Кто он - пророк Мухаммад? Глава 5

Глава 5.

Предыдущая глава 4 http://www.proza.ru/2019/04/10/899

Вся жизнь Пророка противоречит предположению о том, что Мухаммад назвал себя Посланником в целях обогащения, а цель его религиозной реформы – власть и богатство.

После смерти Хадиджы, до начала его пророческой деятельности, его материальное положение было намного лучше, чем после. Скромная жизнь была уже в норме, что он уже не обращал внимания, что жил намного беднее других мусульман.

Однажды мекканцы предложили ему в обмен на отречение от исламства богатства, но он наотрез отказался. От вождя племени Фадак он получил четырёх верблюдов, нагруженных дорогими тканями и золотом. Как пишут исследователи его биографии, он раздал все бедным мусульманам. 

Своим внешним видом он подчеркивал свое отношение к богатству: носил скромную одежду, иногда она была шерстяная, иногда полосатая бумажная, как принято носить в Йемене. На голове он носил чалму. Она обвивала голову так, что один конец свисал по спине между плечами, и по его словам, именно так носили её ангелы. Он был против золотых колец, носил серебряный перстень, служивший печатью. На внутренней стороне этого перстня были выгравированы слова: «Мухаммад, посланник Бога». Мухаммад был щепетилен насчет чистоты, часто соблюдал омовения.
 
Пророк был чувственным мужчиной и часто повторял: «В мире есть две вещи, восхищающие меня – женщины и благовония. Они радуют мой взор, и придают мне силы быть более ревностным  в благовонии». От него всегда шло приятное благоухание и ученики приписывали это врожденному свойству его тела. В присутствии красивой женщины он постоянно гладил свой лоб, расправлял волосы, как бы из желания казаться интереснее...

В питании он был всегда умерен, соблюдал все посты. Умственные качества Пророка были без всяких сомнений незаурядны. Не получив образования, он обладал отличной памятью, развил и обогатил свой ум  наблюдательностью и живым воображением. Голос его приятный и звучный, ведя разговор, он воодушевлялся и становился все более красноречивым.

Исследователи и биографы пишут, что в поведении он был скромным, не допускал никакого возвеличивания. Как-то в селении люди встали в знак приветствия, когда он подходил к ним, но он запретил так делать – считая что такое раболепие недопустимо. Затем к нему подошел человек и трепеща, задал ему вопрос. Мухаммад похлопал его по плечу и ответил: «Я всего лишь сын женщины, которая ела сухой хлеб».

Часто он повторял, не разрешая себя восхвалять: «Не возносите меня так же, как христиане превозносят Иисуса – сына Марии, а говорите обо мне: он – раб Аллаха и Его посланник».  Часто его последователи пытались  возвеличивать его, но он твердо стоял на своём: восхваление и повиновение должно быть только Аллаху, нашему Творцу.

В пророческой деятельности Мухаммаду больше всего труднее было бороться с насмешками людей, не желающих и не понимающих миссию Пророка. На улицах ему кричали, показывая на него пальцем: «Смотрите на внука Абд аль-Муталлиба. Он утверждает, что знает всё, что творится на небе!».

Он подвергался упрёкам, оскорблениям невежд, черни и даже критическим насмешливым памфлетам, которые молниеносно распространялись и задерживали рост ислама больше, чем любые жестокие преследования. 

Люди настаивали и требовали от Мухаммада сверхъестественных доказательств истинности его утверждений. Они говорили: «Моисей, Иисус и другие пророки доказывали божественность своего пасланничества чудесами. А если ты действительно пророк, и даже больше, чем они, то твори такие же чудеса». Ответ Мухаммада записан в Святой книге – «Какое чудо может быть больше Корана, книги откровения, написанной при посредстве неграмотного человека? Язык её так возвышен, доводы так неоспоримы, что дары дьявола и человека, соединенные вместе, не могли бы составить ничего подобного. Сам Коран есть чудо».
 
Но люди требовали других чудес. Людям хотелось, чтобы он воздвиг золотой дворец в пустыне, или при них вознесся на небо, или воскресил мёртвого, или заставил немого говорить, или глухого слышать... Мухаммад возражал, а иногда угрожал: «Я человек – посланный Богом, Его апостол... Бог является свидетелем между мною и вами. Те, которым Он даст способность убедиться, поверят искренно; те же, которых Он допустит остаться в заблуждении, не найдет никого, чтобы помочь их неверию. В день воскресения они предстанут слепыми, глухими, немыми и будут пресмыкаться, наклонив голову к земле. Такова будет кара за их неверие». Но люди требовали других чудес. Людям хотелось, чтобы он воздвиг золотой дворец в пустыне, или при них вознесся на небо, или воскресил мёртвого, или заставил немого говорить, или глухого слышать... Мухаммад возражал, а иногда угрожал: «Я человек – посланный Богом, Его апостол... Бог является свидетелем между мною и вами. Те, которым Он даст способность убедиться, поверят искренно; те же, которых Он допустит остаться в заблуждении, не найдет никого, чтобы помочь их неверию. В день воскресения они предстанут слепыми, глухими, немыми и будут пресмыкаться, наклонив голову к земле. Такова будет кара за их неверие».? Фараон пренебрег его чудесами, обвинил его в волшебстве и старался изгнать его вместе с народом из страны; но фараон был потоплен вместе с войском своим...».

Некоторые исследователи биографии Пророка пишут о том, что Мухаммад иногда творил чудеса, отступая от своих правил, тогда, когда видел, что его слушатели недоверчиво слушали его проповеди.

Однажды он, окруженной толпой, подозвал быка и снял с его рога свиток, на котором была написана глава из Корана, только что ниспосланная И продолжает: «Вы настаиваете на чудесах. Бог дал Моисею силу творить чудеса. И что же вышло с неба. В другой раз голубь сел ему на плечо и стал что-то нашептывать ему в ухо, или велел вырыть яму перед собой, в которой оказались два кувшина – один с мёдом, а другой – с молоком. Посланник объяснил, что эти кувшины – символы изобилия, и обещаны небом всем, кто будет повиноваться законом Аллаха.
Можно верить и не верить в эти чудесные истории, как в сказки, придуманные фанатиками, но чудеса все-таки случались...
 
Распространение новой веры шло медленно. В первые три года в ислам было обращено всего сорок человек: из среды иностранцев, рабов и молодежи. Собрания для молитв устраивали тайно – в домах из новых верующих или в пещере недалеко от Мекки.

Учение Мухаммада было отвергнуто его родственниками и друзьями, но постепенно стало находить понимание у простого народа. В первую очередь - среди женщин, всегда готовых сочувствовать тому, кого преследовали. Арабы всегда утверждали, что они исповедуют религию Ибрахима и одним из важных обрядов этой религии был хадж в Священный дом Аллаха. После овладения Меккой Мухаммаду была ниспослана сура «Покаяние». Её зачитал Абу Бакр перед людьми. В ней говорилось, что отныне многобожникам и обнаженным запрещено совершать хадж и запрещается входить в Каабу.

Упорствовали в своей вере христиане и иудеи. Иудейская вера рано распространилась в Аравии. После разрушения Иерусалима римлянами, многие евреи поселились среди коренных жителей Аравии, образовали свои общины и достигли значительной власти и влияния.

Христианская религия также была распространена в арабских племенах. Однажды еврейский поэт Кааб ибн Ашраф, читал перед толпой стихи, в которых он пытался настроить курайшитов к мести Мухаммада. Пророк гневно воскликнул: «Кто же наконец избавит меня от этого сына Ашрафа?». Через несколько дней Кааб ибн Ашраф был убит ансаром из ауситов 1).Та же участь постигла и Асму, дочь Мервана, сочинявшую сатирические стихи на Пророка.
 
Началось открытое противостояние неверующим в ислам. Этому послужил и случай, происшедший в квартале кайноков 2).  В этот квартал пришла  молочница арабка, её окружили молодые евреи, прослышавшие о её необыкновенной красоте. Они стали просить её открыть лицо, что противоречило законам приличия её племени.

Молодой еврей – мастер золотых дел, лавочка которого находилась недалеко по соседству, незаметно прикрепил конец ее покрывала к скамье, на которой сидела девушка. Когда она встала, покрывало ее слетело. Молодые люди стали смеяться, посыпались шутки. Девушка стояла красная от стыда. Стоявший недалеко мусульманин принял такую шутку как оскорбление и бесчестье девушки. Вскоре он вытащил саблю и вонзил в тело юноши, но тут же был убит другими евреями. Мусульмане соседнего квартала и кайноки схватились за оружие, но так как кайноков было меньше, то они спрятались в крепости.

Мухаммад, возмущенный таким поведением евреев, стал настаивать на том, чтобы провинившийся род принял ислам. Но евреи указывали на договор, по которому они имели право проповедовать свою веру. В итоге кайноки не приняли ислам, их имущество было конфисковано, а сами они в количестве семисот человек были изгнаны в Сирию. После этого происшествия  Мухаммед уже не стал склонять евреев к своей вере. После этого случая  они стали предметом его религиозной ненависти.

Свое прежнее постановление, по которому местом Киблой признавался Иерусалим, он заменил  Меккой, к которой мусульмане обращаются лицом  во время молитв.

Христианские исследователи, обсуждая появление Мухаммада, называли его врагом церкви. И приводят примеры - суеверные рассказы о чудесах проходивших в то время. В Константинополе явилось много уродов и проносились страшные видения, которые вселяли ужас людям – очевидцам тех событий. Во время некоторых религиозных процессий качались кресты, от чего видевшие это приходили в ужас. А из вод реки Нил вышли два монстра – несколько времени оглядываясь по сторонам снова скрылись в волнах реки. В течение дня солнце казалось уменьшенным на треть своего размера, а в одну из безлунных ночей огненный свет озарил небо, на котором засверкали кровавые копья.

Арабы не привыкли покоряться кому-либо. Войны и военные сражения длились годами, хотя за это приходилось платить многочисленными жертвами. Например, племена бакр и таглиб воевали между собой сорок лет и в сражениях погибли около 70 000 человек.

Арабы хотели втянуть и Мухаммеда в длительную войну, но войны, которе вёл Мухаммед, шли всего восемь лет. Племена арабов, принявших ислам добровольно, не познали позора поражения и плена.

Через тринадцать лет Мухаммадом написано большая часть Священной книги и в это время он переезжает в Медину. Встречается там со многими иудеями Медины и христианами из Наджрана, дискуссирует с ними, ведет споры, доказывая правильность исламской веры. Многие современники Мухаммада из числа иудеев и христиан поверили в его пророческую миссию и приняли ислам.
 
Здоровье его ухудшалось, припадки которыми он страдал, участились, но он по прежнему занимается проповедничеством и уже готовится к вторжению в Сирию и Палестину.

В это время появились два лжепророка – самозванца - аль–Асвад  и Мусайлама. Аль-Асвад сначала был идолопоклонником, затем перешел в ислам, но затем стал проповедовать свою религию, не похожую ни на одну из прежде религий. Он уверял дюдей, что получает послания с неба с помощью двух ангелов. Искусный фокусник, он демонстрировал перед толпой фокусы. Его проповеди некоторое время имели большой успех.

Это было время, когда люди легко переходили из одной веры в другую... Второй самозванец – араб Мусалайма властвовал над городом и областью между Красным морем и Персидским заливом. Он принял ислам от имени своего племени, а возвратившись к себе в племя, он объявил всем, что написал Коран и получил от Бога дар пророчества и указание помогать Мухаммаду. По его учению душа человека находилась в брюшной полости.

Аль-Асвад был убит поданными Мухаммада, а расправу над Мусалаймом отложили на более подходящее время.


1) Ансары – коренные жители Медины, принявшие ислам и ставшие верными сподвижниками пророка Мухаммада.
 
2) Кайноки – один из трех еврейских родов.


Продолжение глава 6 
http://www.proza.ru/2019/04/10/919

 


Рецензии