Бабушка Феклуша

   Одно из светлых воспоминаний детства – поездка в Воронежскую область, в деревню к бабушке и дедушке. Посёлок всего в сорока минутах от города по железной дороге. Станция Углянец. Место красивейшее, с одной стороны вечно колосящееся поле: то нежно-зелёное, то золотисто-оранжевое, с тяжёлым, налитым колосом; с другой стороны, прекрасный сосновый бор, перемежающийся редкими лиственными деревьями, богатый грибами и ягодами на протяжении всего лета; с третьей стороны, перед домом, стремительная, переливающаяся звуками разных составов, железная дорога: направо, устремлённая к городу, налево – в глубь области, к следующей станции с таинственным названием Графская.
   Приезд к бабушке с дедушкой – праздник. Мне, городской жительнице, здесь всё тайна, всё сказка, всё удивление. Огромный сад, в котором пятилетней девочке очень легко потеряться. Сяду на вишню, и меня не видно, ем самые чёрные и крупные ягоды, руки слипаются, какая она сладкая, наелась, но глаза ещё жадничают, значит надо спуститься, сходить за баночкой и набрать вишенки прозапас. Есть в саду и две груши. Бабушка не показывает их маленьким братьям и сёстрам, где они в саду запрятаны. Они и не интересуются, а я – известная следопытка – добралась и до этих деревьев. Бабушка увидела, ахнула, она берегла ребячьи животы – груши-то ещё не созрели...
   Чердак с его тайнами и запустением, на котором я однажды, играя, страшно отравилась, кормила кукол красивыми налитыми волчьими ягодами, а руки потом не помыла и, наверное, попутно сжевала какое-нибудь наливное яблочко, благо, что дерево с белым наливом рядом, вот оно, протяни руку...
   Хлев, полный домашних животных: к ним можно прикоснуться. Это любимая бабушкина корова – Лыска – с тихим нравом и обильным молочком, она проживёт 15 лет в этом дворе, и расстанутся с нею только перед уходом из жизни бабушки и дедушки, которые и умерли чуть ли не в один час... Вот поросёнок Борька, его жизнь короче, но, наверное, поэтому он такой озорник и любит побегать за пятилетними девочками, хватая их за пятки, вот стадо овец, они такие мягкие и кудрявые, вот гуси, вот утки, курочки, которым с утра мне вместе с бабушкой можно насыпать зёрен и наблюдать, как они весело клюют свою лёгкую добычу...
   Но самым ярким воспоминанием остаётся вот какое. Просыпаюсь рано, но солнце светит, и бабушки в комнате нет. Так она и поднимается с зорькой, столько скота во дворе, за всеми уход нужен, прежде всего Лыску подоить да в стадо отправить. Дел много: кружись и кружись, и когда она всё делать успевает?.. Я сползаю с высочайшей кровати, спим мы вместе с бабушкой, и топаю по дому к выходу, поёживаюсь, потому что не люблю оставаться в таком большом доме одна, выхожу на крыльцо, обиженная на бабушку, что оставила внучку одну и не разбудила, посмотреть, как Лыска молочко отдавать будет, и вижу: на крылечке сидит моя бабушка, Фёклушка, в руках держит большую деревянную миску, наполненную ароматной клубникой, рядом глиняный кувшин с молоком, ещё тёпленьким, она широко улыбается, усаживает меня к себе на коленочки, угощает молочком и ягодкой и начинает рассказывать истории... Часами она мне читала стихотворения... Мог пройти час, два, три... Детская память не сохранила строчек, но точно знаю, это были не Пушкин, не Лермонтов, не Некрасов... Часами читала. Я слушала и удивлялась, как можно столько знать наизусть? Просто кот-баюн моя бабушка...
Закрываю глаза и чувствую запах натруженных бабушкиных рук, и запах ягоды, которая с тех пор стала любимой, и свежего деревенского молока от любимой бабушкиной коровы; чувствую тепло бабушкиного дыхания, слышу её напевный, неторопливый голос...
   Детство, детство, какое счастье, что оно дарит нам такие воспоминания...

10.01.2009г.


Рецензии
Какие у нас с вами похожие бабушки! Спасибо за билетик в детство, это такие теплые моменты!

Нина Чорненькая   20.01.2021 10:59     Заявить о нарушении
Ниночка, вот неожиданная встреча, как рада твоему присутствию здесь, солнышко моё...Бабушка у меня была волшебницей, потому что только волшебники обладали таким добрым сердцем...

Светлана Орищенко   22.01.2021 19:38   Заявить о нарушении