Ева

Ева - в авраамических религиях - праматерь всех людей, первая женщина, жена Адама, созданная из его ребра, мать Каина, Авеля и Сифа.
Ева на иврите - Xaw. Древнееврейское произношение - [xawwэ:h]. В современном еврейском языке произносится как Хава - желание, буквально - «дающая жизнь», по-гречески - Eva.
В современном контексте его можно перевести как «живая», «подвижная», «озорная». В некоторые языки христианских народов имя Ева вошло как - Эва (чешский, польский), Ива (английский). В грузинском языке - Хава. Также Ева - это краткая форма не только некоторых женских (Евангелина, Евгения, Евдокия, Евника), но и мужских имен - Евстигней, Евтропий. Уменьшительно-ласкательное обращение Эвита также является самостоятельным именем.
Традиционная этимология возводит имя Ева (Хавва) к еврейскому «хай» - жизнь. Некоторые исследователи предполагают связь с финикийским «хвт» и арамейским Хевъя означающим «змея» (или змееподобная богиня).
Библейский миф о сотворении Адама и Евы, с точки зрения христианской философии - это сложный сочетанный прообраз или символ, имеющий два измерения: физическое и метафизическое.
Метафизика этого образа состоит во взаимодействии «самосознания» и «сознания» человека, заключённого в эпическую, поэтическо-литературную форму. Символическое описание того, как ипостасное человеческое «Я» - то самое «дыхание жизни», о котором все читали, или слышали, проявляется в человеческой «плоти». В его «душе» и «теле». Ведь до соединения - пробуждения «Я» в человеческой «плоти», человек оставался потенциально разумным существом. Ибо его «разум» ещё пребывал в тишине и молчании. Скрывался в таинственных глубинах божественного замысла и промышления о каждом человеке и его грядущем пришествии в мир. В том, что наука и называет эволюцией, и в физическом, и в психическом плане этого понятия.
С точки зрения внешнего физического символизма - лишь возможность «общения» человека с другим «Я» открыла ему дорогу к практическому освоению своей богообразности - «разумности». Человеку становится доступна «духовную» вертикаль «богообщения», которое завершается обожением «тварного» естества, когда Бог через человека и человеком становится - «всяческая во всём» и соприсутствует человеку во всех его словах, делах и мыслях. - Человек возвращается к изначальной глубине в себе, но уже не как к тайне: тишине и молчанию, чему-то хаотичному и неподвластном ему, а как к домашнему очагу, ставшему алтарём «души» в храме его «тела». Вернее, он сам, с божественной помощью, обустраивает эту Глубину в себе.
Таким образом, Адам и Ева - далее Е., - в метафизическом плане библейского символизма, предстают перед нами как «дух» - pnevma и «душа» - psixe человека. Или как его «ум» - nus и «плоть» - sarka. А в плане внешне-формального символизма, как «семья» - минимальная социальная группа.
Слово «семья» - (смотри соответствующую статью), имеет две основные смысловые нити своего происхождения, которые, дополняя друг друга, снова приводят нас к библейскому пониманию о Е., как - «матери всех живущих»:
- Первая нить - это формальная фонетическая структура этого слова - семь «я», в которой просматривается социально - ипостасная структура той среды, в которой формируется «я» ребёнка. Самая общая схема этой среды такова:
- «родители»: отец и мать;
- «прародители»: дедушка и бабушка; и
- «пра-прародители»: прадедушка и прабабушка.
Естественно, что здесь могут осуществляться разнообразные варианты этой общей схемы общения ребёнка с двумя или тремя поколениями предков. И числительное
«семь» лишь символизирует некоторую онтологическую полноту той среды, которая составляет основу того психологического и социального феномена, которым является «семья».
- Вторая нить - исторический контекст возникновения и происхождения слова «семья», которое имеет индоевропейское происхождение, как все славянские и прочие современные европейские языки. Наиболее наглядно генетическая линия образования слова «семья» сохранилась в литовском языке, в котором это слово ;eima восходит к значению территориальной общности, слову Zeme - земля. Кроме того, можно было бы указать и на историю употребления слова «семья» и эволюцию его значения в древнеславянском языке и древнерусском языке. В них слово «семия» означало:
- «семью как род» - всех его членов, живущих совместно;
- «семью как территориальную совокупность», состоящую из пришлых, присоседившихся, работников и даже холопов – всех тех, кого включали в понятие - домочадцев, т.е. живущих в одном родовом доме или поселении.
Завершая наши изыскания о Е., мы можем сказать, что Ева - «Это: 1). Тот бытийно-психологический опыт или «здравый смысл», присущий каждому человеку в его нормальном психическом состоянии - «душе» или «душевности», которые ассоциируются, обычно, с женским началом в природе и позволяют человеку привычно ориентироваться в окружающей среде, не привлекая те возможности своего сознания, которые, обычно, ассоциируются с «умом» - Адамом, мужским началом в природе. Символом именно этого отличия Евы от Адама - совесть и нравственность жиждятся именно на единстве Адама и Евы, является рассказ Шестоднева о соблазнении Евы диаволом, принявшим облик змея; 2). Старшая женщина в семье, которая сохраняет и аккумулирует в себе живой житейский опыт семьи и рода, делающий её символической «матерью всех живущих».


Рецензии
Метафизика этого образа состоит во взаимодействии «самосознания» и «сознания» человека, заключённого в эпическую, поэтическо-литературную форму.
==============================
Спасибо. Встретил такое вИдение ещё только у Вас.
---------------------------
Доверие свободы безгранично и со-творцам доверено не только сознание, но и самосознание, самоощущение, самопознание своей природы.
"Жена", которую сотворил Бог из ребра - это самопознание человека - умение посмотреть на себя как бы "со стороны", видеть своё сознание со стороны сознания "плоти моей, взятой от мужа".
"Что сотворил Господь." http://proza.ru/2019/03/29/1491

Благословений нам.

Ваня Сталкер   10.04.2019 09:25     Заявить о нарушении
Именно так!..

Сергей Михальчук 1   11.04.2019 11:41   Заявить о нарушении