ВАгошков 1905г ОЕВ Секта скопцов в дКамыниной

В.Агошков 1905г ОЕВ Секта скопцов в д Камыниной.

Секта скопцов в д. Камыниной, Карачевского уезда.

20-22 минувшего октября 1905г я посетил с миссионерской целью приход с.Девяти Дубов, Карачевского уезда, (в 71 версте от г.Орла по Риго-Орловской ж.д., в 12 верст. от г. Карачева). По свидетельству церковной летописи, прихожане села издавна отличаются особенною склонностью к аскетизму и почитанием монастырей и монастырской жизни: нередко предпринимая паломничества в разные отдалённые обители России, они ревностно посещают соседние: Николо-Одрин монастырь (в 6 верст.) и Белобережскую пустынь (в 40 верст.) и ежегодно приносятъ оттуда в свои селения местные чтимые иконы для совершения пред ними богомолений по домам и на полях.

К сожалению, среди крестьян д. Камыниной, этого прихода, за дальностью расстояния их от церкви и причта (в 4 верстах) и за недостатком в прежнее время надлежащего религиозно-нравственного просвещения, аскетические наклонности много лет тому назад перешли границы истинной веры и обнаружились в изуверской форме скопчества: большинство заразилось только духом секты, а некоторые в порыве фанатизма даже подвергли себя кастрации.

Постоянные религиозные сношения с соседними „кораблями" (в с.Вельяминове, Карач. уезда, в д. Юшкове, Болхов. уезда, в д.Щеховце, Кром. уезда) и с отдаленными центрами скопчества (Петербургом и Румыниею) только поддерживали сектантство. Даже недавно почти вся деревня распадалась на два корабля:

один имел своим учителем физического скопца, крестьянина с. Вельяминова Василия Мочихина и производил радения в доме девицы Акилины Герасиной;

во главе другого стоял тоже физический скопец мещанин г. Орла Влас Шкодин, имевший свое пребывание и устроявший радения в доме девиц Анны Герасиной и Агафии Борисовой.

К счастью, лет 7-8 тому назад, Мочихин умер, а Шкодин в 1900 г. убедил своих девиц продать дом и вместе с ними переселился в г. Орел.

Таким образом, в короткое время сектантство в д. Камыниной лишилось руководителей и стало быстро падать. В настоящее время в деревне из 138 муж. и 175 жен. причтом лишь подозреваются в принадлежности к духовному скопчеству 16 лиц обоего пола: 1 женатый мужчина, 2 замужних женщины, 3 вдовицы и 10 девушек.

 Все эти «староверы» не имеют никаких признаков намеренного физического уродства: аккуратно соблюдают обряды Православной Церкви, исправно посещают Божий храм (за исключением Андрея Иларионова и его жены Елены).

Принимают к себе приходский причт, не препятствуют детям своих родственников учиться в местной церковно-приходской школе и ничем не отличаются от своих соседей в образе занятий. Но в то же время они живут отдельно от православных —или в особых домах, или в особых половинах домов, носят белье и одежду цветов самых скромных: рубашки белые, сарафаны, платья и кофты — синие, чёрные и коричневые, фартуки и платки — белые и черные, одноцветные и крапчатые („съ мушками"), не едят мяса и яиц („снесковь"), не пьют ничего хмельного, даже квасу, всячески избегают различных деревенских удовольствий и развлечений — хороводов, песен, плясок и т. п., воздерживаются от божбы, брани, сквернословия, „чернословия», проводят жизнь строго-безбрачную и не ходят на родины, крестины и свадьбы.

Таким образом, они ведут образ жизни скопческий; несомненных же признаков своей принадлежности к секте скопцов — отрицания брака, учения о спасительности оскопления и участия в скопческих радениях не обнаруживают. В частности, что касается радения, то последние, если иногда и совершаются, то очень редко и так секретно, что православные ничего не знают о них.

Многие публично заявляли мне, что в их деревне теперь не бывают радения, хотя священнику от одной ревнительницы православия известно, что сектанты собирались все вместе в ночь на 6-ое декабря 1903 года, накануне местного престольного праздника, по окончании всенощного бдения в тамошней школе.

Из числа заподозренных в сектанстве несколько обращают на себя внимание замужняя Дарья Тимофеева и девица Акилина Герасина. Муж первой вполне православный, а дочь находится в г. Яссах. Вторая, проживши несколько времени в Петербурге в услужении у скопца-менялы и наследовавши от него 500 руб. деньгами, в настоящее время под именем „богачки" занимается на родине ростовщичеством и пользуется благоволением сельских властей.

Имея в Петербурге родную сестру—духовную скопчиху, часто навещает ее и привозит оттуда различные гостинцы: вообще своими денежными средствами, знакомством со властями и связями с Петербургом она может поддерживать дух сектантства в Камыниной.. Посему дома двух означенных лиц должны подлежать особенному наблюдению и попечению со стороны приходского причта.

Вообще же, по уверению сторожилов, сектантство в д. Камыниной постепенно вымирает и угасает: духом его заражены почти исключительно женщины, по бедности, болезням и преклонности лет потерявшие  надежду на замужество и еле доживающие свой век: все они поголовно неграмотны,  крайне невежественны и неспособны к прозелитизму. За пять последних лет из числа заподозренных в сектантстве 4 человека умерли и 4 совершенно оставили сектантский образ жизни.
Духовные скопчихи даже в интимном разговоре с священником с. Девяти Дубов только твердят ему о своём православии и потому совершенно лишають его возможности обличать их, как сектантов.

Мало помогает делу и миссионерская библиотека, такъ как изо всего взрослого населения деревни насчитывается грамотных мужчин только 1-2 человека, а женщин ни одной.

Гораздо важнее и полезнее оказывается местная одноклассная церковно-приходская школа, построенная в 1900 году почти исключительно на средства Петропавловского Братства (500рб) и содержится крестьянским обществом и Карачевским Уездным отделением Епархиального Училищного Совета. Жаль только, что бедная учительница получает всего 180 руб. жалованья, и что ктитор церкви с. Девяти Дубов, сосредоточив все свои заботы на построении и отделке нового каменного храма взамен обветшавшего деревянного, не дает ни копейки на школу и на выписку миссионерского журнала. К чести священника – заведующего и законоучителя, а также учительницы Камынинской школы нужно отнести то, что они всячески привлекают в нее девочек: последних там сейчас даже больше (23 души), чем мальчиковъ (20 душ).

Я сам был свидетелем того религиозно-восторженного настроения и сильного воодушевления, какое испытывали все предстоящие и молящиеся в Камынинской школе на бдении под праздник Казанской иконы Божьей Матери.

Согласно заранее сделанному оповещению, народ, в количестве более 300 человек обоего пола из дд: Камыниной, Яковлевой, Холчевки и с. Девяти Дубов, собрался в школу на всенощное бдение. Помолившись вместе с другими, я, по окончании Богослужения и краткого перерыва, в 5 часов вечера предложил собравшимся беседу о незаконности и небогоугодности скопческих богомоленных собраний, как устрояемых скрытно, без благословения и участия церковных пастырей… Народ с глубоким вниманием и видимым интересом прослушал мою речь, длившуюся более часа…

На мою просьбу высказать основания или оправдания радений, выступил только один,— несомненно, православный крестьянин с. Девяти Дубов Егор Фомин, попросивший разъяснить некоторое кажущееся сходство между тайными собраниями сектантов и тайною вечерею Христа Спасителя. Больше на тему не возражал никто.

Зато нашлись охотники побеседовать о девстве и мясной пище: тот же Фомин ссылался на излюбленное скопцами изречение из Евангелия от Матфея, XIX гл., 12 ст., Андрей Иларионов и Евдокия Селезнева говорили о спасительности добровольных постов и о влиянии мяса на возбуждение страстей и похотей. Эти возражения ясно свидетельствовали, что искра скопчества окончательно еще не погасла в д. Камыниной, что сектантские идеи здесь еще продолжают, так сказать, носиться в воздухе.

Конец беседы был самый неожиданный: стоявший в толпе писарь Дроновского волостного правления, мещанин Алексей Проскурнин,— человек совершенно сторонний к школе, изъявил желание быть попечителем её и заботиться о благоустройстве её.

 Поблагодарив его за такую ревность, я раздал от Братства грамотным детям и взрослым духовные листки и, распростившись со всеми присутствующими, в 9 часов вечера выехал из д. Камыниной. 

А.Георгиевский.


* В.А.:
Наши замечания: Деревня Камынино сейчас находится в Знаменском сельском поселении Знаменского района. Центр – село Знаменское отстоит от пгт. Хотынца в 30 км.  Ясно, что это не та деревня Камынино. В чём дело?

Оказывается, деревня прихода с.Девять Дубов – дер.Камынино «списана», т.е. была ещё одна дер. с таким же именем. А вот д. Холчёвка уцелела: она находится теперь в Алёхинском сельском поселении Хотынецкого района.
 
Мы как-то выдвинули предположение, что река Навля – река половецкая. Известно, что часть отряда половцев по просьбе князя охраняли город Карачев. Другое наименование половцев – куманы. Не они ли когда-то населяли деревни Камынино, нынешних Хотынецкого и Знаменского районов?!

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель, 2019


Рецензии