Кто он - пророк Мухаммад? Глава 3

Глава 3.

                Предыдущая глава 2 http://www.proza.ru/2019/04/10/855

Пророк не получил от отца наследства. Со своими молочными братьями из племени бану са’д он пас овец. Затем он будет вспоминать об этом в начале своего пророческого предназначения словами: «Не было пророка, который бы не пас овец».

В роду Пророка все занимались торговлей и он перешел к торговым делам, зарекомендовав себя надёжным партнером в сделках. Его стали называть - Амин («Верный, надежный, честный»). В одной из его поездок Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах)  - богатая и знатная женщина племени курейш – дает пророку Мухаммаду большую сумму денег.
 
Хадидже бинт Хувайлид было сорок, она пережила два замужества и оставшись одна с маленьким сыном, заботилась сама о себе. Она отдавала деньги купцам, которые вели на них торговлю за определенную плату.

В это время Мухаммаду двадцать пять лет - среднего роста, широкоплечий, с волнистыми до плеч черными волосами, разделенные на прямой пробор. Из-под широких бровей - открытый взгляд больших карих глаз, белки которых были немного красноватого оттенка, с густыми ресницами, от которых казалось, что глаза подведены сурьмой, орлиным носом и густой бородой...
 
Взяв у Хадиджы большую сумму денег, он отправляется вместе с её слугой в Сирию. Эта поездка оказалась очень удачной. Он получил большую прибыль, отдал и Хатидже её деньги с прибылью. После их знакомства проходит два месяца.
 
О сватовстве Пророка рассказывается кратко. Между слугой Хадиджы - рабом Майсары и Мухаммадом прошел такой диалог:

- "Почему бы тебе не женится, Мухаммад?"
- "У меня нет средств".
- "А если бы тебе сделала предложение красивая женщина, да к тому же богатая и знатная?
- "Кто же это?" 
- "Хадиджа!".
- "Да этого не может быть".
- "Я все устрою", и вернувшись к своей госпоже всё рассказал ей.

Хадиджа влюблена в молодого Мухаммада  и решается послать к нему свою подругу Нафису с предложением... женится на ней. Мухаммад не опешил от её предложения, видимо искра любви уже пролетела между ними. К Хадидже сватались многие знатные люди, но она всем отказывала. Она пережила два замужества, и от второго брака у неё родился сын, но вскоре она овдовела. И так или иначе, очень скоро, через два месяца после знакомства, они поженились. Рассказав всё братьям отца и получив одобрение на брак, они сосватали Хадиджу. Его подарком к свадьбе было – двадцать, а по другим источникам – шесть молодых верблюдиц.

Став первой и единственной женой Пророка, который до её смерти не был женат на другой женщине, она познала с ним счастье, всей душой верила в миссию Мухаммада.

Хадиджа первой приняла ислам, была матерью всех его шести (по некоторым источникам пяти) детей. Два сына умерли в раннем детстве, а девочки дожили до его пророческой миссии, приняли ислам и переехали из Мекки в Медину... и скончались задолго до его смерти.

Только Фатима пережила отца на шесть месяцев. Пророк Мухаммад говорил о своей любви к его первой жене: «Сердце мужчины может принадлежать только одной женщине».

Хадиджа была Пророку не только идеальной женой, окружив его заботой и любовью, но и верным другом, помощником в распространении ислама. Она умерла в 65 лет в 620 году от болезни, и этот год  назвали «Годом грусти».
 
У Мухаммада родился сын и от Марии аль-Кибтия – египтянки из числа коптов 1), она была подарена ему Египетским владыкой и стала наложницей. Исследователи биографии пророка  не упоминают её в качестве жены, но фактически после рождения сына она стала его женой и пророк даровал ей свободу. Их ребёнок Ибрагим – скончался, когда ему было 18 месяцев.  Умерла Мария в 638 году в Медине.

Мухаммаду не чуждо было ничто человеческое. После смерти Хатиджы прошло несколько лет и он женился вновь. Исследователи - биографы Пророка считают, что у него было после смерти его первой жены –  15, но в конце концов исследователи остановились на цифре – 13 жен. Это цифра считается официальной. По мнению автора книги «Сирейи-Ибн Хишам» Пророк был в интимной связи в жизни только с 11 женами. Двое из них скончались еще при жизни Мухаммада.

Среди них были женщины – рабыни, взятые в плен после сражений из знатных родов; племянница его дяди по женской линии, дочь главы враждующего с ними племени, после женитьбы на ней вражда между племенами закончилась. Женщине из иудейского племени, попавшей в наложницы, Мухаммад дал свободу и предоставил выбор уйти или остаться, она осталась.  Все женщины были вдовами, когда выходили замуж за Пророка. По преданию, среди жен единственной девственницей была Аиша – дочь Абу Бакра, по некоторым источникам ей было больше десяти лет, по другим источникам ей было семнадцать лет. В древних обществах такие ранние браки были обычным делом и никакого осуждения не вызывали.
 
Многоженство существовало в разных частях мира еще до прихода Ислама. Многие библейские цари и пророки имели более одной жены, а царь Соломон, согласно 3-й Книге царств, имел семьсот жен и триста наложниц.

Когда Пророк начал проповедовать Коран, арабы практиковали неограниченное многоженство. Ислам ограничил многоженство и определил рамки. В Коране на этот счёт сказано: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете /одинаково/ справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (сура 4 «Женщины», аят 3).

В другой суре речь идет не только о распределения внимания и удовлетворении материальных нужд жён, а о чувствах, над которыми человек не властен. «Вы не сможете относиться к жёнам /одинаково/ справедливо, даже при сильном желании». (сура 4 «Женщины», аят 129). Если муж одинаково относится к женам, то он не будет спрошен за то, что испытывал к ним разные чувства.

Но в то же время шариат Аллаха учитывает как интересы мужчин, так и интересы право жениться во второй раз, то у женщины есть право потребовать, чтобы муж не брал вторую жену, пока состоит с ней в браке. Так случилось у дочери Пророка – Фатимы. Когда зять Посланника – Али ибн Абу Талиб – муж Фатимы - собрался жениться во второй раз, она воспротивилась этому. Мухаммад поддержал свою дочь и не позволил ему так поступить, но сможет - только в том случае, если он разведется с его дочерью.

Многие богословы считают, что единобрачие лучше многоженства. Именно оно является основной формой семьи.  Когда был ниспослан аят, ограничивающий количество жен – до четырех, пророк был женат уже на девяти женщинах. Те, кто был женат на более чем четырех женщинах, должны были выбирать и оставить не более четырех. После развода, женщины уже не могли выходить замуж и до конца своей жизни обречены были оставаться незамужними. Когда Пророк предложил каждой из них развод – ни одна не согласилась и по этой причине ему было позволено оставить их всех своими женами.

Все браки нашего Пророка, как считают исследователи, были заключены либо по политическим, либо по социальным соображениям. Обвенчавшись с некоторыми женщинами он ближе сблизился с их семьями и племенами, вдов он взял под свою опеку и защиту, проявляя заботу их осиротевшим детям.

Пророк испытал особые чувства к Аише, после своей первой жены, но заботился о всех одинаково и перед смертью даже просил разрешения у других жён провести последние дни перед смертью в её доме.
 
Брак с Хадиджей предоставил Мухаммаду возможность занять место среди богатой знати своего города. В обществе его уважали за нравственные качества, честность и называли аль-Амин («Верный, надежный, честный»). Образ жизни Мухаммада был самым благочестивым, как говорил о нём его дядя Абу Талиб. Пророк Мухаммад поддерживал неимущих, не терпел идолопоклоннических предрассудков, не принимал участие в их праздниках и торжествах, не ел мяса жертв, приносящих идолам, не пил вина, и не был любителем увеселительных мест меканцев.

До нас дошло предание:  Мухаммад мудро разрешает спор при ремонте Каабы,  который чуть не привел спорящих к дракам и резне. По преданию – ещё до двухсот лет до существования Мухаммада – Эсвад-Чёрный камень был принесен ангелом из Рая Адаму, и этим положил начало Каабе. Историки считают, что с начала Кааба была христианским святилищем, но после разделения магометанства от христианства, Каабу уже объявили мусульманской святыней и не магометанам вход закрыли.

... Стены Каабы пострадали от времени, сели и пожара. Курейшиты вынуждены были строить новое здание.  Приняли решение, что для ремонта нужно использовать только «чистые» деньги – пожертвования блудниц, ростовщиков, отобранные обманом или силой – не принимались.

Разобрав стену до фундамента Ибрахима, они исключили в несколько локтей 2) стену с северной стороны, так как не хватило средств. Каждое племя воздвигало определенный участок. Работами руководил византиец – Бакум. Дело дошло до возвращения Чёрного камня на место и все старейшины племен хотели взять на себя осуществление этой почетной обязанности. Разгорелся спор, он длился пять дней и грозило закончиться кровопролитием. Один из старейшин – Абу Умайе аль-Мугире аль-Махзуми предложил:

- Пусть рассудит наш спор тот, кто первым войдет в Каабу...
Им оказался Пророк. Увидев его, послышались крики:

- Это Амин, это – Мухаммад! Пусть решит наш спор!

Пророк разрешил этот спор. Расстелив плащ на земле, он положил на него Чёрный камень, предложив старейшинам племен взяться за его концы и поднять его. Таким образом они все вместе внесли Чёрный камень, а устанавливать по общему решению стал Мухаммад.

И в наше время Чёрный камень возвышается на полтора метра выше над уровнем места, предназначенного для обхода Каабы. Дверь также была поднята на высоту - два метра, стены также стали выше на восемнадцать локтей, установили шесть столов в два ряда и покрыли крышей, прежде ни крыши, ни столбов у Каабы не было.
 
После женитьбы Мухаммад продолжать заниматься торговыми делами, часто уезжая в дальние путешествия с караванами. Во время таких путешествий он часто встречался и общался с евреями и христианами, беседы с ними всё больше меняли его взгляды на существующую религию идолопоклонства. На его религиозные размышления особо повлиял и двоюродный брат его жены – Барака. Он был умным, мыслящим, мудрым человеком и неопределенной веры – сначала иудеем, затем христианином, интересовался астрологией. Барака вошел в древнюю историю как первый переводчик частей Ветхого и Нового Заветов на арабский язык.

Историки предполагают, что именно у него Мухаммад получил сведения об этих священных книгах, о преданиях Мишны 3) и Талмуда 4), из которых он много данных писал в Коране.

Знания Мухаммада шли в противоречия с идолопоклонством, царившем в Аравии и в Каабе. Это священное здание постепенно наполнялось идолами, число которых дошло до трёхсот шестидесяти, получалось, что по одному идолу - на один день одного года. С разных мест привозились идолы различных народов: из Сирии – идол Хабал – который вызывал дождь, идолы Девы Марии, Авраама и Измаила, изображенные с волшебными стрелами в руках, как символами их магической силы и почитаемые ранее как праотцы и пророки.
 

1) Локоть – арабские историки сообщают, при шкале измерений один локоть равен 54 см.
2) Копты – египтяне - христиане, жившие в Египте.
3) Мишна – первый письменный текст религиозных предписаний – Устного Закона - еврейского Талмуда.
4)Талмуд – труд еврейских мудрецов записанной устной Торы – религиозно-этнических положений иудаизма.


 
Продолжение глава 4
http://www.proza.ru/2019/04/10/899


Рецензии