Король и Аббат. -Акт I- действие второе

                = АКТ I =
               
                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
      
      Продолжение: АКТ II (действие третье) здесь:
      http://www.proza.ru/2019/04/10/827

СЦЕНА № 4. Кентерберийское аббатство. Встреча двух старых друзей, спустя семь лет.

(На сцене, на колоннах развешаны иконы и кресты. В небольшом отдалении стоит большое деревянное распятие. Архиепископ Фома, несколько постаревший, сидит в кресле с высокой спинкой лицом к зрительному залу, слева от кресла - небольшой письменный столик с Евангелием, чернильницей и пером на нем и двумя стульями, стоящими друг против друга. Архиепископ тихо дает указания монаху, стоящему справа от него. Тот согласно кивает. Входит мессир Сильвестр –  рыцарь-тамплиер, с густой рыжей бородой и усами, в белой одежде с большим вышитым на ней красным крестом на груди и спине. Слева на поясе у него в ножнах – длинный меч. Важно, с достоинством, кланяется архиепископу. При появлении мессира Сильвестра монах, прекратив беседу и поклонившись присутствующим персонажам, уходит со сцены. Архиепископ встает, идет к мессиру Сильвестру и обнимает его).   

Архиепископ (радостно):
- Ого! Мессир Сильвестр прибыл неспроста.
Догадываюсь, что от важного лица?
Приветствую, мой друг! Давным-давно тебя не видел.
И гостя здесь никто, надеюсь, не обидел?

Рыцарь (восторженно):
- О! Угощенье в трапезной - достойно всех похвал!
Давненько, если честно, я такого не едал.
А ты, как погляжу, мой друг, обжился здесь вполне:
Хозяйство образцовое, и сам ты - на коне.

Архиепископ (смущенно улыбаясь):
- Увы, я староват, чтобы на лошадь сесть.
Повозка у меня для этих целей есть.
А на собраньях, мой работник – щеголь, франт.
И сразу не поймешь - крестьянин он, иль гранд. [8]

Рыцарь (ободряюще улыбаясь в ответ):
- Ну что ж, нам есть всегда о чем поговорить.
Давай за столик сядем, чтобы обсудить
Дела свои. В ногах ведь правды нет,
От праведника ждут все правильный ответ.

(Оба садятся по разным краям столика, лицом друг к другу).

Рыцарь (продолжая озабоченно):
- Тем удивительней за стенами монастыря,
Накал людских страстей. И появился он не зря.
Народ обижен, разозлен. Раздет до нитки он.
И угнетенья пресс рождает только жалкий стон.

Тебя - король в суде своем желает засудить,
И тотчас же в темницу он захочет заточить
Духовных и гражданских лиц. Всех скопом.
Церковный суд – пошлет он по европам.

(Рыцарь делает паузу, затем, усмехнувшись в бороду, продолжает):
- А если не получится – ножом из-за угла
Решит он сразу твой вопрос. Все это строил зря?

 (Обводит широко рукой. Затем продолжает решительно):
- Короче – вот тебе возможное решенье:
Король Людовик [9] даст приют и утешенье!

 (Повисает пауза. Архиепископ, подумав некоторое время, говорит с удивлением):
- Ну и дела-а! Тогда я лучше в Рим пойду,
Чтоб с Папой отвести грядущую беду.
Но напоследок образумить короля
Все ж попытаюсь. Как мне кажется - не зря.

(Оба встают из-за столика и направляются к середине сцены. Рыцарь встает напротив архиепископа, преклоняет колено и склоняет голову. Архиепископ благословляет его крестным знамением и торжественно произносит:
"Benedictus tu in Bellatores et nunc, et semper, et in saecula saeculorum! Аmen! - Благословен ты в воинах и ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!"
Затем рыцарь целует руку архиепископу, поднимается сам и они вместе покидают сцену). 

СЦЕНА № 5. Тронный зал в королевском замке Тауэр. Пир.

(В тронном зале королевского замка Тауэр идет пир. На колоннах развешаны вымпелы, знамена со средневековыми гербами. Чуть поодаль – небольшой постамент, на котором мирно стоят рыцарские латы. За длинным столом сидят рыцари, придворные, вельможи. Менестрель на свирели играет веселенькую мелодию. Все присутствующие уже под хмельком, слышен нестройный разговор, пение, смех.  Король Генрих сидит на троне, лицом к сидящим за столом, в съехавшей набок короне, сильно захмелевший. В руках – держит кубок, собираясь произнести тост.
Входит слуга, кланяется королю, подходит к нему и говорит что-то вполголоса).

Генрих (ставя кубок обратно на стол, говорит с удивлением, пожимая плечами):
- Архиепископ прибыл? Что ж - проси тогда!

 (С коротким смешком обращается к другим участникам пира):
- Маленько позабавимся мы, господа.
Узнаем от него, зачем пришел сюда,
И посмеемся заодно над ним. Слегка.

 (Входит архиепископ Фома с посохом в руках. В зале за столом устанавливается тишина, все с любопытством оборачиваются к нему. Менестрель со свирелью, оборвав мелодию, с поклоном собравшимся, уходит со сцены).

 Генрих (говорит добродушно, кивая на пустое место рядом с собой):
- Ну, проходи, давай. Садись за стол.
Будь гостем нашим, раз сюда пришел.
И угостить тебя всегда мы рады,
Святой отец, не требуя награды.

Ведь ты был другом мне. Или забыл?
Против меня направлен весь твой пыл.
Ответь-ка лучше, сколько сто́ю я сейчас?
И всех нас позабавишь ты тотчас.

 (Оборачивается в зрительный зал, подмигивая зрителям, усмехнувшись, и легким кивком головы указывая на вошедшего архиепископа. Архиепископ садится на указанное место. Слуга ставит перед ним блюдо, полное кушаний).

Архиепископ (говорит медленно, взвешивая каждое слово и постепенно возвышая голос до громкого):
- Господь наш, Иисус Христос, за деньги продан был:
Монеток тридцать за него Иуда получил.
А посему - я за тебя даю лишь двадцать девять.
Вот красная цена твоя! И люди мне поверят!

 (При этих словах за столом воцаряется полная тишина. Возникает пауза. Король Генрих, с удивленным лицом и онемевший от неожиданности, затем начинает смеяться. Пирующие за столом подхватывают его смех, но делают это неуверенно, и смех быстро смолкает).

 Архиепископ (продолжает как ни в чем ни бывало, указывая королю на всех сидящих за столом, уже громко, во весь голос):
- За ЭТИХ подданных твоих - не дам я ни гроша!
Урвать от жизни куш большой торопятся, спеша.
Кого я вижу за столом? Одни свиные рыла!
И их исправить сможет лишь одна только могила!

 (Встает из-за стола, не притронувшись к угощению, очень громко, на весь зал):
- Народ раздевши догола, пируют здесь, паскуды!
Но Бог воздаст всем по делам! Запомните, иуды!
За слезы вдов и матерей, ответите сполна!
К чертям провалитесь вы все, судьбу свою кляня!

От Церкви-матери вас всех я буду от-лу-чать,
Чтобы боялись вы людей безбожно обирать!
Пока же я всем выношу ОДНО предупрежденье:
Повторного - не будет. Будет сразу отлученье!

 (Круто повернувшись, архиепископ уходит. Свет над сценой внезапно тускнеет, за столом вдруг слышно громкое свиное хрюканье и чавканье. По столу, роняя на пол посуду, внезапно забегал поросенок. Привидение, стоя на своем постаменте, с ярко горящими в глазницах красными огоньками, глухим, утробным хохотом смеется над присутствующими персонажами. Король Генрих, обернувшись, с гримасой ужаса, полуоткрытым ртом и выпученными глазами, смотрит на рыцарские латы, ставшие Привидением. Свет на сцене гаснет окончательно).

СЦЕНА № 6. Резиденция Папы Римского Александра III - Латеранский дворец.
Диалог Папы и архиепископа Фомы.

(Сцена представляет собой зал с колоннами, на которых развешаны кресты и иконы. В глубине сцены стоит большое распятие.
На переднем плане – на возвышении стоит богато украшенное кресло, на котором сидит лицом к зрительному залу Папа Римский Александр III – крепкий пожилой, но еще не старый мужчина, в белой мантии с позолоченным крестом, висящим на груди и белой шапочке-кипе со стоящим на ее серединке маленьким крестиком.
Рядом стоит письменный столик, за которым сидит его личный секретарь и писарь - святой отец Теодор в малиновой мантии и шапочке. Папа диктует на латыни, держа в руках раскрытую книгу, тот, обмакивая перо в чернильницу, старательно записывает. После двух-трех предложений, Папа произносит на латыни: “Amen!”, писарь согласно кивает, откладывает в сторону перо, встает, берет из рук Папы книгу и возвращается на свое место.
Входит архиепископ Кентерберийский Фома, целует руку Папы).

Папа (радостно):
- Входи, входи! Тебя уже заждался,
Ведь накануне быть ты обещался.
О подвигах твоих – уже наслышан был,
Тем удивителен твой юношеский пыл.

Во славу Церкви-матери радея,
Ты очень-очень многим богатеям
Дорогу перешел, народ храня,
И в этом ты - походишь на меня!

Архиепископ (немного грустно):
- Я грамоту привез от Теобальда.
Корабль под названьем “Эсмеральда”
Внезапно в шторм попал. До нитки вымок весь.
И вот, каким-то чудом оказался здесь.

 (С поклоном подает Папе свиток, перевязанный красной лентой, полученный ранее от Теобальда. Тот передает его секретарю, кивнув ему головой. Святой отец Теодор встает, принимает свиток, разворачивает его и, стоя, зачитывает текст с бесстрастным лицом):
 - “Теобальд, ничтожный слуга Божий, шлет своему другу и брату во Христе Александру привет и пожелание долгих лет жизни.
Друг мой, когда ты читаешь это письмо, то, наверное, знаешь, что я, скорее всего, покинул эту грешную землю и нахожусь в пенатах Господа нашего. Сейчас же я усердно молюсь за тебя и за весь наш народ перед Его распятием. Особенно я молюсь за человека, стоящего перед тобой. Если ты помнишь, то во время последней нашей встречи я горячо рекомендовал его на мою должность в случае моего перехода в мир иной, считая его достойным, честным и искренним человеком, способным активно и плодотворно служить Господу, Церкви-матери нашей, а также лично тебе.  До самых последних дней я не изменил своего мнения о нем.
Знай же, мой дорогой друг и брат во Христе Александр, что если он стоит сейчас перед тобой, а ты читаешь эту грамоту, то его жизни на родине угрожает величайшая опасность, и опасность эта исходит от его нынешнего суверена - короля.
Служить королю – это одно дело, служить Господу нашему – это другое дело, а он – такой человек, что не может служить двум господам одновременно. Естественно, что со временем он приобретет в лице своего короля могущественного врага, хотя до некоторого времени король был ему лучшим другом. Я сейчас не могу сказать, когда это произойдет, поэтому пишу эту грамоту тебе заранее. Но зная нашего короля, я также уверен, что это произойдет ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Молю тебя, мой друг, покровитель и заступник Александр, оказать человеку, стоящему сейчас перед тобой свое гостеприимство и покровительство, а также придумать способ, как отвести от него грядущую беду. В этом случае, он будет служить Господу, Церкви-матери нашей и тебе лично - также верно и преданно, как служу до самых последних дней своих - я, недостойный слуга Господа, а также – лично твой.
       
    Засим, кланяюсь и прощаюсь с тобой, твой друг и брат во Христе – ТЕОБАЛЬД.”

(Секретарь делает паузу. Смотрит на оборот свитка, говоря):
- Писано в городе Кентербери, Англия, семь лет, три месяца и восемь дней тому назад.

 (Сворачивает свиток, садится и кладет к себе на столик. Повисает длинная пауза).

Папа (после некоторого размышления):
- Ну что ж! Завет сей примем к исполненью.
И вот сегодня я принял решенье:
В Святую землю мы идем походом,
И это надо объявить народам.

Меж государей распри прекращаем,
И мир в Европе вечный объявляем.
Трубим войскам всем сбор на континенте,
И в славе - буду я на постаменте.

 (Довольно потирает руки. Затем, продолжает):
- А королю - мы сделаем внушенье:
Негоже задираться в предвкушеньи
Почета, славы и больших деньжищ:
Пора укоротить длину его ручищ!!

 (Оборачивается к секретарю):
- Но где же все архиепископы-послы,
Пришедшие из дальних стран? Сюда проси!
Мы грамоты с эдиктом этим всем вручи́м,
И на благое дело их благословим!

 (Секретарь выходит за кулисы и возвращается обратно на сцену в сопровождении пяти архиепископов. Затем идет к своему столику, выдвигает ящичек и передает Папе по одному несколько свитков с большими свинцовыми печатями, висящими на бечевках.
Папа, принимая очередную грамоту от секретаря, отдает каждому подошедшему с поклоном архиепископу, и, держа крест висящий на груди в другой руке, осеняет его крестным знамением со словами: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!”.
Все шесть архиепископов, получивших грамоты, одновременно кланяются Папе еще раз и покидают сцену. В зале громко звучит органная церковная музыка).

                КОНЕЦ ПЕРВОГО АКТА.
_________________________________
На иллюстрации: рыцари-тамплиеры (современный рисунок).

Продолжение:
АКТ II (действие третье) здесь: http://www.proza.ru/2019/04/10/827
АКТ II (действие четвертое) здесь: http://www.proza.ru/2019/04/10/849

Начало:
АКТ I (действие первое) здесь: http://www.proza.ru/2019/04/10/796.


Рецензии