Записки художника. Дэвид Иншоу. Ч. 3

первая часть http://www.proza.ru/2019/04/08/68
вторая часть http://www.proza.ru/2019/04/08/1038
3.

 "Она не обернулась"

Оливковые поля, где-то спряталась луна, а на  беззвёздном  ночном небе красуется  радуга.(???)  Удаляется маленькая женская фигурка. Я смотрю на эту кажущуюся спокойность ночи, но от напряжения в цвете начинаю  пропадать, попадать в  другую реальность. В другое измерение.( Наверно поэтому я не раздумывала, что взять на заставку к своему "Четвёртому измерению").

Что это, что это? Это песня, эта музыка линий, эта густота цвета...  Сердце замирает от красоты и таинственности. А что за облака-сущности движутся по беззвёздному небу в этой недвижимости  воздуха. И в этой статичности земного пространства  вдруг запели струны линий уходящих за горизонт борозд полей. Какая закрученная композиция. Словно вертушка детская... И свет ниоткуда. Где же ночное светило? Я вся в загадочном потустороннем пространстве. Начинаю вдыхать этот воздух...
   
И так волнительно то, что облака-сущности летят по часовой стрелке, а сами линии границ поля  и борозд закручиваются против часовой. Вот это противоборство движений. Туда-сюда, как маятник времени.
Чёткие тени, тщательно выписанные травинки. Они колышатся и гнутся то в одну сторону, то в другую. Сколько моментов и все о балансируют на тик-так.
Время течёт или превратилось в камень? Или вздрагивает и бьётся как сердце?

А тени наших возлюбленных никогда не говорят. Они уходят не оглядываясь и не оборачиваются.

О субъективности восприятия цвета в искусстве я уже писала. О субъективности в восприятии различных школ. Тут ведь важен не только зрительный ряд (история искусств) но и свой жизненный опыт.
Даже пьесы теперь предпочитаю читать сама, а не смотреть постановки. Чтобы понять что хотел сказать автор мне, лично мне, а не режиссёру, который услышал совсем не то и не о том.

Острая композиция, острый угол композиции. Собственно именно этот взгляд присутствует у так полюбившихся мне английских художников.
И (надо же!)  у проучившегося всего год в английской академии Алексея Бегака.*
Это когда плоскости земли, травы, кусков неба и уходящих в перспективу объёмов деревьев и кустов подобны геометрическим фигурам и собраны в композицию по классическим законам. Вообще понятия композиции в литературе, музыке и живописи практически  одинаковы. Строй, ритм и рифма. Начало-вход, центральная часть, выход из картины. Это абсолютно идентично и в классической литературе - завязка, кульминация, развязка. Видимо поэтому многие художники пишут стихи и музыку, или поэты рисуют. И очень неплохо. (На уровне подсознания наверно).

У  картины "Она не обернулась" тоже есть литературная подоплёка. Я ведь так хотела найти разгадку!
Поверить на слово, что у Томаса Харди есть такое стихотворение? Это не ко мне. Конечно я прочитала все его поэтические произведения, что нашла в переводах. О, какая благодарность в очередной раз интернету! Доступность информации для таких любопытных, как я.
И оказалось так много стихотворений, подходящих к этой картине. Какое выбрать?

Есть большая разница между тем, что делает иллюстратор, интерпретируя литературное произведение, и тем, что вдохновлённый всеми произведениями литератора, художник пишет свои собственные чувства и потом ищет название к уже написанному своему холсту. Здесь существует определённый маятник - возврата, отталкивания и снова притягивания.

      Зачем в ту ночь ты промолчала,
      Что вскоре - лишь сгорит восток -
      Спокойно, просто и устало
      Уйдешь, отбыв земной свой срок
      Туда, куда ни птица,
      Ни память не домчится,
      Чтоб я тебя увидеть смог?

      Ни слова на прощанье...
      Хотя б шепнула мне
      Желанье или обещанье...
      Застыло утро на стене.
      Не знало, недвижимо,
      Что ты проходишь мимо,
      Все изменяя в этом дне.**

Да... поэзия, живопись. Средства придания формы субъективным переживаниям автора. Это всё традиции, восходящие к традициям романтизма девятнадцатого века, когда пейзаж использовался для выражения  эмоций, радости и грусти, тоски и восхищения...

        Тот поцелуй в ночи

     Ты помнишь - тогда?..
     Скажи же, что да!
     Тогда ты ушла в непроглядную ночь,
     Исполненная нетерпенья,
     Из дома, забытого в чаще лесной,
     И вот, с ощущеньем внезапной утраты -
     Ничто не вернуть, ничему не помочь -
     Я вышел и поцеловал виновато
     Воздух
     Той тьмы беззвездной,
     А ты между тем у калитки ждала...
     И вдруг, в темноте, по щеке - дуновенье,
     Лицо твое тронуло жаркой волной...
     Но я целовал этот воздух, не зная,
     Что ты у калитки, так близко, была...
     Да, я целовал тебя, лишь вспоминая!
     Ты помнишь - тогда?..
     Скажи же, что да!
      
     Т. Харди. Перевод Г. Русакова
 
Если бы я хотела заняться просто просветительством, я быстренько скомпилировала бы тексты из интернета и выставила.  Но мне интересно написать словами, выразить языком те мысли, которые приходят мне в голову, когда я смотрю на холсты. Ведь рассказывая о художнике, который люб тебе и интересен, я прежде всего рассказываю о себе. Не забываем великих греков - "Я это не то, что Вы видите во мне. Я только то, что Я вижу в вас".
 Зеркалим, что поделать, зеркалим.

  В этом эссе я коснулась лишь нескольких холстов семидесятых годов, просто потому, что  работы Д. Иншоу этого периода мне оказались ближе. Это потом  он будет изображать другую местность, его живопись приобретёт большее движение, будет пламя костров и фейерверки, совы и обнажённые  женские фигуры, пляжи, собаки, дети, даже феи.  Широкий размашистый мазок приблизит его к работам так любимого им Спенсера. Его работы последних десятилетий интересны, но не волнуют меня так, как его работы периода 70-80 годов.
 Исчезла ли таинственность? Пожалуй что нет. Но появилась зрелость. И наверно не случайно так много в его полотнах костров и огня. Ушли вопросы и терзания молодости, но остался гореть огонь души.
А пока ему только тридцать лет. И он врывается на Олимп английской культуры. 

 
Картины Иншоу находятся во многих частных и общественных коллекциях, включая Совет по культуре и искусству Великобритании, Музей Бристоль-Сити и Картинную галерею, Британский Совет, Министерство по проблемам окружающей среды, Королевский Запад Академии Англии, Тейт Британ и Уилтширского Музея Наследия

МИР ОТКРЫВАЕТСЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВ НЕ ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ НО И ВИДЕТЬ.
 
 * Алексей Бегак. Российский художник, дизайнер, ведущий на ТВ.
**  отрывок стихотворения Томаса Харди "Исчезновение"



 P.S. В моём литдневнике за 08.04 2019г. можно прочитать подборку стихотворений Т. Харди .
 а за 09.04 2019 подборку стихотворений У.Блейка.


 
 


Рецензии
Фантастическая картина. Всё освещено, хотя небо тёмное, ночное. Источник света, где-то справа, судя по теням, освещённой стороне домика. Идущая женщина, по-видимому одинока. Прямо какой-то космос. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   06.10.2021 15:11     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Нина, за отклик.
С поклоном, Эль

Эль Ка 3   06.10.2021 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.