Посадка в Тикси

     От Шереметьево до Тикси шли без приключений. Мы летим на самолете «Ил-18». На борту 80 счастливых, хорошо отдохнувших за лето детей и несколько взрослых сопровождающих.
      При подлете к Тикси командир сообщил экипажу, что заход на посадку будет выполняться в автоматическом режиме. Командира почему-то не смутило, то обстоятельство, что в условиях Заполярья нестабильное магнитное поле не лучшим образом влияет на работу электромагнитных приборов. Или решил рискнуть?
      Вот и Тикси! С большой высоты аэродром был виден, как на ладони, невзирая на реденькую облачность. Но в процессе снижения облачность стала сгущаться и, в конце концов, закрыла аэродром от нас плотной пеленой. И мы вынуждены были выполнять заход по приборам!
     После выхода на посадочную прямую, командир дал команду «Шторки!», и второй пилот закрыл окна кабины  шторками. Командир включил « БСУ»! Автомат заработал и стал заводить самолет на посадку.
      В это время я вел связь с землей, а штурман с командиром наблюдали за работой «БСУ». В момент открытия шторок ожидания, увидеть перед собой посадочную полосу, испарились, как «с яблонь дым» – она оказалась в стороне и намного правее. Боясь потерять время и желая выйти на посадочный курс, командир лихо завалил правый крен, потом – левый! Во время маневрирования самолет терял скорость и высоту. Командир делал все для того, чтобы совершить посадку схода, но просчитался! Во время маневрирования нас пронесло мимо торца полосы и мы оказались справа от нее. Самолет уже шел над правым краем полосы и изменить что либо уже не хватало времени. Правая тележка оказалась над грунтом, а левая – над бетоном! Коснувшись левой тележкой бетона, самолет покатил на ней, смещаясь в сторону центра полосы, держа правую – на весу. Вырулив на одной «ноге» на центр полосы, командир опустил правую стойку и, гася скорость, опустил «нос». Ай, да командир! Из сложнейшей ситуации вывел самолет без поломок и жертв, без крика и шума и – никакой паники! Но, если посмотреть со стороны то, могло показаться, что самолетом управляет пьяный  летчик! И все из-за этого «БСУ».
      Не успели мы зарулить на стоянку, как к самолету подкатил «УАЗик» с местным начальством, и тут же состоялся нелицеприятный разговор местного руководства с командиром экипажа. Дети – это то, из-за чего мы сюда летели. Их ждали. Радовались предстоящей встрече. И вот, такие «зигзаги» при заходе на посадку, да еще детьми на борту! Местное руководство разгневалось не на шутку и грозилось послать на нас «телегу» в Москву. Командир со штурманом пытались оспорить доводы «местных», но они, эти «местные», посадили их в «УАЗик» и отвезли на место приземления и показали им неопровержимое доказательство нашей вины –  «чирк» о грунт правой тележкой при посадке! Но командир со штурманом продолжали оспаривать артефакты, и в результате,  вся эта перепалка закончилась, к нашему удивлению, миром – графин спирта, в качестве откупного, погасил, накалившиеся было, страсти.
     Заправив самолет, мы вылетели в Ташкент, для выполнения специального задания в Афганистане.


Рецензии