Йемен. Полет за три моря

     В апреле 1970-го мы готовились в длительную загранкомандировку: оформляли загранпаспорта, делали прививки, готовили полетные карты, планы связи, сверяли регламенты с контрольными экземплярами. По совету «бывалых» закупили продуктов. Даже насушили по мешку сухарей! Все это мы загрузили в наш  «Ил-14».
     Наша задача заключалась в том, чтобы сменить экипаж, который находился  в распоряжении нашего Посла в Арабской Республике Йемен. У их самолета заканчивался ресурс двигателей до 100 часовых регламентных работ. А продлять его в Йемене не было условий. Поэтому экипажи работали вахтовым методом, сменяя друг друга. Длительность командировки зависела от интенсивности полетов на территории Йемена. А так как там только что закончилась гражданская война, то передвигаться по дорогам Северного Йемена было не безопасно.
      Вылетели в назначенный час в Симферополь. По прибытии в Симферополь мы заправились и полетели дальше, через Черное море, Турцию, Средиземное море – в Египет, с посадкой в Каире.
     При подлете к турецкому берегу, мне не удалось сразу установить связь с Анкарой. А по Инструкции, без связи с Анкарой мы не имели права  входить в зону ее управления. И мы вынуждены были встать в круг у Турецкой границы. Мы ходили по кругу над морем у турецкого берега, пока не установили связь с руководством Управления полетами над Турцией. Лишь через полчаса я смог установить связь с Анкарой и то, на Аварийном канале! Дальше все пошло, как по маслу. Но эти, потерянные впустую, полчаса и сильный встречный ветер не оставили нам шансов долететь до Египта без посадки. Из-за нехватки топлива, мы вынуждены были сесть на Средиземноморском острове Кипр, для дозаправки.            
      Встретившие нас в Никосии представители «Аэрофлота» сообщили нам, что топлива нашей марки здесь нет. Вместо нужного нам «Б-90» они предложили заправиться топливом марки – «Б-100»! Некоторое время мы колебались, но потом решили: А! Была – не была! Все равно нам никто другого топлива здесь не даст потому, что его просто негде взять, а лететь надо. И мы заправились. В аэровокзале нас накормили какой-то соевой баландой, и мы вылетели из Никозии в Египет.
      Правда, долетели мы до Каира без происшествий. Заправившись в Каире, мы полетели дальше, в Асуан. Там у нас была запланирована дозаправка. Но тут опять вмешался  встречный  ветер. И когда мы поняли, что до Асуана нам не дотянуть, командир приказал мне, чтобы я запросил разрешение произвести вынужденную посадку в Луксоре.
      Получив «добро», мы благополучно приземлились. Но после посадки выяснилось, что в Луксоре нет представительства «Аэрофлота». А это значит, что за все надо платить наличными. А  где ж их взять? Тем более – доллары! Вся надежда была на переводчика – уж он-то  все уладит. Но переводчик оказался неопытным – с третьего курса Инъяза – и в загранкомандировку полетел с нами в первый раз!
     Четыре часа он «бился» с работниками аэропорта, уговаривая их заправить нас под честное слово и уверяя их в том, что представительство Аэрофлота возместит им все убытки. Убедить в этом он их не смог, но, видимо, мы им надоели, и они разрешили нам заправку и выпустили нас на все четыре стороны!
      Вылетев из Луксора, мы направились на юг и через Асуан вышли на восточное  побережье Африки. Перелетев  через Красное море, мы добрались до юга Аравийского полуострова, где находился Йемен, и произвели посадку на аэродроме Ходейда.
Зарулив на стоянку, мы открыли дверь самолета и ощутили на себе дыхание Сахары! В самолете у нас была комфортная температура, а тут – невыносимая жара в 45 градусов в тени при 100% влажности!
      Резкий перепад температур оказался сильным стрессом, и мы ходили вокруг самолета, как тени. Мозги буквально плавились от жары, и мы ничего не могли понять, что с нами происходит. Мы избегали солнечных лучей, прятались в любую тень, так как они жгли нас, вновь прибывших, нещадно. А солнце висело над нами, как «Домоклов меч»!
       Спасибо, что на аэродроме нас встречал экипаж, который мы должны были сменить. Они помогли нам выгрузить наши пожитки из самолета, и погрузить их в машину. Заправив самолет и сдав его под охрану, мы уехали в «Хабуру».
      «Хабурой» называли поселок на окраине города, где жили русские «военспецы». А «военспецы» – это военные советники и инструкторы из числа  летчиков, штурманов и техников,  помогавшие йеменским авиаторам осваивать нашу военную авиатехнику. На вооружении Северного Йемена тогда стояли наши «Ил-28» и «Як-28»!
      Прибыв в «Хабуру», мы разместились в двух комнатах  по три человека. Командир, пилот и штурман – в одной, борттехник, бортмеханик и я – в другой.  Комнаты были на втором этаже длинного двухэтажного здания. Условия в них были комфортные –  в каждой комнате было по кондиционеру и холодильнику. 
      Устроившись и отдохнув на новом месте, мы назавтра вылетели в Сану для ознакомления с маршрутом полета. Сана – это столица Северного Йемена. Она располагалась в горах на высоте – 1800 метров над уровнем моря! С нами летели командир и штурман старого экипажа. Они показывали нам ориентиры, на которые нужно было обращать внимание в полете, который проходил над горным массивом.
      Следующим утром мы проводили старый экипаж домой, а сами остались вместо него в распоряжении Посла.


Рецензии