Юбилейная исповедь

Любой юбилей – время подвести итоги. Каждый человек раздумывает над тем, что из себя представляет его жизнь, ближайшее окружение, работа, положение в обществе. При этом у каждой личности свои приоритеты, своя шкала оценок, критерии «успешности». В минуты таких раздумий, когда прошлая жизнь проносится перед глазами подобно кинофильму, приятно осознавать свои достижения. Их длинный список подобно прохладному ручейку в знойный день освежает и наполняет радостью, энергией для новых свершений. Ведь нет предела совершенству. Путь человека определяется только границами самой жизни, а объем пути бесконечен. Каждый вправе наполнить его чем пожелает. Другое дело, если список не проходит по внутренним критериям успешности и навевает грусть. Столько лет жизни безвозвратно ушло в прошлое, а взамен не осталось ровным счетом ничего. Впрочем, конечно, что-то да осталось. Вселенная не терпит пустоты. Вопрос в том, что эту пустоту заполняет. Осознать это – сделать гигантский шаг на пути самопознания. Знание есть сила, с него начинается любой путь. Или кончается. Ведь второй вопрос заключается в том – можно ли с этим знанием жить дальше? Например, Маша Васильева так не считала.

Эта история началась в день ее рождения. Обычно дни рождения приносят радость. С раннего утра трезвонит телефон, осведомляя о намерении родных и знакомых поздравить именинника. Отличное настроение сопровождает целый день и поднимается еще выше от цветов и подарков, добрых слов коллег или соседей по лестничной площадке. Светлые мысли заполняют голову и мир кажется невероятно добрым в этот удивительный день.

Маша хотела бы все это ощутить, но не могла. Ее день начался совершенно в ином ключе. Она проснулась от глухого звука тишины. Окна были наглухо закрыты, чтобы сберечь теплый воздух в помещении. Обогреватель работал на всю мощность. Шторы надежно задернуты, дабы не пустить раньше положенного солнечный свет в небольшую уютную спальню девушки. Маша вздрогнула от непривычного звука, обдумывая куда внезапно исчезли ее шумные соседи, потянулась в кровати и встала.

Едва шторы разъехались в стороны, как комнату заполнил нежный солнечный свет и помещение заиграло новыми цветами. Маша с улыбкой поймала в зеркале свое заспанное отражение и, схватив с тумбочки телефон, двинулась на кухню организовать себе праздничный завтрак. Путь от спальни до кухни был близкий, пара шагов и девушка оказалась в просторном светлом помещении с кремовой мебелью и круглым столом в центре. Включив чайник, она села за стол, одновременно пролистывая список входящих звонков в телефоне, затем список смс сообщений. Подперев голову рукой, Маша открыла интернет браузер и зашла на свою страничку в социальной сети, пролистала список новостей и, откинув телефон в сторону, опустила голову вниз и медленно коснулась лбом прохладной поверхности стола. Она не могла поверить в то, что с ней случилось. Сегодня ей исполнилось тридцать лет. Юбилей. Одна треть жизни осталась позади, а разделить эту радость оказалось не с кем. Никто не вспомнил про ее день рождение.

Этим утром Маше было уже не до чая или праздничного завтрака. Она засела в кресле в углу кухни и терпеливо ждала хотя бы одного звонка от родных или знакомых, стараясь держать эмоции под контролем. В будний день Маша с чистой совестью оправдала бы их работой. Нынешний ритм жизни не оставлял места памятным событиям. Однако выходной день менял ситуацию на сто восемьдесят градусов. Никто не мог забыть об этом дне случайно, только если они не помнили о нем вовсе.

Маша задремала, гипнотизируя телефон глазами, поэтому, когда в обед раздался первый звонок, она вздрогнула от неожиданности и поспешно схватила телефон.

- Вас слушают, - как можно непринужденнее произнесла Маша.

- Доченька моя, родная, любимая, с днем рождения… - раздался в телефонной трубке мамин голос.

Маша с улыбкой выслушала мамины поздравления, поблагодарила ее за теплые слова, положила трубку телефона и разрыдалась. После поздравлений матери она в миг ощутила всю горечь своего одиночества.

В этот день поступило еще пару звонков от ее ближайших родственников. Вспомнили они об этом дне самостоятельно или им помогла ее мама было неважно. Они исполнили свой долг, оказав знак внимания девушке, и тут же переключились на семейные дела. Маше же оставалось в одиночестве раздумывать над своей жизнью. Как сложилось так, что самый важный день в году ей не с кем было провести.

Маша долго плакала, а когда день стал уже клониться к вечеру она заставила себя умыться, одеться и выйти из дома в неизведанном направлении. На крыльце подъезда она столкнулась с мамой. Женщина средних лет цветущего вида с пышной прической и не менее пышной охапкой роз радостно улыбнулась девушке.

- Машенька, я тебе цветов купила – улыбнулась женщина, протягивая букет.
Маша осторожно приняла его, прижала к груди и почувствовала, как на глазах вновь появляются слезы.

- Спасибо, мамочка, - прошептала она, смахивая предательскую слезу со щеки.

- Девочка моя, что случилось? Кто тебя обидел? – испугалась женщина, помогая Маше вытирать новый поток слез. – Машенька, милая, ну что ж ты плачешь…

- Я такааая несчаааастная, - сквозь всхлипы выдавила Маша и спрятала лицо в мамином плече.

Женщина некоторое время гладила девушку по спине, успокаивая, затем предложила прогуляться до ближайшего кафе, что они и сделали.

Официант с широкой улыбкой встретил их в холле и проводил в зал. В центре кафе располагался камин, а вокруг него на невысоких пьедесталах столики. Женщины выбрали столик в центре и сели смотреть меню, пока официант побежал за вазой для цветов.

- Здесь столько интересных блюд… - начала машина мама, но, глядя на растерянное лицо дочери, замолчала.

Официант вернулся с вазой, поставил цветы, записал заказ, который ему продиктовали и удалился. Женщина, тяжело вздохнув, с болью посмотрела на своего ребенка.

- Машенька, расскажешь, что случилось?

Маша пристыженно потупила взгляд в стол и, сжав руки в замок, тихо отозвалась.

- Я провалила свою жизнь, мама.

Женщина изумленно вскинула брови и недоверчиво посмотрела на дочь.

- Как же так милая? Ты столь многого достигла. У тебя два образования, руководящая должность в престижной фирме, финансовая независимость. Более того, ты живешь в собственной квартире, только поменяла старый автомобиль на новый, много путешествуешь… Я не понимаю, дорогая, почему ты считаешь, что… - женщина вздохнула и замолчала, дав возможность Маше подтвердить или опровергнуть ее слова.

- Ты права мама, - вежливо согласилась Маша. – Если смотреть с твоей стороны, то именно так все и выглядит. Я умница, красавица, всего сама достигла, только вот не на то ставку сделала, понимаешь?

- Не понимаю милая, объясни, - попросила женщина.

На этот раз тяжело вздохнула Маша:

- Никто не должен в свой день рождения оставаться один. Это несправедливо.

- Милая, - с улыбкой посмотрела на дочь женщина. – У тебя столько родных и знакомых, разве ты одна?

- Где они сегодня, мама? Где мои родные и знакомые? – округлила глаза Маша, а затем намеренно оглянулась вокруг себя. – Может под столом прячутся, а я просто не заметила?

Официант принес женщинам чай, лимонад и закуски, чем на время прервал их беседу.
Когда он отошел достаточно далеко Маша, сдерживая слезы, продолжила:

- Я сама виновата. У меня была не одна возможность сохранить дружбу, выйти замуж и обзавестись малышами, но я выбрала карьеру. Я предпочла знания, деньги и власть человеческим отношениям и вот финал…  - мама молчала, а Маша смахнув слезы со щек продолжила. – Я никогда раньше не понимала, как важно проснуться утром не одной. Редко задумывалась о том, что работа не может заменить мне жизнь, но все так благополучно складывалось. Я не заметила, в какой момент все обрушилось.

Понимаешь, мама, в детстве я хотела изменить мир, сделать его добрее и лучше. Сегодня у меня было время подумать, и я неожиданно вспомнила, как радостно было там, в моем детстве. У меня было много друзей. Моя жизнь искрилась добротой и любовью, радостью и смехом. Сегодня я здесь, а мои друзья остались там -  в моем детстве.

Затем я вспомнила школу. Жизнь подростка всегда интересна и наполнена событиями. Помнишь мою компанию? Мы были неразлей вода. Сколько крови мы попортили учителям плохим поведением… - Маша грустно улыбнулась, вспоминая былые проказы. – В те дни я думала, что мы пронесем нашу дружбу сквозь года до самой смерти. Знаешь, что ее сломало раньше? Мое «блестящее» будущее. Я не могла менять мир без соответствующего образования, пришлось выбирать. Даже не помню, как быстро мы потеряли связь. Было ли это дружбой? - Маша поджала нижнюю губу, всем своими видом демонстрируя что-то среднее между сожалением по былому и цинизмом. – Если бы ты знала, мама, сколько поклонников у меня было. Ни с одним не сложилось. Ослепленная желанием «большой» карьеры, я сравнивала их амбиции со своими. У них не было ни единого шанса, ведь за ними не стояло столько поколений успешных людей, как за мной. Не оправдать надежд семьи было для меня страшнее, чем остаться в одиночестве. Сегодня я так не считаю. Только поздно. Поклонников уже не осталось. Одних я отпугнула своими амбициями, других характером, от третьих бежала сама. Никому не нужна карьеристка. Мужчинам подавай покорную хозяйку. Даже не знаю, где таких растят в наше время.

Официант своим появлением перебил машину речь и с торжественным видом поставил на стол перед женщинами горячее блюдо – фирменную рыбу с соусом из рыбного суфле и овощей. Машина мама разложила рыбу по тарелкам и подняла бокал с лимонадом.

- Милая, позволишь тебя поздравить с твоим чудесным праздником. Сегодня тебе исполнилось тридцать лет, ты много достигла, хотя считаешь иначе, и еще много достигнешь. Я верю то, что с тобой приключилось сегодня поможет тебе изменить свою жизнь в лучшую сторону и следующий день рождения ты встретишь в кругу близких друзей, любимого мужчины и твоей семьи. С днем рождения, тебя, - женщины тихонько чокнулись и отпили лимонада.

Некоторое время они молчали, увлеченные блюдом и погруженные в раздумья, затем Маша подняла голову и заявила.

- Ты говоришь, что я много достигла, но так ли это? Можно ли жизнь мерить корочками о высшем образовании и статьей доходов? Можно ли красивой одеждой и спортивными автомобилями заменить то, чего в жизни не хватает? – Маша скривилась, словно откусила от отравленного яблока, а не от куска рыбы. – Я мало говорю о работе, мама, но если быть откровенной, то друзей у меня там вовсе нет. Когда выбираешь карьеру, очень быстро учишься преступать через людей на пути к заветной цели. Меня не любят и боятся. Я посвятила этой работе жизнь, только зачем не пойму? Оказавшись на самом верху, я внезапно осознала, что без семьи мне ничего этого не надо. Ведь деньги, что я зарабатываю не на кого тратить, некому передать свой жизненный опыт, не с кем разделить взлеты и падения. Мама, как же так вышло? Почему ты раньше мне не рассказала, как бывает, если делаешь неверный выбор?

- Машенька, - женщина нежно погладила дочь по руке и улыбнулась. – Ты так молода. У тебя впереди будущее, и ты можешь построить его как пожелаешь.

- Не из чего строить мама, - Маша одернула свою руку и отвернула голову в сторону, наблюдая в окно за срывающимся дождем. – На своем жизненном пути я потеряла всех, а начинать заново… для этого я слишком стара. Это финал, в котором остались я и моя работа. Рано или поздно она поглотит меня целиком.

Женщина в ответ на слова дочери только вздохнула и позвала официанта, чтобы тот их рассчитал.  Официант некоторое время медлил, а затем подошел к столику со счетом в одной руке и большой тарелкой с куском торта в другой. В торт была вставлена маленькая свечка. Отложив счет в сторону, официант достал из кармана зажигалку и зажег свечу.

- С днем рождения, Вас! – поздравил молодой человек и удалился, весело напевая себе что-то под нос.

- Мама, как он узнал? – изумилась девушка, не веря своим глазам.

- Я не говорила, честное слово, - мама маши улыбнулась и предложила девушке загадать желание.

Маша со смесью странных чувств посмотрела на торт, свечу, букет роз рядом со столом, дождь за окном. Слезы высохли, а в душе загорелся огонек надежды. Девушка зажмурилась, загадала единственное желание и задула свечу.
Когда Маша открыла глаза, мама задумчиво смотрела в окно. На ее лице сменялись разные эмоции, а губы были плотно сжаты.

- Я расскажу тебе как это делается, - серьезным голосом сказала женщина. – Как вернуть утраченную дружбу. С любовью намного сложнее, но давай начинать с малого.
Маша внимательно посмотрела на маму, ожидая совета.

- Берешь трубку телефона, - женщина указала на сотовый телефон девушки, покоящийся на столе. – Набираешь номер старой подруги, например, с университета, здороваешься и беседуешь о жизни. Затем приглашаешь подругу посплетничать в кафе и начинаешь строить отношения с самого начала. Главное помнить, что дружба - это труд. Придется потеснить работу.

Маша мечтательно посмотрела на маму.

- Я готова. Только вот получиться ли… столько лет прошло, она меня, наверное, уже и не помнит.

- Помнит, - улыбнулась в ответ мама. – Если помнишь ты, помнит и она. Настоящая дружба редко умирает, а ненастоящая нам не нужна.

Этим вечером Маша засыпала с улыбкой на устах. По возвращению домой, она сделала именно то, что советовала ей мама, набрала давно забытый номер. Маша не могла предсказать будущее, но тот факт, что старая подруга вспомнила ее, радовал.

Подводя итоги жизни на свой тридцатый день рождения Маша знала наверняка, что цепочка неверных выборов в прошлом привела ее к той жизненной ситуации, в которой она оказалась сегодня.  Жить с этой мыслью было бы невыносимо, если бы девушка вовремя не осознала, что урок, который преподнесла ей жизнь бесценен. Тридцать лет жизни прошли не даром, так как подвели ее к верной мысли изменить свой путь. Отныне она знала, чем наполнить его, что бы в следующий день рождения не было стыдно за прожитый год.


Рецензии