Степени ниспадения в падшее естество. p56-66

Степени ниспадения в идентификацию падшего естества

Здесь все больше приведены узнаваемые картинки людей
малоцерковных и нецерковных. Но суть описанного при пере-
ходе к людям церкви и даже к монашествующим – не меняется.
Потому, что освоение церковной жизни, религиозных знаний,
званий, должностей и сана может извне происходить, не изну-
три. Как научат, покажут, расскажут, потребуют. Как предло-
жат, позовут, надавят, накричат, заставят. А изнутри – об этом
апостол Павел пишет: «Я желаю преподать вам дарование духовное,
утешиться с вами верою общею, ибо благовествование Христово
есть сила Божия ко спасению каждому верующему. В нем
открывается правда Божия от веры в веру, и что можно узнать
о Боге, явно в них, потому что Бог явил им» (Рим. 1, 11, 16, 19).
Индивид, вступая в церковную жизнь, осваивает ее как
внешний человек, т. е. способный ко всякой образованности,
и как человек средний, т. е. творческий, деятельный и душев-
ноодаренный или богатый душевным обхождением с людьми,
и даже как внутренний нравственный, но не подозревающий,
что «свет в тебе, тьма есть» (Мф. 6, 23). Потому и с тьмою этою,

57
т. е. с падшим естеством ничего не делает, или делает, но как-то
мерцательно – то да, то нет; то проснулся, то заснул и надолго,
то радуется о спасении, что значит в окаянстве плачет покаян-
но, то радуется, что так богато или по его хотению, желанию
жизнь церковная у него устраивается.
Со временем последнего, т. е. радости земной и доволь-
ства, делается все больше и больше. Да и вокруг число подоб-
ных ему церковных и вроде бы очень церковных людей умножается.
Что значит «вроде бы»? Это значит «подавляющих ис-
тину неправдою. Познав Бога, они не прославили Его, как Бога
(т. е. внешнее прославление на службах, в книгах, в словах и
обширных вроде церковных служениях есть дела человече-
ские, не обязательно в них присутствие Божие), не возблаго-
дарили, но опустились в умствованиях своих, и омрачилось
несмысленное их сердце» (Рим. 1, 18, 21).
Святитель Феофан Затворник, разъясняя эти слова апо-
стольские, пишет следующее: «Апостол устанавливает ту мысль,
что идолопоклонство (т. е. порабощение падшему естеству,
безбожие и увлечение разным религиозным опытом) не пер-
воначальная религия, как иным кажется (а сегодня вся обшир-
ность новоначального церковного народа, из безбожия к Богу
пришедших, так именно и думает), а есть плод ниспадения с
высоты истинной религии, по развращению сердец и умов.
Состояние истинной религии многие в наше время пережили
на своем опыте. Состояние это было как дар начально-призы-
вающей благодати, которая враз из неверия вывела человека в
веру, изнутри дала опыт духовной ревности к молитве, посту
и другим святым действиям Церкви. А потом она сокрылась в
сердце. И человек начал познавать свое ниспадение.
1. Первая степень ниспадения – есть богозабвение, когда
выпадает из сознания пресветлый лик Божества (вспомните

58
написанное прот. С.Булгаковым об имени Божием), охлажда-
ются и религиозные чувства к Богу и страх Божий испаряется.
Бог превращается в нечто мысленное и перестает заправлять
всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не сла-
вит и не благодарит Бога, хотя язык читает (и голосовые связки
поют) славословия и благодарения. Богоугождение перестает
быть главною целью жизни, на место этого выступают другие
цели (у мирян это церковные служения, затем семья, дети, ра-
бота, зарплата, болезни, житейские беды, несчастья, новости,
интернет-развлечения, паломничества, разнообразие отдыха;
у монахов это послушания, т. е. исполнение поручений и
внешних дел по монастырю, служения, богослужебный устав,
должности, звания, часто все это мимо молитвы, особенно в
женских монастырях, в мужских же – бесконечные исповеди
беспутных мирян, еда, комфорт, телефон, интернет). Бог есть
еще, но уже не славится и не благодарится».
В такое состояние в наше время человек ниспадает после
первых трех-четырех лет яркого, сильного воцерковления.
Когда благодатью был пробужден, вошел в церковную жизнь,
имел живое покаяние, искреннюю и обильную молитву. Бла-
годать обучала его. Потом сокрылась ради его собственных
трудов. Благодать сокрылась, а сам по себе он оказался со-
всем никакой. Весь – первая степень ниспадения. А дальше
и больше...
2. «Вторая степень ниспадения – осуетились в умствова-
ниях своих, предали себя заботам о земном своими силами,
своими средствами, об этом все планы и цели жизни, т. е. как
устроить земное счастье, чувственными услаждаясь благами.
Отношение к Богу соблюдается только внешне, дела благоче-
стия исполняются по обычаю, без участия не только сердца,
но и мысли. И то не вразумляет, что постоянно обман, суетли-
вость без устали…».

59
Так воцаряется в человеке внешний и средний человек.
Первый – религиозно образованный, второй – творчески ода-
ренный, деятельный и душевно богатый. Обоим не до Царства
Божия, не до чаяния вечной жизни, они увлечены и насыщены
церковной жизнью здесь, на земле.
3. «Третья степень ниспадения – и омрачилось несмыс-
ленное их сердце». Сердце – внутреннейший человек, где вся
духовная жизнь вечно-ценная. Это дух человека, где совесть,
самосознание, чувство зависимости от Бога всестороннее
(т. е. бесконечная благодарность Богу, в ней и через нее зави-
симость). Правила жизни устанавливаются несогласные с со-
вестью (согласные со взглядами окружения и с собственными
определениями своего падшего естества), страх Божий отхо-
дит (водворяются страх животный и душевный – что люди
скажут), здравые истины о Боге забываются (вместо них дей-
ствует житейское мудрование и разные церковные пословицы
и шутливости, которые каждый век придумывает свои), скры-
ваются и истинные понятия о самом человеке (о чаянии им
жизни будущего века, о Царстве Божием, которое внутри нас,
о Страшном суде, о рае и аде, о втором пришествии Христо-
вом, среди внешних и средних православных людей об этом
совсем не принято говорить).
Внутри такого человека водворяется (по делам нравствен-
ным и духовным) полный мрак. Да туда и не заглядывает
осуеченный человек, и некогда, и неприятно. Он весь вовне. И
поэтому и разговор с ним о разумении, испытании совести, о
самоукорении, о религиозности, враждебной Христу, просто
невозможен.
Вроде и семья есть – и у мирян, и у священников. Много-
детная семья. Но нет одного – отречения от сатаны, ангела его
и служения ему. Поэтому при всей видимой церковности и
хороших отношениях в семье устремления жизни незаметно,

60
но и необратимо умягчаются к духу времени: к евроуровню, к
образованию, успешности предпринимательства; к духу мира
сего: комфорту, удобству, общительности; к духу лести : согла-
сия с экуменизмом, толерантностью, слиянием Церкви с госу-
дарством – только потому, что к этому все больше склоняется
официальная часть церкви. Да и комфортнее и удобнее так
жить – все, мол, делается для народа и его блага. Тогда недалеко
и следующий шаг ниспадения нравов.
4. «Четвертая степень ниспадения – подведение всего
этого превратного порядка жизни под начала разума, через
то и оправдание его, и установление его как единой должной
нормы жизни. Это есть верх безумия, но по-ихнему, это верх
мудрости» (Свт. Феофан. Толкования на послание Римлянам.
М., 1996. С. 96-98).
В наше сегодняшнее время эта четвертая степень ниспаде-
ния скоро и очень скоро будет широко разливаться по всей
Церкви. Как она разливается уже во всей России среди иных
религий и среди неверующих мира сего. Разливается в трех на-
правлениях.
4.1 Первое – в учении о толерантности, т. е. расположения
всех друг ко другу через размывание нравственных границ, а в
итоге стирание границ индивидуальности людей. Опыт этого
братания мы знаем на примере советского братства народов,
в результате которого малые народности, особенно Севера,
полностью растворились в старшем брате, и через пьянство
и болезни исчезли с лица земли; большие народности почти
потеряли свои национальные особенности, а старший брат,
русский народ, совсем потерялся в своем национальном ха-
рактере, нравственных обычаях и приоритетах. В результате
частью спился, частью превратился в служащих, рабочих и
наднациональную интеллигенцию, многие сделались бомжами
или ворами и разбойниками, а оставшаяся часть живет

61
сегодня временным успехом как предприниматели, банков-
ские работники, депутаты, все ориентированные на евроуро-
вень, забыв национальное свое.
Толерантность, сделав здесь свое дело, распространяется
теперь дальше, отнимая силу самосознания и ввергая народ в
единую мировую массу одинаково нравственно обессиленных
и через страх животный и душевный управляемых людей. На
этом страхе основана сегодня вся информационная война.
4.2 Другое направление – экуменизм, ведет к объединению
всех религий в единую наднациональную религию, опираю-
щуюся на разные гуманные цели и собирает воедино ту часть
человечества, в том числе и православных, которая потеряла
или не имела отношения со Святым Духом, утвердившихся в
своих, а православные во внешних религиозных учениях, зна-
ниях и богослужебных обрядах. Экуменизм прямо обращен к
человеческой религиозности и весь основывается на ее чело-
веческих силах.
Но куда христиан заводит человеческая религиозность,
об этом ярко и каждому доступно предупреждает святитель
Феофан Затворник на примере католического и последующего
христианства. «Слыхали вы про папу Римского? Его
льготы и поблажки, которые он дает наперекор закону Хри-
стову. От них развратился в вере и в жизни весь запад... И
теперь гибнет в неверии и вольностях жизни. Папа изменил
многие догматы, все таинства перепортил, расслабил правила
исправления нравов. Потом явился Лютер – умный человек,
но своенравный. Начал строить и перестраивать по-своему,
и учредил новую веру Лютеранскую. (Веру эту подхватили
протестанты и устроили учение о Святом Духе, а саму жизнь
без Духа Святого).
О том, к каким чувствам человек прихо-
дит, если начинает жить Святым Духом, им и во сне не может

62
сниться. Едва прочтут, как тут же отвергнут сразу, как что-то
чуждое для них. Затем выступили философы. И начали поми-
мо Евангелия по одному своему уму умствовать и гадать – и о
Боге, и о мире, и о человеке. И стало у них теперь: веруй, как
вздумаешь, живи, как хочешь, наслаждайся, чем душе твоей
угодно. Широко у них – все преграды разметаны. Но избави
нас Господи от сих расширений. Еще об одном скажу.
Дошло до моего слуха, будто вы считаете мои проповеди
очень строгими и полагаете, что ныне думать так нельзя, жить
так нельзя, а стало быть – и учить так нельзя. Времена, мол,
не те!! С таким суждением вашим согласиться никак не могу.
Потому что суждение ваше исходит из того злого начала, буд-
то христианство может быть изменяемо соответственно духу
времени, применяясь к изменчивым вкусам сынов века сего.
Это не так. Христианство вечно, неизменно, назначено управ-
лять или властвовать над всеми, кто покоряется его водитель-
ству.
Этот закон неизменности так непреложен, что Сам Господь
сказал: «не приидох разорить закон, но исполнить» (Мф. 5, 17).
Кто перетолкует или умалит силу закона, будет отвержен в
будущей жизни. И апостолам сказал: научите не тому, что кто
вздумает, а тому, что Я заповедал. Видите, какая неприкосно-
венная непоколебимость! А вы говорите – мое учение строго.
Не мое оно. Так учит Господь, апостолы и Святая Церковь»
(Проповедь в Неделю по Рождестве Христове, 29 декабря
1863 г., по старому стилю).
Теперь в продолжение уже сказанного.
4.3 Третье направление в четвертой степени ниспадения –
это глобализм. Как учение о совершенной человеческой циви-
лизации на земле и как реальная жизнь в едином земном цар-
стве потребления. Это то, что сейчас с нами происходит. Про-
гресс цивилизации и через то совершенство внешних условий

63
или уровня жизни. Невиданное прежде развитие чувствен-
ных и телесных удовольствий, взрыв душевных интернетных
развлечений. Это выдающиеся условия для умножения и жиз-
ни внешних людей. Внешний человек не умеет созидать. Он
пользуется всем готовым: знаниями, технологией, организа-
цией жизни, дисциплиной или ее устроенностью. Жизнен-
ность его вся лежит в сфере наслаждений, стандартов, уста-
новок сознания, навыков, привычек, солидарности, слияния с
большинством, вся погружена в зрелища, музыку, информа-
цию, новости. Чтобы внешнему человеку так жить, трудится
над развитием условий жизни мировая армия средних людей –
творческих, деятельных, душевно одаренных. Это артисты,
изобретатели, ученые, предприниматели, программисты, раз-
работчики законов, предписаний, писатели, поэты, журналисты...
Войдя в церковную, религиозную жизнь внешний и сред-
ний человек в своем устроении, нраве и характере остается
тем же – внешний внешним, средний средним. Прибавилась
только религиозность, в образе жизни добавились религиоз-
ные действия и события, и даже человек перешел из жизни
светской в жизнь приходскую, епархиальную, монашескую,
сменил профессию, служение, получил сан, церковные звания
и награды. Но по нраву и характеру он остается тем же, а то и
хуже того, что был.
Глобализм – это массовость, единообразие в мировом
масштабе. Это беспрецедентные возможности для развития
и укрепления индивидов в их третьем свойстве – земном
сближении друг с другом, сближение наций, культур, религий,
государств. И отсюда стремление встать на путь служения
по втяжке всех людей в религиозную жизнь. Это одна из
энергий духа времени и одна из задач царства тьмы – подго-
товить человечество к приходу антихриста, пробудив во всех

64
человеческую религиозность, поставить ее во внешние формы
национальных религий, а затем повести на соединение разных
религий в одну. Для этого нужен внешний и средний религи-
озный человек.
А внутреннего нравственного человека нужно подменить
его подобием. К такой подмене всегда готов средний человек –
душевно-творческий. В своих душевных дарованиях он артист
и нужное добро перед нужными людьми всегда может и готов
изобразить. Поэтому начальники и старшие его знают одним,
сверстники другим, младшие и неугодные третьим.
Подхваченный идеей религиозного добра, он искренне го-
тов к служению добру. Ясный ум всегда указывает ему истину
того, во что должно верить: в добро и Бога. В это он верит, но
на поверку любит только одного себя. Он верит в Бога, но в
глубине души невольно и безотчетно предпочитает Ему себя.
Он верит в Добро, но преклоняется перед злою силою, не раз-
личив ее, подкупается ею – не обманом чувств и страстей, но
одним безмерным своим самолюбием.
В нем он увлеченно живет своими дарованиями, красотой,
знаниями, благородством вычитанного в церкви воздержа-
ния, бескорыстием и деятельной благотворительностью, –
всем тем, что его выделяет как культурного, как церковного
и внешнеправославного человека. Совершенство православия
он отождествляет с собственным совершенством и поэтому
чувствует свое мессианское предназначение – вводить людей
в религиозное царство, которое он своим воспринимает, един-
ственно верным.
Для этого применяя все свои человеческие дарования, уме-
ния, таланты, пользуясь всеми современными средствами
привлечения, вовлечения, работает на «воцерковление» лю-
дей в целом, как и он сам, относительно далеких от Церкви.
Слушая их идеалы и поиски сегодняшнего «прогрессивного

65
мира», его гуманистический дух и целеустремления и сопо-
ставляя их с подобными «духовными» идеалами и чаяниями,
целями и надеждами христиан, все увереннее думает, что это
два совершенно согласных, все более сближающихся течения
человеческой высшей нравственности, душевной, разумной
деятельности и они непременно соединятся, встретятся – как
родные братья» (Архим. Лазарь Абашидзе. Ангелу Лаодикий-
ской Церкви. С. 40–44).
Возвращаясь к святителю Феофану и его толкованию апо-
стола Павла, увидим, что святитель не останавливается на че-
тырех степенях. Он называет пятую степень. И говорит, что
«все доселе сказанное было только подготовление или путь».
4.4 Пятая степень ниспадения – идолопоклонство. «Подго-
товку, т. е. то, как люди, ниспадши от Бога в самость и чув-
ственность, стали жить в богозабвении, можно еще объяснить
развитием прившедшей греховности, но как начали боготво-
рить солнце (родноверы), звезды (астрология), животных
(язычество), человека (атеизм), как могли дойти до такого
безумия, чем это объяснить? Только тем, что наткнул на это
диавол. Без участия этого мудрого на зло деятеля нельзя объ-
яснить происхождение идолопоклонства» (свт. Феофан. Тол-
кование. С. 101–102).
В то же время идолопоклонство в среде православных – это
забвение падшего естества, жизнь с ним и в нем, как будто его
нет. Есть грехи и страсти, а падшего нет. Поэтому будут дер-
жаться все действия внешней церковной жизни, уклонения
от грехов и даже кое-какого избегания страстей, но с полным
беспамятством о падшем человеке. Беспамятством, значит по-
клонением ему. Поклонением жизнью. Всем образом жизни.
При видимой и даже великолепно устраиваемой религиозной
обрядовостью – образованием и христианской культурой. Это
и есть внешний и средний человек.

66
Но явное беспамятство обнаруживается – еще и еще раз
нужно об этом говорить – в утрате страха Божьего, охлаждении
покаяния, в потере молитвенного духа. Равно в забвении
памяти смертной, равнодушии к чаянию жизни будущего
века, к чувствам и расположениям по отношению ко второму
пришествию Христа, к Страшному суду, к Раю и последующему
за ним Царству Небесному. Об этом сегодня почти вся
обширность церковного народа и не думает и между собою не
говорит.
Такое беспамятство апостол называет «возмездием» Божи-
им, наказанием. А святитель Иоанн Златоуст говорит об этом:
«Не дивись, что они не чувствуют того (что наказываются), а
услаждаются (своей жизнью). Бешеные и страждущие поме-
шательством ума, сами себя мучая и находясь в жалком поло-
жении, смеются и забавляются тем, хотя другие о них плачут.
Поэтому в том, что они не знают своего положения, должно
видеть жестокость наказания» (свт. Феофан. Толкование.
С. 116).


Рецензии