Рассказы из детства. Непростая судьба - расстрел

Рассказ пятый

      Утро, семь часов 9 апреля 2019 года. Не могу спать, опять лезут в голову мысли, какая-то внутренняя сила заставляет взять ручку, свой изрядно исписанный блокнот и начать без промедления выкладывать то, что накопилось внутри меня. Можно сказать, приснилось, или сквозь сон в голове, уже не первую ночь мучает. Да так, что я вижу очень отчётливо события, и, словно проживая их, заново нахожусь за гранью действительности – переживаю, мучаюсь, страдаю. Не понимаю, что это – дар или самовыражение, причина разобраться в себе, в своих мыслях, в истории своей семьи, или просто что-то другое – пока непонятно. Но это есть, это двигатель моего творчества – непреодолимое желание писать. Похоже, что я веду беседу сам с собой, и в тоже время, делюсь со всеми, кто читает мои рассказы. Может быть, души моих предков вселяют в мои образы надежду быть услышанными, как будто говорят мне о том, что они здесь, рядом со мной, что они и есть моя внутренняя сила. Заставляя трудиться своего правнука с усердием, именно так, как это делали они. А может быть, это генная инженерия срабатывает бессознательно – ты просто точно такой же, какими были они, вот и весь секрет. Я думаю, что внутри меня есть частичка от самых далёких родственников, и она делает меня индивидуальным, не похожим на других людей, но присущая только моему роду, нашему сословию.
      Как ни крути, уже много ночей думаю об одном и том же. Не могу не написать об очень волнующем событии нашей семьи.
      Это расстрел моего двоюродного деда Яценко Ильи Тихоновича 19.09.1937 года  в 23.00 местного Красноярского времени.
      Интереснейший факт судьбоносных решений:
      Оба моих прадеда со своими жёнами и родителями в конце девятнадцатого века выехали из Полтавской губернии на Дальний восток в поисках нового места жительства. Доехав до предгорья Саян, решили обосноваться в красивейшем месте Ирбейского района Красноярского края. Что их сподвигло на это действие, к большому сожалению, мне не известно. Новое поселение называлось Верхняя Уря. Здесь всё было для блага и хорошей жизни: Горы защищали от непогоды, хорошая чернозёмная земля, река с изобилием рыбы и богатейший лес. В этом прекрасном месте у моего прадеда Яценко Тихона Максимовича и прабабушки Яценко Прасковьи Ивановны родились трое детей: Илья 1907г.р., Василий 1910г.р., и моя любимая бабушка Анна 1912 г.р. Природа давала о себе знать, дети рождались здоровыми, красивыми и приученными с детства работать, ведь по-другому выжить в этих краях было не возможно. Казалось, что для жизни ещё надо? Живи и радуйся! Но вот в 1930 году произошли события, перевернувшие жизнь вверх тормашками, перековеркали судьбы многих людей,  конечно, досталась и нашим родственникам, как говорила моя бабуля: «Лихая година» (1).
(1) Лихая година – нелёгкая жизнь

      Летом 1930 года началось раскулачивание нашей семьи Яценко. Имели две коровы, вот поэтому их причислили к классу середняк-кулак, и выдали предписание «твёрдое задание по сдаче зерна государству», которое оказалось непосильным для выполнения. Поэтому Илья Тихонович, в то время уже женатый на Ксении Петровне Дзюба 31.01.1907г.р., вынужден был покинуть свою малую родину и уехать в Семипалатинск. В 1933 году они переехали в районный центр Поспелиха Алтайского края, а оттуда в апреле 1934 года в Уяр Красноярского края, где проживал в доме 40 кв.м. на улице А.С. Пушкина.  Номер этого дома менялся за годы несколько раз: 57, 63 и 75. Именно здесь много лет назад зарождалось поселение, которое впоследствии стало городом Уяр, поскольку южнее речки названной Уяркой и находился крутой берег у горы Яр. Сведения взяты из книги моего двоюродного дяди, сына Ильи Тихоновича Яценко. Из книги «Родом из Уяра» часть первая «Разуму жизнь недоступна» Яценко Николая Ильича г.Ульяновск 2006 год.
      Немного отступая от темы, хотелось бы рассказать об истории Уяра.
      В 1729 году в целях освоения восточных окраин России, развития торговли и дипломатических связей с восточными странами – Китаем и Японией лично Петром Первым, членами географической экспедиции по освоению Сибири, издана инструкция, которая предписывала главе экспедиции, Витасу Берингу проложить на восток Сибирский тракт, и на всём его пути строить почтовые станции. У безымянной реки напротив крутого яра, состоящей из горной породы белой и жёлтой осыпи первым поставил свою избу отставной солдат Талалеев Иван. Рядом с ним возникла почтовая станция, Ямская изба и ещё две или три крестьянские избы.
      В 1874 году Уяр насчитывал около 137 дворов с количеством жителей 1060. В 1912 году – 360  дворов с 1646 жителями. Промышленности в то время не было. В 1872 году построена церковь, а в 1874 новая, так как старая сгорела вместе с 56 дворами самой зажиточной части села и школой. К концу девятнадцатого века население стало понемногу расти в основном из-за переселенцев с европейских губерний России: Саломатовы, Лопухины, Овсянниковы, Дикий, Яценко и другие. Местные жители называли их «Самоходами». Столыпинская аграрная реформа привела на территорию района беженцев из Латвии, Эстонии. Жители занимались в основном сельским хозяйством, охотой и рыбалкой. Многоэтажки, культурно-торговые объекты появились лишь в 1944 году, когда указом Президиума Верховного совета РСФСР, Уяр был отнесён к категории города районного подчинения.
      Годом рождения считается 1760 год.
      Сведения об Уяре взяты из книги «Уяр», изданной к 50-летию города Администрацией Уярского района.
      Возвращаясь к раскрываемой теме необходимо отметить, что времена при раскулачивании были не простые и обстоятельства вынуждали людей искать способы выживать, поэтому они принимали неординарные решения. Кто-то скрывался и уходил в тайгу, женщины выходили замуж, одним словом всё было запутано и непонятно. Народ в смятении негодовал. В это же самое время моя бабушка Анна Тихоновна вышла замуж за Егора Никифоровича Диких и переехала в Уяр, где проживала в доме по адресу: улица Бограда 155, который впоследствии достался моей родной сестре Сахно (Ткаченко) Светлане Сергеевне. Правда первоначальная постройка при трагических обстоятельствах сгорела и в том самом виде, в котором находится сейчас, дом был отстроен заново позже. Помню, как бабуля мне рассказывала, что помогали строить многие хорошие люди. И делали это бесплатно, понимали, что нужна помощь. Вот почему они жили по-другому. Сама судьба заставляла дружить, откликаться на боль других. Вернуть бы такое отношение людей друг к другу в наше время одурманенное рекламой, хамством, неверием, непочтением, бессердечием и так далее, этот список можно продолжать, но зачем? Мы все и так понимаем, что в силу сложившихся обстоятельств сегодняшнее общество деградирует, и взаимоотношения между людьми далеки от  идеальных. Но об этом потом, а сейчас перехожу к самому главному этапу моего возмущённого до боли сознания – это расстрел Ильи Тихоновича.
      В Уяре Илья работал плотником, а затем десятником в заготовительной конторе «Заготзерно», где непосредственно принимал активное участие в строительстве Уярского элеватора. Для районного городка это была самая большая постройка. Хорошее здоровье помогало в работе. Крутой нрав делал его независимым, он позволял себе вольнодумие. В партии не состоял.
      В ночь с шестого на седьмое июля 1937 года был арестован, а 17 сентября 1937 года решением Тройки УНКВД по Красноярскому краю  Яценко Илье Тихоновичу была назначена исключительная мера наказания расстрел. Постановление о расстреле приведено в исполнение 19 сентября 1937 года в Красноярске. Из воспоминаний его сына Николая:
      «Я хорошо помню факт проводов моего отца из Уяра в Красноярск на товарном поезде. На перроне мне было разрешено подойти к отцу. Он поднял меня на руки и что-то говорил, но что именно не помню. Отец держал меня на руках до тех пор, пока конвойный не приказал ему заходить в вагон. Он опустил меня на перрон. Я плакал. Мама моя рыдала. Её не допустили к нему проститься. Она стояла в нескольких метрах вместе с другими жёнами арестованных. Я побежал к маме, она подняла меня на руки, продолжая рыдать. По-моему, везли из Уяра в Красноярск целый вагон людей, которых обвиняли в распространении провокационных слухов о скорой гибели Советской власти».
      Вот как в те времена было – взяли и расстреляли. А за что? Я внимательно изучил протоколы допросов напечатанных в книге «Родом из Уяра» Николая Яценко. Приведённые выдержки и информация, взятые из неё, ужасающи, как может чувствовать себя ребёнок, на глазах у которого власть отняла отца, а затем убила… Не знаю, как выразить своё негодование. А вот дальше ещё страшнее, за что убили? Из показаний обвиняемого 7 июня 1937 года:
      «Я с детства проживал в крестьянском хозяйстве отца. Отец имел середняцкое хозяйство. В 1922 году отец умер, главой семьи осталась мать и как самый старший работник – я. В 1930 году нашему хозяйству было доведено твёрдое задание по сдаче зерна государству. Я это задание не выполнил и уехал на производство в Семипалатинск, дома остались мать и брат. Они тоже не выполнили задание, за что мать была осуждена сроком на полтора года. В то же время мы были лишены избирательных прав. Хозяйство всё распродали. Вследствие этого жить стало нечем. Поэтому сестра вышла замуж, а брат Василий приехал ко мне. Затем из Семипалатинска я приехал на станцию Поспелиха, шесть месяцев поработал там, а затем перешёл в « Заготзерно», где проработал до 1934 года и в апреле 1934 года приехал в Уяр».
      Из предоставленных протоколов допросов очевидно только одно, что поставленные народу условия после раскулачивания были тяжёлым бременем и далеко не каждый смог выполнить эти условия, и не все были готовы терпеть издевательство со стороны вновь пришедшей власти. А так называемая чистка от кулаков и недовольных Советской властью 1937 года, являлась актом устрашения для народа. Уму непостижимо – человека расстреляли лишь за то, что он якобы плохо говорил о власти. Тем более что все доказательства были сфабрикованными, сделанными наспех, с огромным количеством ошибок и недочётов. В протоколах прослеживается спешка в сборе доказательств и усердие правоохранителей в обязательном наказании арестованного. Некогда, видимо, было разбираться, кто враг, а кто нет – расстреливали всех. Вот и моего двоюродного деда расстреляли за то, что честно трудился с юного возраста, за то, что его семья работала не покладая рук и имела средний уровень жизни. Которая не смогла выполнить кабальные условия по сбору зерна и, наконец, за то, что он ещё и вольнодумием посмел заниматься (что впоследствии было не доказано и, по сути, преступлением не являлось). Надо было сидеть как мышь, не выглядывать, не высовываться, всего бояться. Да работать задарма. Вот прекрасная перспектива для жизни. Постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 29 ноября 1958 года все обвинения к Яценко И.Т. были сняты, за отсутствием в его действиях состава преступления. Он был реабилитирован. Сведения взяты из книги моего двоюродного дяди, сына Ильи Тихоновича Яценко. Из книги «Родом из Уяра» часть первая «Разуму жизнь недоступна» Яценко Николая Ильича г.Ульяновск 2006 год.

Продолжение: Рассказы из детства. Походы на речку Рыбная


Рецензии