ВАгошков ОЕВ 1905г Антихристианство. Интеллигенция

В.Агошков. ОЕВ. 1905г. Антихристианские направления. Интеллигенция


Напечатано в Орл. Епарх. Ведомостях СЛОВО в день Коронования Государя Императора Николая Александровича.
Основная мысль слова
«О противохристианском направлении современной общественной мысли  и жизни».

Приведём самый яркий пример статьи:

Но, спросим теперь, что же те, которые отвергли благое иго Христово, — сделались ли они на самом деле свободными от ИГА? Не несут ли они, напротив, теперь ига более тяжкого и даже постыдного? Разве не тяготеет над ними и над общественным самосознанием постыдное иго лжи, лицемерия, подтасовки фактов, самообмана с целью уронить во что бы то ни стало значение идей — Православия, Самодержавия, Народности и навязать несвойственный нам ЧУЖДЫЙ и НИЗШИЙ ПО ДОСТОИНСТВУ СТРОЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПАРЛАМЕНТАРНЫЙ?

Припомним эти курьезные заявления и резолюции, представляющие собою набор одних и тех же слов и выражений о взволнованности, о жандармско-полицейском  или  полицейско- бюрократическом режиме, о неприкосновенности (от кого и от чего?) личности, имущества, жилища, о немедленном (?) прекращении войны, о равноправности женщин, наконец, о свободе печати и действий, но только для себя, так как к тем, кто держится противоположного мнения и отличается истинно-русским направлением, — к тем, кроме глумления и обвинения в человеконенавистничестве; применяется даже и насилие, вроде ходатайства о запрещении печатать статьи в защиту русского самосознания.

Припомним все это - и нам станет ясно отсутствие во всех этих проявлениях истины, свободной творческой мысли, духовное убожество и полное раболепие, ибо только рабы не умеют уважать чужих мнений. В настоящее время, когда мы стоим на пути обновления нашей религиозной, государственной и общественной жизни, нужно особенно помнить… что только при глубоком сознании истинности высоких начал веры Христовой возможно истинное и спасительное обновление нашей жизни.
Священник Митрофан Афонский.

*

Что нам делать?

Время мира прошло. Идет борьба не только вне, но и внутри России. Нельзя закрывать глаза на все происходящее пред нами или объяснять все современное общественное движение агитациею „кучки крамольников». Самые зловредные  бактерии оказываются бессильными, если организм вполне здоровъ, Поэтому, хоть и больно, но нужно признать, что в день посещения Господня все мы оказались в положении ленивого раба, зарывшего в землю свой талант, данный ему от Бога.

Идет борьба...
Группируются политические партии, организуются всевозможные союзы, устраиваются банкеты, собрания, идет газетная полемика, — словом, каждый спешит подготовиться к тому великому моменту, когда Государь, во исполнение своего Монаршего слова, призовет избранников народа к участию в общей с Правительством деятельности на благо родной стране.

Почему интеллигенция враждебна К духовенству?

Из многих причин враждебного отношения интеллигенции к духовенству в этой краткой заметке укажем некоторые...

1) В первые века христианства на Руси, почти до времен Петра Великого, духовенство считалось передовым сословием и пользовалось уважением и почетомъ среди мирян, как знати, так и простонародия. Это происходило не только от того, что тогда вера у людей была живее, сильнее, но еще от того, что сама церковная иерархия действительно стояла выше народа.

Представителями и распространителями образования были духовные лица; школы существовали при монастырях и храмах. Светские, даже князья, если желали научиться книжной мудрости, должны были обратиться к иереям и монахам. При большей сравнительно умственной развитости, духовенство, естественно имело вес и значение и в высших слоях тогдашнего общества и даже влияло на решение земских и государственных вопросов.

Но с 18 века, когда в Европу прорублено было окно, когда науки и искусства возросли и зацвели на русской почве, когда рассадниками просвещения сделались светские школы, духовенство отодвинулось назад, и передовое место в обществе заняла светская интеллигенция. С самого начала церковная иерархия, за исключением немногих, враждебно отнеслась к делу приобщения России к западно-европейской культуре;
она осуждала и порицала светлые идеи, идущие с запада;
искусства и науки объявляла произведениями ложного, извращенного ума, суетными и пагубными.

Недружелюбно отнеслись пастыри к просвещению потому, наверное, что оно шло из неправославных стран, при том передатчиками его были светские лица; отвращались они от образования еще от того, что распространение наук сопровождалось притоком некоторых разрушительных противохристианских идей и виновницей последних они считали науку вообще, ибо отделить примесь лжи от истины они не могли по своей неподготовленности.

Все же общество жадно воспринимало науки и искусства, умственно развивалось и подвигалось вперед. Духовенство, не примкнув к светскому обществу в умственном движении и застыв в круге старинного богословского образования, понятно, отстало… Официально духовенство брало верх, так как находило поддержку у правительства. Это обстоятельство еще более озлобляло светское передовое общество. Последнее, желая уязвить, принизить первое, стало ожесточенно нападать не только на него самого, на его жизнь, но и на то дело, которому оно служило, на веру п церковь. Духовенство вынуждено было защищать истины веры и церковные установления, оборонять себя, свое положение, но защита его была неумела, безуспешна.

Против интеллигенции, обладавшей новым, усовершенствованным оружиемъ, оно выступило на брань, имея в руках старое заржавленное оружие;
оно начало говорить языком средних веков, времен господства классицизма и схоластики, словом непонятным, неубедительным, употребляло оно приёмы обороны устарелые, времени несоответствующие.

Не будучи в силахъ справиться с интеллигенцией и вернуть себе прежнее влияние на светское подрастающее поколение и на высшие сферы общества, духовенство замкнулось в тесный круг личных интересов, Озаботилось сохранением влияния на простой народ и сосредоточило внимание на воспитании духовного юношества, заключив его в железные тиски душу мертвящих древних языков и схоластических наук и тщательно оградив его от воздействия светской интеллигенции, от веяния свежих идей.

Но с течением времени и в духовные школы проникли сквозь щели лучи просвещения и озарили умы способных духовных юношей. Они стали тяготиться оторванностью от общечеловеческой образованности, безжизненностью изучаемых наук и, при первом возможном случае, покидали духовные школы, поступали в светские учебные заведения и, по окончании их, определялись на гражданскую службу.

Те же из даровитых молодых людей, которые не имели возможности выбраться из духовного ведомства, стали избегать священства, предпочитая наставничество.
Вследствие уклонения питомцев духовных школ от пастырского служения, духовенство оскудело более или менее способными людьми и с течением времени преобладающее большинство его стали составлять лица с небольшими дарованиями, недостаточными познаниями, не широким развитием, что сильно умалило достоинство и значение иерархии в глазах образованного общества и дало ему повод издеваться и говорить, что в священники идут лишь узколобые…

Таким образом, интеллигенция, видя отсталость, косность и вдобавок к этому самомнение и гордость духовенства и слыша от него жесткие, обидные для себя слова, естественно, возмущается и старается при всяком случае излить на него свою досаду и злобу.

2) Пастыри, по идее своего служения, должны быть защитниками угнетенных, утешителями скорбящих, обязаны умиротворять взаимные отношения членов общества, возвышать свой голос, при виде явного попрания правосудия и любви, при возобладании в обществе вопиющих зол. Такой и была церковная иерархия на первых порах. Но после, когда она поставила себя в зависимость от сильных мира сего, уже перестала заботиться об охранении прав и преимуществ слабых и бедных, опасаясь тем вызвать неприязнь против себя со стороны князей века сего.

Духовные отцы закрывали глаза на общественные язвы, равнодушно смотрели на ненормальности во взаимноотношениях людей; на слезы и вопли своих чад они отвечали требованием безропотного перенесения жизненных бедствий, попечения о спасении души, а не о временных благах, и только сулили воздаяние в замогильном мире…

Интеллигенция, не встречая со стороны духовенства сочувствия и поддержки в деле служения народу и даже испытывая от него разныя препятствия, понятное дело, не могла дружелюбно относиться к нему.

3) В виду того, что пастыри считают себя посредниками между Богом и людьми, раздаятелями даров Божиих, руководителями людей в деле спасения и свое служение провозглашают самым важным и существенным на земле, то, разумеется, следует требовать от них жизни и деятельности, сообразной с принятыми на себя высокими и святыми обязанностями; они действительно должны стоять на высоте своего признания и быть украшены Христовыми добродетелями, или, по крайней мере, чужды грубых недостатков. Но, к прискорбию, в жизни их замечаются те же страсти и пороки, какие наблюдаются между мирянами.

4) Духовенство забыло Христову заповедь и апостольские постановления о том, что по отношению к уклонившимся от истины, отпадшим от церкви, должны быть принимаемы меры чисто нравственные, кроткие, а не прибегать к содействию полицейской силы. Правда, церковь непоколебима, учение Христово вечно, неизменно; свет Христов всегда будет озарять человечество: оно только по временам может быть заволакиваемо тучами, но яркие лучи его прорежут и рассеют их и снова осветятъ и согреют людские души.

Иеромонах Давид.*

(С) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель 2019г


Рецензии