Возвращение легенды

В тот год крысы совсем озверели.  В поселке Волот Новгородской области и в близлежащих от районного центра деревнях  их появилось великое множество. Крысы нанесли большой ущерб личным подсобным хозяйствам местных жителей: покусали крупных животных, загрызли мелких, испортили хранившиеся в погребах продукты питания. Отрава не помогала, кошки не справлялись с такой чудовищной нагрузкой, а власти бездействовали и проявили полное безразличие к происходящему. В каждой семье спали по очереди, кто-то обязательно ночью бодрствовал, дабы вовремя поднять тревогу и помешать грызунам уничтожить то немногое, что еще удалось сохранить. Никто не знал, почему это произошло.  Старики предполагали, что, быть может, где-то не так далеко началась война или случилась какая-нибудь техногенная катастрофа, а от жителей это скрывают.  Старики утверждали, что в подобных случаях крысы покидают непригодные для жизни места и переселяются в места  более благоприятные.  Они уверяли нас, молодых, что поэтому все не так уж и плохо, что где-то все гораздо хуже и надо всего лишь немного потерпеть и переждать эту внезапно свалившуюся на наши головы ужасную напасть. Но мы, молодые, не хотели с ними в этом соглашаться. Мы считали и были абсолютно уверены в том, что грызунов необходимо срочно и немедленно извести любыми способами, для чего объявили всеобщий сход жителей районного центра, которым являлся поселок Волот и жителей близлежащих к поселку деревень, а именно деревень Хотяжа, Раглицы, Борок и одноименной с поселком деревни Волот. Мы собрались перед церковью Рождества Пресвятой Богородицы в районном центре, дабы вместе обсудить внезапно возникшую серьезнейшую проблему и найти пути и способы  ее скорейшего решения. Кто-то из собравшихся тут же и название дал нашему народному сходу:  Новгородское вече.  Хотя наше собрание происходило в Волоте, а не в Великом Новгороде, это название, тем не менее, многим пришлось по душе. Из представителей местной власти на сход никто не явился. А один из участников собрания, являвшийся его инициатором, тем временем, открыл вече.
- Итак, дорогие земляки, - начал он, - у кого есть какие-либо идеи насчет уничтожения крыс?
- Я бы, в первую очередь, - отозвался один из собравшихся, - извел бы тех двуногих крыс, которые отменили из-за какой-то там нерентабельности вечерние рейсы автобусов и электричек из ближайшего города, где я раньше работал. Из-за них я остался без работы! Мне не на чем стало возвращаться домой с работы! Одно время я пытался возвращаться домой на такси, но на это  ушла вся моя зарплата! А серые грызуны меня и вовсе не трогают: у меня в доме теперь хоть шаром покати! Работы-то у меня теперь  нет!
- Согласен! – поддержал говорящего кто-то из толпы. – Двуногих крыс следует ликвидировать в первую очередь! Я работал тут, в Волоте, но контору закрыли и всех сократили! И я тоже теперь и без работы, и без еды! Плевал я на этих серых крыс!
- Но речь сейчас не о работе, - возразил обоим инициатор вече, - а о ликвидации грызунов! Работы тут у многих нет, а грызуны одолели! Что делать будем, односельчане?
Люди на вече еще какое-то время поспорили между собой, предложили кое-какие идеи, но идеи те большинству собравшихся показались абсолютно бесперспективными. И тогда слово взял один человек, который не был местным жителем, а лишь совсем недавно переехал откуда-то на постоянное место жительства в поселок Волот.
- Пожалуй, я смогу помочь Вам в решении этой беды, - с уверенностью заявил он. – Но мне тогда понадобится и Ваша помощь!
- Да ну! – не поверил ему кто-то из толпы. – Давно ли ты тут, чужак? И что ты вообще знаешь? Не строй из себя умника!
- А пусть говорит! – не согласился с ним другой.- Кто знает, может, он и предложит нам что-нибудь дельное!
И приезжий начал свой рассказ.
- Есть такое село под названием Богородск на левом берегу реки Вишеры в Корткеросском районе Республики Коми. Это в 140 километрах от столицы Республики города Сыктывкар. Село известно еще с 1485 года. Его еще называют Висер. Слышали про такое село?
- Нет! На кой черт оно нам сдалось?
- А Коми – это финно-угорский народ, коренное население Республики Коми,-продолжил чужак. - Этот народ живет на реке Вишере с давних времен.
- Да и пес с ним! Пусть себе там и живет! Нам от этого ни жарко, ни холодно!
- Имейте терпение! Ну, так вот. На территории Коми существует несколько мест, из которых крысы бегут, как с утопающего корабля. Одним из этих мест и является село Богородск. Однажды очень давно, несколько веков назад, один тамошний колдун по имени Тюво  возвращался домой в Богородск из Сторожевска.  Пройдя несколько километров вверх по реке, колдун притомился и сел перекусить. Но в котомке оказались лишь хлебные крошки - крысы съели весь его хлеб. Прогневавшись на них, колдун наложил на грызунов проклятие и сказал так: «Больше сюда не ходите!». С тех пор крысы не могут пересечь эту, не заметную для других, границу. Несколько десятилетий назад был даже эксперимент проведен: крыс попытались перевезти по реке на одном судне в село,  но грызуны в панике разбежались, попрыгали в воду и утонули несмотря на то, что крысы – хорошие пловцы! Но  одна крыса каким-то образом все же добралась до Богородска. Кто знает, возможно, она в тот момент спала. Она выскочила на берег, немного пробежала и тут же сдохла. Некоторые люди из других мест специально приезжают в Богородск, чтобы взять оттуда  немного земли, которую в дальнейшем рассыпают у себя в доме, чтобы вывести этих  грызунов.
- А вот это уже интересно! Продолжай, чужак!
- Нам необходимо отправиться в Богородск. От Волота это около 1650 километров, примерно сутки пути на машине в одну сторону.  Мы отправимся туда, наберем там как можно больше земли и рассыплем ее вокруг Волота и близлежащих к нему деревень.  И тогда крысам просто некуда будет деваться: те из них, кто останется снаружи от рассыпанной земли, не смогут больше войти на территорию поселка и деревень, а те, которые не успеют покинуть наши земли, когда круг рассыпанной нами земли замкнется, просто-напросто сдохнут!
- Вот это идея! Это нам подходит!
- Кто из вас готов отправиться со мной в Богородск? У кого есть машины, в первую очередь, грузовые? Берите с собой лопаты и побольше пустых мусорных мешков! Время не терпит!
Я был одним из тех, кто вызвался отправиться в Богородск вместе с чужаком.  Были и другие желающие. Они также с нами поехали.
Мы выехали к месту назначения на следующий день рано утром. По прибытии в Богородск мы все сразу же взялись за лопаты и принялись усердно копать местную землю вдоль реки Вишеры и собирать ее в привезенные нами пустые мусорные мешки. Мне показалось странным, что местная администрация не обратила на наши раскопки абсолютно никакого внимания и не создала нам в наших трудах никаких препятствий. Я поинтересовался у чужака, почему так происходит, на что он мне загадочно ответил:
- Местные нас не видят!
И это тоже показалось мне странным: мы копали землю средь бела дня и местные жители это видели! Но, вероятно, только по каким-то им известным причинам они не собирались сообщать об этом в администрацию.  Вид сила менялся, и менялся далеко не в лучшую сторону от наших раскопок, но, похоже, это никого и ничуть не волновало!
Завершив задуманное, мы погрузили мешки с землей в машины и оправились обратно в Волот. Мы сделали все так, как нам и советовал чужак, и рассыпали привезенную нами из Богородска землю вокруг поселка Волот и деревень Хотяжа, Раглицы, Борок и одноименной с поселком деревни Волот.
А потом началось самое страшное! Я не знаю, что стало с теми крысами, которые остались снаружи от круга рассыпанной нами земли: кто знает, быть может, они и убежали подальше от наших мест, но вот те грызуны, которые остались в замкнутом пространстве, внутри круга рассыпанной земли, повели себя совершенно по-другому. Они и не собирались умирать! Вероятно, почувствовав безысходность своего положения и отсутствие путей к отступлению, они пришли в бешеную ярость и кинулись на нас. Я видел, как грызуны подпрыгивали на метр вверх, быстро карабкались вверх по телам местных жителей и вгрызались последним в их лица! Весь поселок и близлежащие деревни были оглушены дикими нечеловеческими воплями боли и отчаяния. Некоторые жители пытались укрыться в своих домах, но это не помогло: крысы везде находили лазейки, проникали в отверстия в четыре раза меньше собственных размеров, продолжали нападать на людей и загрызали их насмерть!  Дикие вопли были отчетливо слышны из домов!
Я тоже попытался укрыться в одном из домов. К моему удивлению, в этот момент в доме рядом со мной оказался чужак. Я почему-то тогда подумал: мы все его тут называли чужаком, а имени его никто из нас не знает.
- Знаю, о чем ты думаешь, - внезапно обратился он ко мне. – Ты хочешь знать мое имя, не так ли?
Я вспомнил, как по дороге в Богородск я искал в интернете в своем мобильном телефоне информацию о той древней  истории, которую поведал нам на вече чужак. «Тюво! – сразу мелькнула у меня в мозгу страшная догадка. – Этот чужак и есть колдун Тюво!» Я читал, что колдун занимался в свое время охотой. Тювo умел передвигаться на большие расстояния, путешествуя из одного селения в другое. Обладал он и таким уникальным даром, как способность к телепортации. Как-то его артель припозднилась в лесу почти до Рождества, и все охотники заскучали по дому. Тювo заметил это и сказал, что пора домой, но нужно поспать в избушке еще одну ночь. Охотники легли спать, а утром все они проснулись в деревне, в доме у Тювo. Там же находились все их снаряжение и добыча. Выяснилось, что каждому из охотников той ночью снился одинаковый сон: будто он вылетел из промысловой избушки, влетел через среднее окно в дом Тювo и лег спать на печи. У конкурирующих артелей Тювo мог «украсть дорогу», из-за чего большая группа охотников все время возвращалась на то место, откуда они начали путь.
Но я не успел ничего сказать.
- Ты угадал, - снова прочел мои мысли Тюво.
- Почему крысы не сдохли, Тюво? – дрожащим и робким голосом поинтересовался я.
- Крысы? – усмехнулся колдун. – Не беспокойся, крысы обязательно сдохнут. В их лица уже вгрызлись другие крысы.
- Я не понимаю тебя.
- Все очень просто. Несколько веков назад мой хлеб съели одни крысы. А когда я интереса ради телепортировался в ваше время и в этот поселок, меня тут ограбили другие, местные крысы. Вот я и решил их наказать.
- Но ведь не все же жители тебя грабили!
- Конечно, не все. Одни грабили, а другие знали, кто грабит, но решили не выдавать грабителей. Для них  - лучше грабитель, но свой, местный, с которым они вместе росли, чем чужак, какой бы хороший он ни был. Крыс привел в Волот я, издавая звуки на их частоте. Ты еще как-то думал о том, почему в Богородске не воспрепятствовали нашим раскопкам. Я наслал особый туман вокруг нас: прозрачный с нашей стороны. Поэтому, ты видел местных. А с их стороны туман был густым. Поэтому, местные не видели нас.  А теперь ты боишься того, что крысы проникнут в дом и тебя съедят. Но пока я рядом, этого не случится. Сейчас мы выйдем с тобой из дома, уберем немного песка из круга, чтобы оставить грызунам узкий проход для бегства. И они тут же убегут!
- Почему среди всех местных жителей ты решил пощадить именно меня, Тюво? – поинтересовался тогда я.
- Чистая случайность, - ответил, усмехнувшись, колдун.  – Ты первым попался мне на глаза в этой ужасной суматохе. Должен же ведь остаться кто-нибудь один, чтобы потом написать книгу о моих приключениях! В назидание потомкам! Чтоб не вели себя как крысы!


Рецензии