Борис Никончук, памяти друга

Никончук Борис Владимирович (31.05.1948 — 17.02.2019)

17 февраля 2019 умолк ключ знаменитого КВ-радиста (RA3YJ), ушел главный конструктор брянских любительских радиостанций, ученый-биолог и инженер, книгочей и философ, верный и заботливый друг, интеллигент невзирая на эпоху.

* * *
Борис родился в Брянске, в семье учёного, доцента кафедры дендрологии БТИ/БГИТА. Его дед по отцу, Нестор Филиппович Никончук, телеграфист крейсера «Громобой» в 1-ю МВ и бабушка Елена Ивановна, в прошлом тоже телеграфист, рано познакомили внука с азбукой Морзе – быстро перестукиваясь с друг с другом даже во время «обычных» разговоров.

Родители Бориса познакомились в Брянске вскоре после войны. Отец, Владимир Нестерович Никончук (1923—2001) – доброволец и инвалид ВОВ, послевоенный выпускник Брянского лесохозяйственного института, далее доцент кафедры дендрологии ЛХФ БТИ, автор серии книг «Лекарственные травы Брянской области», до конца жизни занимался наукой.
Мама, Вера Ивановна, в девичестве Петракова (1923—2016) – тоже доброволец и герой ВОВ, далее областной партсовработник и с 1970-х, уже на пенсии, общественный деятель ДУ №11 и УЖСК в Советском р-не Брянска.

В 1948 г. новорожденного первенца привезли в дом деда Нестора рядом со школой №2, а затем молодые переехали в новый 2-этажный на ул. Советской 73, где до переезда на ул. Костычева прошли детство и юность Бориса.

После окончания в 1966 г. школы №4 , Борис поступил на дневной ЛХФ БТИ, но окончил его уже заочно –  отслужив  армию близ г. Луцка (1970—1972). Закончив ЛХФ, остался аспирантом на кафедре таксономии, где занимался биофизикой растений, в т.ч. научно исследовал факты наличия их «биополей».
В конце 1970-х  Борис возглавлял техотдел областной «Телерадиобытехники» и конструировал трансиверы (любительские КВ-радиостанции, позволявшие общаться с любым местом планеты – азбукой Морзе или голосом в режиме прием/передача), участвовал в выставках радиолюбителей и получал призы за отличные параметры и дизайн своих работ. В это время он уже жил в частном доме на ул. Пролетарской, издали заметном по высоким мачтам радиоантенн.

В середине 1980-х Борис перешел в метеослужбу Брянского аэропрорта, где, помимо метеостанции, поддерживал все виды связной техники и подружился со многими авиаторами, в т.ч. летчиком и знаменитым писателем-фантастом (плюс автором своей системы реабилитации после инфаркта, дополняющей Микулинскую) Г. К. Реймерсом.

В начале 1990-х Борис применил накопленный опыт первом в Брянске ЧП по  установке СБ-радиостанций и мощных радиотелефонов. Но бизнес плохо сочетался с творческой натурой Бориса и в середине 1990-х он «вышел из дела» и вернулся к родителям – перенеся на ул. Костычева и свои антенны.

Как и другие технари, к началу 1990-х Борис серьезно увлекся цифровой техникой и ПК (персональными компьютерами) – изучал различные прикладные программы, в т.ч.  по электронике, совершенствовал английский и практику перевода.   
В 1995 г. в Брянске открылась фирма по установке автоматических котельных  (ООО «ТеплоСервис»), где для освоения еще не русифицированных комплексов фирмы Honeywell потребовалось переводить сложные инструкции, программно настраивать обрудование, обучать персонал и т.п. Борис оказался единственным в Брянске разносторонним инженером с необходимым знанием английского – непрерывно пополняемым через эфир, и первые брянские котельные Honeywell были запущенны при его участии, подняв его репутацию технического переводчика. 

К концу 1990-х пришел Интернет, но Борис остался верен и эфиру – став гуру модернизации любительской связной техники и перевода документаций к импортной. Как написали его брянские коллеги на своем сайте: «все радиолюбители области ремонтировали свои трансиверы у Бориса Никончука».

Как и многие из интеллектуалов, Борис к концу 1990-х открыл для себя книги Микулина, Гарбузова и др. «оздоровителей» – давших новое понимание здоровья и способы  сохранять работоспособность, особенно после 60-и лет. Ибо несмотря на  ЗОЖ (не курил и не имел пристрастия к алкоголю), в 1999-2000 г. у Бориса начались остеохондроз шейных позвонков с онемением конечностей, головокружения и т.п. И здесь, подобно Микулину и Реймерсу, он создал свой оздоровительный комплекс, включавший особые «доски» для сна на жестком, деревянные «подушки» под шею из осины, мебель для долгой работы за компьютером, способы защиты от ВЧ-излучений, ионизаторы воздуха и т.д. Эти решения плюс более частое общение с природой, долгие прогулки в лесу – и проявления возраста отступили на почти два десятилетия...

С уходом отца, Владимира Нестеровича в 2001 г. (в его комнате-музее до сих пор сохранилась обстановка профессорского кабинета), Борис жил вдвоем с мамой – с любовью заботясь о ней. Активная общественница, Вера Ивановна до ухода в 93 года сохраняла интеллект, прекрасную память и была «душой» их дома.

Ее смерть в 2016 г. тяжело повлияла на Бориса и он окончательно переселился к близкому другу в Овстуг, где уже много лет проводил летние месяцы. Но последние стрессы плюс возраст (не дожил до 71-летия в мае) сожгли запас жизненных сил, и еще полный творческих планов, Борис скончался после нескольких месяцев болезни, попросив похоронить себя в Овстуге, где прошли лучшие из его последних лет.

Борис не любил формальных религиозности и обрядов, но тема Высшего смысла и присутствия Бога не раз звучала в его философских откровениях. За несколько дней до ухода его сестра Марина пригласила священника, кто долго исповедовал Бориса – успокаивая и примиряя с предстоящим...

Прощай, дорогой друг! Или до встречи! GB 73

Версии очерка с фотографиями в тексте, в VK:
https://vk.com/@earjan-boris-n
и в ОК:
https://ok.ru/profile/657730596/statuses/69422685634596


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.