Чёрный город, белые птицы

Когда две белые птицы пролетали над этим городом, они вели такой разговор.
– Может быть, спустимся ненадолго, отдохнем, поклюём чего-нибудь, – говорила одна.
– Да там как-то неуютно, – отвечала другая, – это же тот самый чёрный город, мрачный и пустой, в нём даже ничего не растет, ни деревья, ни цветы. Полетим дальше...

С высоты птичьего полета городок выглядел тёмной каменной россыпью. Он имел свою печальную историю, которая птицам, конечно, была неведома. Впрочем, не только птицам, но и живущим в нём людям. Никто точно не знал, какая беда посетила это несчастливое место много лет назад. Некоторые вспоминали про большой пожар, который полыхал так долго, что уничтожил всё, оставив только обожженные снаружи и выжженные внутри дома, в которые потом вернулись жители. Говорили ещё, что пожар опалил землю, на которой больше ничего уже не могло расти. Не пострадали только камни – вечные и немые свидетели человеческих бед.

Люди, вернувшиеся в город только потому, что им некуда было идти, даже не пытались обустроить свои жилища. Одни были уверены, что бедствие непременно повторится.  В головах других прочно укоренилась мысль о том, что изменить ничего нельзя, что на голой земле ничего не растёт, что глупо надеяться на лучшую жизнь. Так и жили в грязно-серых стенах, глядя на мир сквозь мутные окна, жили без праздников, надежд и перемен.

Со стороны могло показаться, такая жизнь была в тягость горожанам. Но они ничего другого не знали и были ко всему равнодушны. Мало кто имел друзей, навещал родных, заглядывал на огонёк к соседям. К появлению новых людей относились с совершенным безразличием, можно сказать, совсем никого вокруг себя не замечали. Когда по центральной улице однажды прошагал незнакомец  с заплечным мешком, никто не повернул  головы, чтобы посмотреть ему вслед. Он шел легкой походкой, с любопытством озираясь по сторонам, словно хотел увидеть что-нибудь радующее глаз.

Вряд ли кто знал, почему Лукас появился в городке. И, конечно, никто не мог предполагать, что из этого выйдет. А он поселился в небольшом домике цвета темного асфальта, который ничем не отличался от прочих: издали смотрелся почти чёрным, таким же был и внутри. В комнатах ночевала тьма и дневала полутьма, в заплывшие окна едва просачивался свет. Новое жилище ему понравилось, но только наполовину.  «Хорошо, что у меня есть свой дом, –   рассуждал Лукас, – но здесь чего-то явно не хватает».
 
У него была привычка переиначивать всё по-своему. А дом как раз то место, где  легче всего происходят перемены.  Оглядев комнату, которую он назначил спальней, Лукас решил, что начинать надо с самого главного. А самым главным для всякого живого существа, как известно, является свет. И он принялся отмывать окно. Он не ожидал, что это занятие окажется таким трудоемким и займет целый день, но сил и времени не пожалел.
 
На следующее утро его разбудил солнечный луч. Проснувшись, Лукас оглядел комнату, освещенную солнцем, не зная, радоваться ему или нет. С одной стороны, приятно было любоваться ярким небом, подернутым редкими облачками; с другой стороны, комната, наполненная светом, выглядела еще хуже, чем обычно: неровность мрачновато-серых стен, низенький потолок, перекосившаяся дверь. Вид из вымытого окна тоже не слишком радовал глаз: пустынная улица, безликие домики.
– Очень хорошо, – сказал он себе, – завтра продолжим.

На другой день Лукас решил привести в порядок стены обеих комнат.  Он долго работал, старался изо всех сил и сделал свое скромное жилище уютным. И теперь каждый, кто заглядывал с улицы в чистые окна домика, мог видеть это. Странно, но у людей вдруг проснулось любопытство. И они нарочно замедляли шаг, проходя мимо, чтобы заглянуть вовнутрь и увидеть невиданно яркие стены и самого хозяина.
 
А хозяин уже думал о том, в какой цвет покрасить домик снаружи. В конце концов он остановился на ярко-зеленом. Вскоре на улице, состоящей из серых строений, появился домик цвета весенней травы. А Лукас уже вскапывал землю в вытоптанном палисаднике. Один прохожий даже остановился от неожиданности при виде такого зрелища.
– Здесь давно ничего не растет, – мрачно сказал он, ни к кому не обращаясь.
– Не растет? – переспросил Лукас, – надо же… Я и не знал. А почему не растет? 
– Потому что… – ответил прохожий, – и это всем давно известно. Посмотри кругом: ни кустика, ни травинки…
– Ну, это только пока, – заявил Лукас, вынимая из кармана горсть каких-то семян.

Земля, отвыкшая от живых растений, долго сопротивлялась, но потом вспомнила, как это бывает, и позволила семенам прорасти. В свой срок под окном упрямца расцвели цветы. А он все не унимался: соорудил перед домом лавочку, на которой стал сидеть по вечерам, любуясь закатом. Постепенно к нему начали присоединяться ближайшие соседи, а потом и дальние. Пришлось смастерить еще три лавочки. Заходящее солнце располагало к разговорам. Вечерние беседы длились до ночи, и люди не спешили расходиться.
 
А потом начались совсем странные вещи: соседи Лукаса стали мыть окна в своих домах.  И еще повадились ходить друг к другу в гости –   сначала, чтобы посмотреть, у кого окна чище, а потом и просто так, без особого повода. Нетрудно догадаться, что после этого многие принялись за обустройство комнат – мыли, чистили, красили, выбрасывали все лишнее.  Каждый старался сделать свой дом самым красивым. Теперь соседям было что обсудить, о чем поспорить. Больше всего спорили о том, в какой цвет красить дома снаружи. Нельзя же  допустить, чтобы на одной улице стояли подряд три зеленых домика…

Когда две белые птицы пролетали над городом, одна по привычке сказала другой, что пора передохнуть и подкрепиться, а та глянула вниз и спросила:
– А мы где летим? Что-то я не узнаю это место. Помнишь, здесь раньше был чёрный город.  Мы заблудились? Точно заблудились! Смотри, внизу деревья зеленеют!
– Птицы не могут заблудиться, – уверенно сказала первая птица. – Это и есть то самое место. Только ты его не узнала – оно просто расцвело! Теперь там можно свить гнездо. Летим!
 
И они устремились вниз. Лукас посмотрел из окна на белокрылых пташек, опустившихся рядом с цветущим кустом в палисаднике, и подумал: «Ну наконец-то!»


Рецензии
Спасибо, Ирина, за прекрасную сказку.
Не часто приходится читать столь позитивные истории. Действительно, "и один в поле воин", если человек заражает других стремлением сделать жизнь вокруг лучше и чище.

Елена Пацкина   14.04.2019 22:50     Заявить о нарушении
Как приятно узнать, что Вы, Елена, благосклонно относитесь к нарушению традиции общего мнения, выраженного в словах "один в поле не воин". Одному многое по силам, если он ясно видит цель и идет к ней. А первый всегда один...
Благодарю за отзыв!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   16.04.2019 21:55   Заявить о нарушении