Сострадание - утраченное чувство

Сострадание состоит из частицы «со» и из страдания. Частица «со» это частица соединения. То есть человек соединяется в страдании. Страдание в нашем понимании существует – как противоположность счастью. Но есть люди, преимущественно праведные, святые, особенно мученики, которые своими словами, житиями и смертями опровергнут эту аксиому, для них страдание за Христа, за веру, за убеждения будет счастьем, со-частием, со-при-частием, соединением с Богом.

Если одному из вашей семьи плохо, как вы можете быть счастливы? Здесь переплетаются многие понятия. Понятие ближнего, понятие сострадания и семьи, ада и Рая. Что для каждого человека означает ближний, семья? Для единиц семья - все человечество, а для большинства «живущих» семья – это он сам. Это тело, в котором он живет, его душа, их комфорт и удовлетворение, а больше ему и не надо. Многие уверены, что сострадание – это когда он страдает, тогда все должны ему сострадать, сочувствовать, но сострадание - это наоборот, когда кто-то страдает, тогда и ты страдаешь. Не радуешься падению, сокрушению, болезни твоего близкого-дальнего, соседа, коллеги по работе, а сам с ним падаешь, сокрушаешься, болеешь. Человек может ощущать страдание другого даже на физическом уровне, к примеру, о таких чувствах говорят некоторые близнецы, когда сами физически в своем теле ощущали страдания своего брата (сестры) близнеца. Очень часто мать ощущает на расстоянии, или наперед во времени, когда ее дитяти угрожает опасность или дитё страдает.

Мы же разучились сострадать, сопереживать, сочувствовать.

В Америке был очень распространен цирк уродов, где простые американцы платили деньги, чтобы посмотреть на бородатую женщину, на сиамских близнецов, на карликов, горбунов, увечных, различных инвалидов с физическими недостатками и аномалиями. Такие люди вызвали неподдельный интерес и РАДОСТЬ! Люди получали приливы радости от чужого страдания и несовершенства.

В Европе, также, вплоть до середины 20-го века были человеческие зоопарки, в которые помещались выловленные из Африки аборигены-негры, им строились жилища из соломы, такие же в которых они жили, даже строились целые негритянские деревни, где дикари показывались в своем непотребном срамном дикарском виде и вызывали чувство омерзения и опять же ж чувство радости, что мы ж – не такие, а цивилизованные.

Куда пропали человеческие цирки и зоопарки? Куда исчезли? Они исчезли за ненадобностью? Исчезли, потому что люди стали сострадательны? Нет, никуда они не исчезли, они переместились в телевизор.

По телевизору нас развлекают всякими уродами: физическими («Я стесняюсь своего тела», «Взвешенные и счастливые» и т.д.); духовными («Окна», «Пусть говорят», «Адская кухня» и т.д.); нам вскармливают разных фриков, зеков, маньяков, показывают всякую дичь, погань, нечисть, "радуя" нас всяким человеческим безстыдством, падением, распутством; подноготной, которая немыслима и противна даже диким зверям, а мы все в себя впускаем, впитываем, другим разносим, а после получаем удовольствие и радость от увиденного. Современные шуты смеются над наркоманами, пьяницами, нищими, ущербными, над нами, нашим народом и страной, над нашим горем, а мы гомерически хохочем, держимся за животы, пытаемся подражать шутам, пересказывая другим их шутки. Плачем от смеха.

По телевизору один молотит другого – мы радуемся, когда «наш» победил, а когда «не наш» упал в нокауте, забился в конвульсиях, был унесен на носилках, радуемся еще более. Смотрим, смакуем повторы, друг другу пересказываем, в красках описываем. А кто такой этот «наш» и «не наш» уже особо и не имеет значение. В одной семье люди могут «болеть» за разных бойцов. А не так ли поступали язычники, (присутствующие на многочисленных аренах в каждом крупном городе Римской империи) на гладиаторских боях, визжа и беснуясь, когда один гладиатор убивал другого, когда проливалась кровь человеческая?

Да, именно так, и мы бежим, несемся снова стать кровожадными и безпощадными язычниками, и превращению нас в них, в большей степени,  последовательно и организованно, способствует информационный поток ненависти из средств массовой информации. В новостях нам дают 85 % информации, содержащих чье-либо страдание. В одном месте было извержение вулкана - погибли столько-то, в другом пронесся ураган - уничтожил столько-то. Умер такой-то деятель, человек, который принес много добра, а нас уже не продирает. Мы перестали сочувствовать. Для нас эти смерти просто стали обычными статистическими цифрами, которые не вызывают у нас никаких чувств, кроме равнодушия. Такая негативная информация не несет ничего полезного для человека и погружает его в общую безчуственную среду, которая в основной своей массе, по поводу и без повода, не вникая в смысл происходящего, уже на всякую ерунду, якобы сокрушаясь сердцем, изображая тревожную складку на лбу (но не особо глубокую – вредно для лица) заученно, как мантру, на всё происходящее, говорит: - Какой ужас, какой кошмар!

  – Ой, у меня представляешь, вчера стрелка «пошла» на колготах, и я весь день так проходила, и никто из коллег мне не подсказал. - Говорит одна другой, искренне сокрушаясь.

        – Какой кошмар!! - сочувственно кивает подруга, - а у меня, представь, навела тушью стрелки на глаза, я утром спешила и не доглядела. Так одна стрелка была там, где должна была быть, а вторая не там, и тоже никто из девочек не подсказал!

        - Какой – УЖАС!

Общество кошмарится и ужастится, в ерунде, в мелочах, если это касается непосредственно их самих – драгоценных, но на настоящие ужасы:  войны, смерти, гибели миллионов, тысяч, сотен и отдельно взятого государства или человека от голода, холода, болезней уже никак не реагирует. Из нас постепенно вытравливают чувство сострадания и круг лиц, к которым мы сострадали ранее - сужается.

- Да что там те, голодающие в Африке, тут самому жрать нечего. Блокада Ленинграда?! Это не фашисты виноваты, а сами. Правительство должно было обеспечить эвакуацию и отдать немцам город. А эти соседи постоянно ноют, что семеро детей и им не хватает – нечего было столько рожать, хватало бы. Надо было, как мы, одного - Мишеньку, но зато все ему дадим, всем обеспечим, нечего плодить голытьбу. А голытьба, голь перекатная, нищеброды и бомжи вообще расплодились, работать не хотят, только мусор, вонь, вши и болезни распространяют, их бы вообще всех в концлагерь, пусть там их научат работать, камень урановый колоть и Родине – польза.

Вытравливая из себя чувство сострадания к дальним и ближним, человек фокусируется на сострадании, к самым близким (те, кто входит в круг семьи), а потом и это чувство гаснет, отметает и их, и фокусируется уже на себе. Исповедуя принцип «святой троицы» - Я, Мне, Себе. По-другому называется – эгоцентризм.
 
СОСТРАДАНИЕ – ЭТО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЗАВИСТИ.

Да именно зависти, многие со мной могут поспорить, что равнодушие  - это и есть антипод состраданию и это конечная точка. Но это не совсем так, равнодушие можно сказать пограничный пункт, нулевая отметка, а зависть уже идет со знаком минус. Если по нашим чувствам провести черту, где в начальной точке «А» будет «сострадание, в конечной точке «В» будет «зависть», то равнодушие будет четко посредине.

«А-сострадание»               «Б-равнодушие»                «В-зависть».
 
Что ж такое зависть? По простому зависть – это противоположность состраданию - это рожденные в душе чувства, когда человек радуется горю ближнего (дальнего, чужого) и горюет, когда у ближнего (дальнего, чужого) - радость.
 
По Декалогу зависть – это грех. Многие воспринимают грех, как некое нарушение, которое нельзя делать, потому что так сказал - Бог и точка. Но, если рассматривать грех, как болезнь, как чужеродное проявление не присущее человеческой природе, то все становится на свои места. Представьте себе картину, где зависть - не грех, и человек с завистью спокойно пропускается на постоянное место жительство в райские обители. Чтобы мы увидели? Я даже содрогаюсь от этой мысли: святые и праведные – небожители радуются с наших проблем здесь на Земле, а с тех, кто находятся в аду – вообще хохочут. А, если мы радуемся – они печалятся. А каждого прощенного Богом грешника ненавидят злобой страшною.

- Ничто нечистое не войдет в Царство Божие. – Это слова самого Бога.

Тогда что же делать? Что нам самим делать, и что Богу с нами делать, если мы постоянно на каждом шагу завидуем всем подряд: этот выше ростом, а у этого жена, да еще и красивая, а этот богат, да еще и здоров, а эти на курорт каждый год по два раза ездят по-заграницам, и загар красиво ровно ложится и ни разу не отравились местной кухней.

Что делать Богу? С нами со всеми. В Рай нельзя, всё испортят, не тому будут радоваться и не тому печалиться, остальных испортят. Тогда нужно лечить. Всех лечить. Как?

СТРАДАНИЕМ!

Чтобы научиться сострадать, нужно самому пострадать.

Сытый - голодного не поймет. Богатый – не смилуется над бедным. Здоровый – не сжалится над больным. Свободный – заочно осудит узника. Имеющий кров не примет странствующего.

Для этого Бог даст сытому – голод, богатому – нищету, здоровому – болезнь, свободному – узы, пребывающему в покое – бегство.

Радуешься, что соседа побили, побудешь в его шкуре - сам будешь побит. Радуешься, что у сестры муж пьет, а твой не пьет – побудешь в роли плачущей, свой пойдет и пить и гулять, и вообще к другой уйдет. Радуешься, что кума выгнали с работы, а у тебя всё тишь, да благодать, и тебя выгонят и еще и растрату пришьют. Осуждаешь кого-то – в этом и пребудешь. Чужому горю радуешься – хлебанешь и его горе и своё, да ещё и с лихвой.

Рядом с Христом на крестах висели два разбойника и все втроем страдали, только один разбойник хулил Господа, а другой ему - сострадал. Один пошел в ад, а второй - в Рай.

Не страдание, но сострадание заведет человека в Рай.

Что же делать, когда у человека нет чувства сострадания? Когда человек по тем или иным причинам утратил его, что делать? Как возродить в себе чувство сострадания? Господь наш Иисус Христос, который безвинно Пострадал и был позорно распят за всех человеков, даёт нам такой ответ.

Матфея 25:31-46:

«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».


Рецензии