Подлинное богатство Луны

Это был самый обычный, двухнедельный, лунный день, точнее, окончание пятичасовой исследовательской смены на центральном пике кратера Тихо(1).
 
Воздушные насосы скафандра гудели за моей спиной. Почти беззвучно работала электроника переднего экрана шлема. Из динамика, рядом с ухом, доносился слабый, статический треск, солнечная и космическая радиация влияли на радиосвязь довольно заметно. Над головой повисло бесконечное, черное как смоль, небо, с миллиардами немерцающих звезд, млечный путь был виден так хорошо, как наверное не видно даже из самой глуши на Земле. Здесь, на Луне, глушь была совершенной. Безмолвной. Вечной.

Я подобрал тяжелый бур с плоского куска темно-серого базальта. Облачко мелкого реголита(2) немедленно слетело с инструмента, и осело на бутсах. За смену я успел весь испачкаться в этом реголите, а примерно час назад попал в ложбину за скалой, чуть не утонул в нем. Но пробы горных пород взял, прямо рядом с малым восточным разломом у горы. К сожаленю, базовые показания говорили, что порода пустая. Две недели меня посылали в разные точки Луны, и почти всегда анализаторы не находили ничего, кроме следов железа, в лучшем случае редкоземельных элементов. Был в Геомиссии(3) такой Петровский, работающий в море Москвы на фарсайде, так ему везло постоянно. Вот и в последний раз, в одном из кратеров обнаружил остатки огромного астероида, упавшего на Луну миллиард лет назад, и состоявшего из железа и никеля. Петровский будто ощущает, где искать, выезжает на участок и вуаля! Сотрудник года, этот Петровский. А я стажер. Мне опять не повезло. В образцах что я сегодня ковырял были какие-то следы ископаемых, но чтобы понять, какие именно,нужно было вернуть данные из бура и образцы на базу.

Я присел немного передохнуть на небольшой площадке склона горы. До вершины Тихо оставалось метров сто еще пройти. Два километра поднимался, я вверх по склону, нагруженный тяжелым буром, который на земле то я вряд-ли поднял, тут он тоже весил порядочно, но без него взять образцы и шлифы не представлялось возможным. Настроение мое было приподнято, даже несмотря на нулевой результат. Руки-ноги целы, да и новый скафандр от японской фирмы «LunarTek»  испытал успешно, и он мне очень понравился, в отличии от интерколовских(4) «гробов» или «пупсов» Космофлота России. Пупсы - потому что были у них уж очень толстые шарниры на конечностях, да и сами корпуса неповоротливые, и обзор из шлема маленький. Про интерколовские вообще противно говорить, мало того, что каждый второй протекал, так еще и были тяжелые, сделаны из освинцованных панелей, перчаток нет, вместо них манипуляторы, батареи хватало на час-полтора. Зато достались Геомиссии бесплатно. Рухлядь.

«Лунаратековский» скафандр был скорее гибким костюмом, с небольшим, сильно упакованным, отсеком жизнеобеспечения за спиной, сами комплектующие скафандра были настолько великолепны, что биоресурса хватило бы на десять часов. От излучения этот скафандр спасал хорошо, движения не сковывал совершенно, единственный минус был в том, что от давления, в случае, если бы я не дай бог провалился в реголитовую банку(5) - не спас бы. А случаи таких трагедий были.

Усталость навалилась как-то неожиданно, я из последних сил, доковылял до вершины, и с удовольствием присел на небольшой пологий камень, положив бур на него у себя за спиной. Бросать прямо под ноги, было нельзя по инструкции, всегда нужно было выбирать твердое место, камень с минимальным количеством острых углов. Дело в том, что вездесущий реголит набивался в малейшие щели и портил даже такое надежное, как лунное, оборудование. Я вытянул и расслабил гудящие ноги. Потом включил внутреннюю связь и вызвал Мишу. Тот сообщил что вылетает с базы, и я стал ждать глайдер. Минут двадцать лету оттуда, можно немного насладиться видами. Виды действительно были достойны наслаждения.

На Луне, я, выпускник международной академии Геологии по специальности «Геолог-селенолог» был на практике три месяца, и все еще никак не мог привыкнуть к окружающей среде. К этим невероятным пейзажам. К этим пространствам, космических размеров. Циклопических воистину. А уж Тихо, в который меня отправляли уже четыре раза...

Представьте себе огромную каменную чашу,диаметром в восемьдесят, с лишним, километров и глубиной в пять. В центре этой чаши находится гора, пик, высотой в два с лишним километра. И вот от нее до каждого края чаши - сорок километров. На Земле, объекты на таком расстоянии уже просматривается едва-едва, в плотной, голубой дымке, из-за воздуха. Должно быть, это наверное, как увидеть берег Великобритании с  Французского побережья, только какие-то очертания, часть из которых, думаю, дорисовывало воображение.

Но на Луне - то нет воздуха. Поэтому, вот этих сорока километров будто и не было. Глазу не было за что зацепиться чтобы понять, насколько далеко все это или близко. Но стоило посмотреть с горы, на пологий склон, уходящий далеко вниз и превращающийся после отрогов в серую равнину, изрезанную трещинами и разломами, усеянную камнями и глыбами, некоторые размером с огромный дом, как появлялось ощущение своей ничтожности. Ты был даже не песчинкой - пылинкой, которая если и видна, то только в луче света, и если пропадала из него, луча, то уже была не заметна совсем.

Мне, чтобы дойти до края кратера пешком, нужно было восемь часов. При условии, что он был бы плоским, это было бы на земле, а шел бы я по шоссе, при этом, ни разу не остановился для отдыха, и тем более, не таская с собой оборудование, будучи одетым в скафандр! На Луне я бы не рискнул пройти по неизведанной тропе, не истоптанной моими и не только бутсами, даже несколько километров. Луна была неимоверно стара, суха, хрупка, норовила устроить ловушку в виде огромного, бездонного, разлома под слоем тонкой базальтовой корки, острейших как бритва краев расщелин способных распороть скафандр, выбросов горячих газов, внезапных и мощных оползней, реголитовых озер, в которые можно было бы легко утонуть, с виду было очень сложно определить, насколько скопление реголита глубоко. Могло быть несколько миллиметров, а могло десятки метров. Короче, здесь везде было очень опасно. Луна, не смотря на всю свою романтику всегда была и остается чужым для человека, способным убить в секунду, пустынным безмолвным миром.

Над южным склоном Тихо, в небе, никогда не видевшего ни облаков, ни радуг, ни закатов или рассветов, я приметил яркую летящую звездочку. Это, наконец-то, был глайдер с Мишей на броту.  Через несколько минут он приземлился недалеко от меня, с глухим стуком посадочные салазки ударились в площадку, я ощутил вибрацию через бутсы. Неторопливо встал с камня, я взял бур, и пошел в сторону шлюза прилунившегося глайдера.Глайдер - небольшой корабль, размером где-то с автобус, и имел в своей внешности что-то от этого древнего вида земного транспорта. Наш, прикомандированный к базе глайдер был грузовиком, старым и вечно барахлящим, в нем был грузовой отсек, шлюз, пассажирское отделение на шесть человек да кабину пилота. Двигатель был архаичный, простейший, плазмотурбинный, для Луны и ее слабой гравитации было то что надо. Машина часто ломалась, и Миша, старший селенолог, заделался инженером, из заказанных с Земли деталей, он раз за разом вдыхал жизнь в распадающийся на глазах глайдер.

Я зашел в открывшуюся узкую кабину шлюза. За моей спиной закрылась дверь, послышалось сильное шипение - это мощная струя воздуха стала нагнетаться со всех сторон, параллельно удаляя остатки вездесущего и опасного для жизни реголита с подошв бутсов и с колен. Наконец, я услышал звуки вне скафандра! Гудела шлюзовая камера, вакуумные насосы, потоки газа струились в дюзы, после молчаливой Луны, где звук просто выключали, тут была какофония, все вокруг было как живое! Я снял шлем. Резкий, «лунный» запах ударил в нос. Самая мелкая реголитовая пыль, которую не смогла поглотить вытяжка не могла причинить вреда здоровья, но запах имела неприятный, будто сгорела проводка. Этот запах первое время очень тревожил, особенно на базе, где все было старое, и мелкие пожары были не редкость. Я громко чихнул.

-Будь здоров - послышалось из динамика в потолке шлюза. -Бодрый голос Миши.

-Спасибо, -сказал я, почесывая зудящий нос.

Дверь шлюза отворилась, я прошел по коридору прямо в кабину. Миша уже поднял глайдер над горой и медленно вел его над равниной Тихо, курс был на базу. Я сел на место второго пилота и вставил карту памяти из бура в бортовой компьютер, данные начали перекачиваться на сервер Лунограда-1. Я устроился поудобнее в кресле, смотря как проносится далеко внизу совершенно безжизненная поверхность спутника Земли.

-Кстати, -Сказал Миша, заговорщическим тоном, -Есть одно интересное место, на северном полюсе. Тебе, думаю, как стажеру, да и вообще, нашему человеку, понравится.

-И что там? А на базу не полетим что-ли, я бы не прочь передохнуть после смены - то, -Я понимал, что устал, и клонило ко сну.

-Ну, сначала туда, а потом на базу. Подождут немного, час ничего не решает - Сказал Миша, решительно сворачивая с автокурса и выключая маячковую навигацию. Глайдер полетел в другую сторону.

На Луне есть места, куда никогда не попадает свет Солнца, это полярные области, ловушки холода. Самые опасные лунные места. Как раз там, в когтях бесконечной лунной ночи, погиб не один десяток селенологов. Виной всему был крайне суровый минус по шкале цельсия, местами приближающейся к двухста градусам ниже нуля, делающий все, что в него попадало, невероятно хрупким и ломким. Оборудование там очень быстро ломалось, особенно доставалось аккумуляторам в скафандрах. Но Миша, похоже что делает, раз держал курс в область вечной ночи.

Мы стали приземляться в огромный, и поэтому выглядещий бездонным, черный кратер с неровными, сильно разрушенными краями, метров наверное двести поперечником. Глубина его, действительно, судя по всему, была неимоверной. Вокруг стало совершенно темно, над нами же, в верхние обзорные стекла глайдера было видно кусочек лунного неба, из-за ярких звезд не слившегося с чернотой вокруг.

Глайдер сел на поверхность, видимо пологую, включились посадочные огни и  прожектора с трудом достали они до края стены кратера, обозначив небольшой проход впереди. Миша пошел за скафандром. Я последовал за ним, походу забирая свой шлем с полки. Непонятно зачем, но Миша взял контейнер для образцов, что-то собрался, видать, забрать снаружи.

И вот, я снова оказался в мире безмолвия, теперь еще и пропитанного невероятным холодом, мы прошли в тот самый узкий проход, видимый в свете передних прожекторов глайдера, и стоило зайти внутрь, как скафандр начал пищать о существенном переохлаждении всех систем и быстрой потери мощности батарей. Мы поспешили по темному переходу, благо, он был буквально пару шагов, я был готов сказать Мише, что у нас тут опасность второго класса, но он контролировал ситуацию.

-Не беспокойся, -Сказал селенолог - мой скафандр тоже пищит, мы не надолго, должны успеть. Включи фонарик, но осторожно, и не направляй на стены, только под ноги.

И я включил, но пропустил наставление мимо ушей, и зря! В глаза ударил ослепительный, ярки свет, тысячи зайчиков, блики, отражения, бесконечные потоки света и преломления. Я зажмурился.

-В землю свети!, -Негодовал Миша. Я немедленно повиновался, -Сказал же, в землю!!

-Что это такое?? -Закричал я, на секунду ослепленный.

-Увидишь. Снизь мощность в десять раз и очень осторожно свети на стены. Медленно.

И вот что я увидел, посветив вокруг.

Все стены, потолок, пол, были будто покрыты хрусталем, сверкавшем всеми цветами радуги, в приглушенных, теперь уже, лучах фонариков. Алмазы? Что же это? мелкие обломки хрустели под ногами пока мы шли по этой, огромной, пещере Аладдина, медленно и осторожно.

-Что это такое? Спросил я, озвучив мысленный вопрос, не веря глазам своим, но уже, догадываясь, что скажет Миша.

-Это лёд - сказал он с придыханием, если конечно придыхание не было симптомом стремительно выходящего из строя оборудования скафандра, -На Луне, как ты знаешь, есть огромные залежи льда, это одно из них. Только вот, о конкретно этом, знают немногие из селенологов, да и кое-чего даже они не знают.

-Лунный лёд пока нельзя использовать, в нем полно ядов, он радиоактивен, и еще, примеси реголита тут везде. На ногах даже принесли. - Сказал я, нагнувшись и подняв с земли кусок льда размером с кулак и глядя сквозь него на просвет. Он был мутный, пузырьков внутри не было, попав в руку, льдина начала таять, превращаясь в пар. Пар начал также появляться даже от света фонариков в стены. -Что ты задумал? Ты будешь исследовать в очередной раз этот грязный лед, вроде уже были какие-то отчеты по этой теме. Не пить же ты собрался воду из него? Миша?

Но Миша, подсвечивая фонариком, с помощью небольшого лома отковырнул себе довольно внушительную глыбу сверкающего и дымящегося льда со стены, и извлек из образовавшейся дыры еще одну, побольше, как раз поместившуюся в контейнер. На Земле такой образец весил бы добрых пятьдесят килограмм. На Луне же - хорошо если десять. Он закрыл контейнер.

-Пошли, пока не замерзли, -Сказал он и прошел мимо меня. Мы вновь вернулись в свет прожекторов глайдера, зашли внутрь корабля, погрузив контейнер с лунным льдом в холодильник. Тот поддерживал очень низкую температуру, кроме того, не давал контейнеру взорваться, при разнице температур, все таки лёд был аж минус сто восемьдесят. Уже на базе, Миша приволок лёд в научный отсек, и тамошнее оборудование смогло превратить лунный лёд в почти сорок литров воды. Канистра с ней стояла теперь на столе, и я смотрел как там плещется жидкость за матовой стенкой.

-Вот скажи мне, зачем тебе эта вода?

-Не хочешь? -Спросил Миша, вручая мне стакан.

-С ума что ли сошел? Ты меня вообще слышал? Лунная вода полна грязи, радиоактивна, как будто ты не в курсе? Ее нельзя пить без обработки, которая слишком дорогая чтобы использовать такую воду для питья. Для технических нужд если только!

-Не хочешь? -Повторил Миша, проигнорировав мой крик души.

Я отрицательно помотал головой, однако, будучи наготове, чтобы отобрать у него его стакан, если он не решил меня разыграть таким образом. Нет, не решил. Более того, он достал минеральную таблетку  из кухонного шкафа, для получения минеральных солей в воде, и положил в стакан. Серьезно, будет пить. Неочищенную, лунную, воду.

Вот представьте себе - это как пить из лужи. В нее машина пролила масло. Из этой лужи пили бродячие собаки или кошки, вполне вероятно чем-то болеющие, голуби, кушающие все подряд - клевали воду из этой лужи, туда облетает шелуха и труха с деревьев всякая, пыль, мусор, и это, по сравнению с водой из лунного льда - бутилированная - питьевая, артезианская! Систему дешевой очистки еще делают - напомнил я себе. Дорогая система не выгодна, поэтому вся питьевая вода - привезена с Земли, либо проходит через ресайклер. Ну да. А сейчас на одного селенолога в лице Миши будет меньше.

Миша же, спокойно открыл кран на канистре, в стакан медленно, гонимая ленивым лунным притяжением, полилась растопленная вода. Я икнул. Миша взял мой стакан, сходил за еще одной минеральной таблеткой, и затем, тоже налил в мой стакан воды из канистры. Я посмотрел на стакан. На воду. Хм..

Миша выглядел убедительно. Нет, даже не так, он светился решимостью! Я не поленился и сходил в отсек с приборами, принес дозиметр и спектрограф. Дозиметр показал значения излучения, ниже даже чем на базе. Спектроскоп же удивил меня еще больше. Убрав из показаний следы только что добавленных минеральных солей, датчик показал, что в этом стакане была вода. Причем фантастически чистая. Это как вакуум, который не достижим. А эта вода - чистоту которой невозможно повторить на Земле. Миша медленно и с удовольствием потягивал ледяную воду из стакана. Я уставился на него с разинутым ртом.

-Что такое? -Полное лицо Миши расплылось в улыбке.

-Эта таже вода? Из той пещеры?

-Совершенно верно. Самая чистая что ты пробовал.

-Да.., -Сказал я, тоже сделав глоток. Обычная, ледяная, талая вода. Без запаха. На редкость вкусная.

-Вот. А на Земле, если ты выпил воды, не важно откуда и с какой очисткой, то до тебя ее пили люди до начала времен. И не только люди, звери, птицы, микробы. Эта же вода плескалась в реках, озерах, морях, выливалась дождем из туч, испарялась с пастбищ, лугов, пройдя через тысячи растений, от земли к листьям, уйдя в воздух, миллионы раз превращалась из жидкости в пар, в лед, а потом - двигалась под материки, вырывалась с извержениями вулканов превращаясь опять в облака! Воду Земли пили динозавры, пресмыкающиеся, ее употребляли леса, из которых потом произошел уголь, понимаешь? Ты продолжаешь пить эту воду, твой организм ее использует, туже самую воду. Не другую какую-то, а эту. Именно эту.

Он отпил из стакана и посмотрел его на просвет. 

-А эту воду, еще никто не пил до тебя. Это чистейшая вода, чище ее наверное только кристаллическая решетка какого нибудь минерала без доказанных дефектов. Идеальная. Бесценная. Настоящее богатство, миллиарды лет чистоты, Луна хранила ее для нас.

Длинная, эмоциональная и яркая речь. В Мишином стиле.

-Я думал и всегда, что вся лунная вода загрязнена, ведь это официальная позиция науки, везде пишут, что время массового использования воды на Луне еще не пришло.

-Официальная наука - Сказал Миша, - это мы и есть, не забывай. -Он подмигнул, -кроме того, да, те пробы, которые брали в разных частях Луны были не пригодны без глубокой отчисти, но ведь остается еще много таких мест, подобных тому где мы были сегодня, их еще просто не нашли, ну или нашли, но не сообщили пока еще, ладно. Раз теперь тебя посветили в нашу маленькую тайну, ты один из нас - настоящий селенолог. Кофе будешь?

-Кофе? И что, из Лунной воды?

-Ага. Ты его уже утром пил (я икнул). Да у меня тут Лунный кофе из Лунной воды! Думаешь я для научных целей выращиваю карликовые кофейные кусты в оранжерее?

(1) Тихо - крупный кратер на видимой стороне Луны. Виден с Земли в небольшой бинокль. Имеет центральную гору.
(2) Реголит - «почва» Луны. Продукт космического выветривания горных пород, а также мелкая пыль, образовавшаяся при бомбардировке Луны метеоритами. По структуре похожа на песок, но в отличии от него, почти все частицы имеют острые края, чем объясняется способность реголита прицепляться почти к любой поверхности(к оборудованию и скафандрам), проявлять свойства как плотной, держащей форму, массы, так и сверхсыпучего тела. При существенном попадании в легкие почти не удаляется из них самостоятельно и вызывает т.н. хронические, плохо поддающиеся лечению, «лунные» бронхиты.
(3) Геомиссия - международная организация по исследованию внеземных территорий. Состоит из ученых геологов, представителей всех стран, участвующих в космических полетах и колонизации планет.
(4) Интеркол, ICC, (International Colonization Corporation), независимая, транпланетарная корпорация, занимающаяся обнаружением экстрасолнечных планет, их колонизацией, и продажей прав на них.
(5) Реголитова банка - кратер, ложбина, трещина, или другое вогнутое геологическое образование на Луне, заполненное мелким, сыпучим, реголитом. Аналог на земле - зыбучие пески. Опасна для жизни.


Рецензии