и стало приносить скромный доход.

Ему, страстно влюблённому в своё дело, удавались любые жанры – проза, стихи, очерки, зарисовки, юморески – и даже, с появлением внуков – детские сказки.

Неожиданно для себя, Фима был номинирован своим родным журналом «Табрис» на соискание премии «Писатель года».


Узнав об этом, он был приятно удивлён, но особых надежд не тешил, так как считал свои способности весьма посредственными.

Зато Боря свято верил в успех друга и прочил ему только первое место.

Всё дело было в том, что денежная премия в этом случае получала статус заначки, и должна была потратится на надувную резиновую лодку.

Да, друзья мои, как вы уже догадались, наши герои были заядлыми рыбаками!

И когда Фима был таки признан лучшим – «а что я говорил? Времена Пушкина и Лермонтова давно прошли. Теперь такой поэт как ты – любому журналу за счастье!» - случилось непредвиденное.
 
Всю свою денежную премию, всю, до последней копейки Фима отдал совершенно незнакомым, чужим людям.

- Боря, я тебя умоляю! Зайдём домой. Лида как раз ушла к дочке. Хочешь чай? Ляля прислала из Израиля – чем-то напоминает чай нашей молодости.

Индийский, помнишь, там слон был нарисован? Ой, у меня халва есть! Ты же любишь сладкое!


- Да... Огород прийдётся всё равно копать! А пива нет?

- Нет, дорогой, ты же знаешь, я не пью!

- Ну ладно, тащи свою халву!

Друзья удобно располжились на кухне.

Фима заварил ароматный чай и аккуратно порезал на фарфоровой тарелочке халву.

- Боря, какая погода сегодня чудесная! Ты заметил? Почки проклюнулись, крокусы на клумбе вон вылезли, фиолетовые.

- Я тебя умоляю! С твоими крокусами! Кина не будет – это таки да!

- Ну, Боря, не расстраивай, на рыбалку всё равно поедем. Ну что делать, пошвыряем с берега. Костёр запалим, наварим ухи как в прошлый раз, картошку запечём!

- Понятно, поедем! Огород всё равно копать! А уху опять с консервы варить будем?

- Боря, ты говоришь обидно!

- А ты не строй мне невинность на лице! Ну ладно, давай рассказывай, Ефим Яковлевич, как ты в эту историю вляпался.

- Ой, сейчас расскажу! Только представь: возвращаюсь с работы, иду, думаю за лодку.

- Не расчёсывай мне нервы!

- Извини! Иду. Деньги карман жмут.

- Постой, ты что все деньги нёс в кармане? А если б кто кинул руку?

- Как видишь, обошлось. Уже к дому подхожу. Передо мной парочка молодая медленно не спешит. Студенты. Ну, свадьба у них зимой была. Через два дома живут.Пасмурно было, да и смеркалось уже. В общем, я случайно разговор их услышал.

Девушка ждёт ребёнка. Но они так быстро не планировали. Оба студенты ещё. Квартира съёмная, заработков нет.

- А всё потому, что такие вещи не делаются где попало и когда захочешь.
Молодёжь безответственная теперь. Главное – сделать! Думать потом будем. Если вообще будем! Я нервничаю ужасно! Ну-ну, и что?

- А он, муж, стал её успокаивать, подбадривать всячески.

Сказал, что на вечернее отделение перейдёт, а днём работать будет.

В общем, сразу ответственность на себя взял. Как мужик. Как отец. Как глава.

И так мне это понравилось! Думаю: что лодка?

Тут душа человеческая на весах лежит!

Знаешь, Боря, как-то вся жизнь за одно мгновенье перед глазами пронеслась.

С детства самого, всё, что не правильно сделал.

Не успел, не услышал, не смог, не захотел.Что у меня за душой? Ничего!

А ведь ответ прийдётся давать! Жизнь клонится к закату. И сколько ещё осталось?

Нет, Боря, ты послушай! Для чего создан человек? Чтобы есть, пить и размножаться? Но это же всё делают и животные.

Человек создан, чтобы творить добро! Чтобы созидать!

Но мы живём в такое время, что добро не в моде! Разврат, воровство, взяточничество, мат – в моде!

В трэнде, как они тенерь говорят. А помочь, поддержать, успокоить, выслушать, да просто удачи человеку пожелать – не в моде!

Не нужно, устарело. А потом удивляемся, почему все болеем, дети нас не слышат, умираем рано...

- Да... Толика на прошлой недели схоронили. Машина сбила. Какие поминки Циля закатила! Ты чего не остался?

- Мне кажется, что всё это происходит от того, что человек не выполняет своей основной функции.

Он всё время спешит, несётся куда то, находит себе кучу дел, сам себе их придумывает. Человек задёрган, он дезориентирован.

Утром делает одно, к полудню – другое, вечером кидается к третьему.

До конца ничего так и не доводит.

Соответственно, и не получает чувства удовлетворения. А о самом главном-то он забыл!

А время не стоит на месте, его всё меньше нам остаётся. «Спешите делать добро»!

- Как хорошо ты сказал! Это из Второзакония?

- Нет. И не я это сказал. Был такой замечательный доктор – Фёдор Петрович Гааз.

Жил в России в 19 веке, хотя сам был немцем. Людей лечил безвоздмездно.

Всю свою жизнь он посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных.

На благотворительность ушли все его сбережения... Это его слова. А мы? А я?

-Фима, я что то плохо не понял!

- Ну как тебе объяснить? Вот видишь эти цветы? Купил жене неделю назад.

Вот они за неделю так и не раскрылись. И не распустятся уже никогда.

А почему?

Потому что росли в искусственных условиях, без солнца, без свежего воздуха – под лампой в теплице, политы не водой, а консервантом.

А цветок должен не только радовать глаз, но и источать аромат.

Это его основное предназначение.

Так и человек. Под влиянием внешних факторов перестаёт отличать добро от зла.

Знаешь, я иногда своим родителям завидую. И вообще тому поколению.

В какое время они жили!

Нет, понятно, после войны – голод, разруха, карточки, неустроенность.

Но душа у человека была на месте! Всё было на виду, дверей никто не запирал!

Да что там двери – души у всех нараспашку были!

Помнишь, как у братьев Вайнеров сказано про то время - эра милосердия!

А милосердие - эта та форма существования, о которой все мечтают!


А сейчас... эра нераскрывшихся тюльпанов!

Всё вроде бы есть, но радости оно не приносит.


Фима помолчал немного, крутя в руках десертную вилку.

- Есть ещё одна причина, по которой я отдал деньги...

Когда я женился, была ещё жива моя бабушка.

На свадьбе она сказала, что у меня будет пятеро детей.

Мы с Лидой обрадовались тогда – всегда мечтали о большой семье.

Но когда нашему младшему Костику был один годик, Лида сказала, что детей больше не хочет. Устала, мол, хоть бы этих поднять...
 
Я особого значения её словам не предал. Ну не хочет и не хочет...

А она, оказывается, была тогда в положении... Я смолчал, она приняла это за согласие.

А потом, через пять лет ещё один аборт сделала, уже вообще ничего не говоря...

Беременность была двуплодная... Я только недавно об этом всём узнал...

- Боже мой! Выходит, бабушка была права! Сколько лет мы дружим, а ты мне ничего не рассказывал!

- Да... Как то разговор не заходил.

Боря возвращался домой медленно. Специально завернул в парк, чтобы сделать круг.

Всё крутились в голове Фимины слова про добро.

« Надо у Нельки  спросить, может она тоже... Нет, лучше не буду. Опять давление поднимется. Ничего уже не вернуть и не исправить».

Проходя мимо киоска, решил купить цветы.

« Только не тюльпаны! А какие? Куплю самые пахучие!»

Выбирая букет, вдруг вспомнил про тёщу – когда ей-то в последний раз цветы дарили?

«Ладно. Возьму и для неё!»

Через час Роза Исаевна, аккуратно поправляя залаченный начёс, рассказывала соседке:

«Представляете, Катя, дети всегда дарят мне розы. Из-за моего имени, конечно!

Ну, я их потом обрезаю и втыкаю во влажную землю, и из черенка вырастает новый цветок.

Вы же знаете,  у меня ничего никогда не пропадает.
 
А сегодня пришёл мой зять и принёс что Вы думаете? Нет, день рождения у меня зимой.

Принёс мои любымые цветы – розовые гиацинты! Понюхайте – какие сочные!
 
Не помню, чтобы я ему когда-то говорила, что особенно люблю их.

Давным давно в Одессе они у нас росли прямо перед домом в палисаднике.

Что? Нет, эти цветы не черенкуются. Но в данном случае, это  не так важно.»


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.