И снова Кярово...

5 апреля 2019 г. я вновь посетил Кярово. Священник села о. Сергий (Олисов) привез меня сниматься в телепередаче Псковского телевидения, по-лагая, что я смогу сказать нечто новое по истории знаменитой усадьбы.
Пока суть, да дело, мы уговорились с ним о том, что я подготовлю в течение определенного времени о Кярово новый текст.
Делать нечего, придется делать это на основе собранных ранее статей и записей, к которым следует еще присовокупить материалы Гдовского Музея истории края.
Тут же, вечером, я позвонил директору означенного музея Н.Л. Сингатулловой, и лично удостоверился о наличии в музее Клировых ведомостей Кяровского храма. О наличии их мне сообщил священник, и это стало несомненной удачей на первых этапах поисков материалов по означенной теме, что предполагало большую работу по набору и аналитике.
Ведомости следовало перед этим отснять и прочесть. В связи с этим я наметил соответствующую поездку в Гдов, и не одну, благо священник намеревался предоставлять мне в Гдове проживание и хлеб. – Что еще надо ищущему краеведу на пенсии?
Где-то в 2000 – 2002 гг., еще до отъезда в Москву, мне довелось откликнуться на просьбу прихожан храма с. Кярово, которые просили меня суммировать все имеющиеся у меня сведения о Кярово. Я сделал это и по-просил в свою очередь глянуть хоть что-то в архивах С.-Петербурга свою одноклассницу Н.Н. Наумову (†). Наталья Николаевна скопировала мне в ка-ком-то архиве «Дело канцелярии СПБ гражданского Губернатора о прибытии в Гдовский уезд на жительство отставного Поручика графа Ивана Коновницына» и еще пару Клировых ведомостей. На этом участие ее в деле подборки кяровских материалов практически закончилось, если не считать нескольких материалов, доступных тогда в сети.
Далее я собрал согласно просьбе кяровских прихожан другие материа-лы, которые привел в единообразие и которые сегодня существуют в виде рукописи, хранящейся у о. Сергия. У меня такой рукописи давно уже нет, и, мало того, я утерял ее в электронном виде, но вновь нашел в 2018 г. в интернете. Кто-то заботливо ее выложил в сеть, и потому я несказанно обрадовался нежданной находке.
Сегодня настало время основательно переработать массив сведений о Кярово, к которому подступались многие авторы. Среди них в первую очередь следует отметить работы Е.П. Иванова (Псков) (†), с которым я встречался на праздновании 80-летия Гдовского музея истории края. Это был не-забываемый праздник, во время которого мы не только слушали научные доклады, но еще и активно отдыхали в Пионерском лагере на р. Желче (бл. пос. Ямм), и совершили наутро после основательного застолья памятную прогулку на катере по водам Чудского озера. В тот праздник я еще познакомился за столом с академиком А.Н. Кирпичниковым и псковским археологом Б.Н. Харлашовым (†).
С Борисом Николаевичем, как специалистом, мне довелось впоследствии встречаться в его «Доме археолога»  на р. Пскове, а потом уже в замечательном псковском музее , где Харлашов работал одно время заместителем директора. У меня есть, кстати, хороший портрет с фотоаппаратом Харлашова, который он мне и сделал. Я его всегда использую для сетевого официоза и на т.н. «аватарки». – Это так важно в сети. Фотопортрет работы Б.Н. Харлашова стоит у меня на «аве» на моем первом канале в YouTube.
На второй день нашей Конференции я познакомился так же со священником Гдовского собора о. Михаилом (Женочиным) (†), которому уступил за 200 руб. свой альбом с фотографиями каменных крестов. Теперь это альбом находится в собрании Гдовского музея.
Мой земляк, священник храма Покрова Б.М. на Боровой (С.-Петербург) о. Дмитрий (Пономарев) редактировал книгу об о. Михаиле, которую я получил в дар у вдовы о. Михаила, матушки Марины. – Книга называется «Наша вера радостная…»
Однажды с о. Михаилом и со школьниками Сланцевской Средней специальной школы я ездил на захоронение костных останков в пог. Доможир-ку. Старые кости были выкопаны там при строительных работах, и группа школьников под руководством воспитателя А.Ю. Дорошенко принимала участие в работах по восстановление означенного храма.
Сегодня доможирский храм находится под окормлением указанного священника о Дмитрия (Пономарева). Отец Дмитрий ведет соответствую-щую группу в Контакте, которая называется «Доможирская Троица», в которой можно узнать все новости Доможирского прихода.
В Доможирке сегодня произошли большие перемены. Если раньше храм стол открытый всем ветрам, то теперь в нем сделан капитальный ре-монт и мелиорация. В 2018 г. о. Дмитрий потратился на возведение новой кровли. – Храм и пределы украсились новыми иконостасами, которые писаны в духе псковского иконописания. Подсвечники, паникадила и проч. пред-меты из металла о. Дмитрию делали псковские кузнецы. В 2019 г. он вздумал поставить в храме и снаружи разного рода керамиды. Таким образом, работа им ведется масштабная.


Рецензии