Пустота

- Слушай, а давай сбежим на необитаемый остров!
- А зачем?
- Ну вот смотри: здесь человек целыми днями носится по делам как угорелый, а вечером киснет перед телевизором, - нет времени ни в себя прийти, ни подумать! А так ведь хочется выскочить из всей этой суеты, остаться наедине со своими чувствами, осмыслить наконец коренные вопросы бытия…
- Да уж, в городе такой сумасшедший темп жизни, что не до вопросов… Невозможно уединиться… Только почему обязательно на остров? Для этого можно ведь, например, в поход пойти или на дачу поехать.
- Я сперва тоже об этом думал. Но не годится. На даче город всё равно близко, так что рано или поздно вся эта суета тебя там настигнет: телевизор, новости, торговля, или, скажем, соседи тебя на какую-нибудь вечеринку затащат… А в походе? – поход предполагает цель, там надо всё время куда-то идти по какому-нибудь маршруту. А мне как раз идти не надо, мне хочется наоборот сесть спокойно и собраться с мыслями. Ведь современному человеку некогда побыть наедине со своими мыслями, он разучился заглядывать в своё нутро; от необходимости решать экзистенциальные вопросы он постоянно отгораживается какой-то вознёй. А на необитаемом острове никакой возни не будет, понимаешь, не будет соблазна опять окунуться в суету, - волей-неволей начнёшь познавать себя, экзистенциальные вопросы встанут перед тобой во всей полноте…
- Согласен! Я тоже всю жизнь так мечтал: уединиться где-нибудь и спокойно подумать… Вот приедем мы с тобой на остров, сядем на тёплый чистый песок под пальмами – и будем философствовать!
- Обожди ты – «философствовать»! Мы же только приехали, у нас ещё нет ни крова, ни ночлега! Сперва надо дом построить, а потом уже философии разводить!
- Ну вот, а я думал, на необитаемых островах можно спать прямо под пальмами… Ну ладно: дом так дом. Ну, скажем, мы его построили. А дальше что?
- Как что: огород разбить, чтоб у нас овощи свои были. Сделать себе копья, луки – на охоту ходить: пропитание-то надо добывать, на необитаемых островах же нет магазинов… Ну там, рыбачить…
- На рыбалке как раз хорошо философствовать. Вокруг никого, только лес, вода и ты на лодке… Закинешь удочку – а мысли так и текут, так и текут, спокойные, как река…
- Какая удочка? Мы будем рыбу сетью ловить. Или бить острогой. А потом разделывать, сушить, солить… У нас все дни будут пролетать в заготовке пищи.
- Хорошо: а вечером?
- А вот вечером мы будем сидеть у костра и рассказывать друг другу истории!
- Какие истории?
- Ну, из своей жизни. Мы же с тобой много поездили, много повидали. Ну, например, я в детстве в деревне… А потом на стажировке в Париже…
- Но когда-нибудь наши истории исчерпаются: у нас-то жизнь не бесконечная.
- Тогда мы будем друг другу рассказывать фильмы. Вот будет интересно! Ты-то всё время смотрел одно, а я – совсем другое!
- А когда мы все фильмы друг другу перескажем?
- Тогда мы начнём пересказывать друг другу романы, которые мы прочитали. А когда и они кончатся – ну, тогда другие книжки: пьесы там, новеллы, или статьи из журналов… Про что угодно статьи: про спорт, про политику, про актёров…
- Ой, а я из всех журналов по жизни читаю только «Ландшафтный дизайн»!
- Ничего, можно и его! Прямо все журналы, все статьи, которые мы вспомним! Представляешь, я вот до сих пор помню одно объявление в газете, которое видел в юности: «Продаются британцы шотландские вислоухие».Я, помню, долго голову ломал: что за существа такие?
- А когда мы всю прессу переберём – тогда что?
- Не волнуйся! Будет, что рассказать друг другу! Мы же с тобой не одни журналы с газетами читаем! Ещё деловую литературу, энциклопедии всякие, поваренные книги, учебники… На худой конец, договора! А когда и они кончатся – мы будем стихи вспоминать. Какие угодно, даже из школьной программы, даже те, которые пишут на стенах туалета…
- Ну, допустим, ты извлёк из недр своей памяти самый-самый последний туалетный стишок. А ДАЛЬШЕ ЧТО?
- Ну… Ээээ… Хороший стих можно читать и слушать хоть тысячу раз, он от этого не ухудшится.
- Нет, А ДАЛЬШЕ ЧТО?
- А дальше…
- Да: скажи, что дальше!
- … Ой!
- Нет, ты скажи, скажи!
- А дальше – дальше ничего нет! Только экзистенциальные вопросы! Когда человек перебрал всю информацию, которая накопилась у него в памяти, то завеса, отгораживающая его от смысла бытия, как бы раздвигается – и… и вот он стоит: беззащитный, голый, и не знает, что ему делать с этими вопросами!
- Как что? Думать!
- Да страшно как-то… Мы же с тобой за эти годы совсем разучились думать…
- Ну, когда-нибудь надо начинать!
- Ой, не могу! Мне страшно! Правда, страшно! Выпустите меня с этого проклятого острова!
- Ну что же ты? Ты ведь сам этого хотел. Это же была твоя идея. Отрешиться от суеты и заглянуть в своё нутро.
- Заглянул уже: там одна пустота! Поверху слой всякой информации, как опавшая листва, - а под ней-то – бездна! А в ней пусто-пусто, и ни на какие вопросы ответов нет.
- Ой, слушай, и у меня тоже пусто!
- Что же нам делать?!
- Ну, значит, надо чем-нибудь заполнить эту пустоту. Ты знаешь что… Я на необитаемом острове сам стихи сочинять буду!

                24-25 января 2010, Рейкьявик


Рецензии