Тевтонский орден габсбургской эпохи

      RLD
      
      Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

      Эпоха наполеоновских войн привела к почти полному уничтожению Тевтонского (Немецкого) духовно-рыцарского ордена. Завоевав пол-Европы и ликвидировав, после победы при Аустерлице в 1805 г., "Священную Римскую империю германской нации", император французов Наполеон I Бонапарт повсюду запретил духовно-рыцарские ордены, в том числе и Тевтонский орден, передав конфискованные орденские владения под управление своих марионеток из числа немецких князей - членов марионеточного Рейнского Союза (чьим протектором стал сам Наполеон). С одной стороны это было концом существования Тевтонского ордена в его прежней форме. Эпоха его государственного суверенитета завершилась раз и навсегда.

      Тевтонский орден сохранился, в виде мелких разрозненных владений, лишь на территории сильно урезанной монархии Габсбургов - Австрийской империи. Но в то же время французский завоеватель положил конец "эпохе троеверия (триконфессионализма)" в истории Тевтонского ордена, силою вещей снова превратившегося в чисто католическую организацию (единственным исключением оказался маленький евангелический Утрехтский баллей на территории Голландии, но и он не подчинялся уже не Верховному магистру-католику, а голландскому королю-протестанту).

      На протяжении нескольких десятилетий Тевтонский орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное - орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 года главы ордена Приснодевы Марии - Верховного магистра (Гохмейстера, нем.: Hochmeister) эрцгерцога Австрийского Антона Виктора - в 1835 г. не только был избран Гохмейстером его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф (Макс-Йозеф), но и произошла очередная реорганизация ордена, главной идейной "движущей силой" которого стал "реноватор (обновитель) Тевтонского ордена" - католический священник брат Петер Риглер.

      С 1809 г. (и по сей день) резиденция ордена Приснодевы Марии находится в столице Австрии - г. Вене. В 1836 г. Тевтонский орден насчитывал в своих рядах всего-навсего шесть "братьев-рыцарей" и пятнадцать "братьев-священников". Наконец, в 1839 г. император Австрийский Франц и его знаменитый государственный канцлер князь Клеменс фон Меттерних разработали для ордена новую правовую основу. Орден Девы Марии принял новый устав и в течение последующих девяноста лет официально именовался "Тевтонский (Немецкий) рыцарский орден (Дейчер Риттерорден, нем.: Deutscher Ritterorden)", хотя сокращенно его нередко по-прежнему называли просто "Тевтонским орденом" (Дейчер Орден, нем.: Deutscher Orden). Основанный в качестве странноприимного, а затем военно-монашеского братства, он превратился, по сути дела, в династический орден Габсбургов. Согласно новому уставу, орденские братья обязались избирать верховными магистрами только принцев Габсбургского дома.

      И действительно, с тех пор и до 1923 г. Тевтонский рыцарский орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского императорского Дома). С 1840 по 1894 гг. они носили титул "Великих магистров" ("Гроссмейстеров", нем.: Grossmeister) - единственный короткий период за всю более чем 800-летнюю историю ордена Приснодевы Марии, а с 1894 по 1923 гг. - "Верховных и Германских магистров ("Гох-унд-Дейчмейстеров", нем.: Hoch-und Deutschmeister).

      Для рыцарей Тевтонского рыцарского ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную. Униформа габсбургских "тевтонов" состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща-пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно-белой лентой и черно-белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной "тевтонским" лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно-серебряным эфесом, украшенным лапчатым "тевтонским" орденским крестом. Поверх мундира на черной шелковой ленте висел знак ордена - золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и пятью страусовыми перьями - тремя черными и двумя белыми. Звезда Тевтонского ордена, носившаяся слева на груди, представляла собой черный лапчатый "латинский" крест с серебряной каймой.

       Гох-унд-Дейчмейстер Тевтонского рыцарского ордена носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение этой "тевтонской" орденской униформы (которую и без того после 1923 г. носили все реже) окончательно вышло из употребления.

       При посвящении в рыцари посвящаемый, по старой памяти, облачался в рыцарские доспехи, включая шлем с черно-белым плюмажем из страусовых перьев.

       Поскольку Тевтонский рыцарский орден под эгидой династии Габсбургов был строго римско-католическим, его "братья" носили католические четки (так называемый розарий) черного цвета с подвешенным к нему черным, с серебряной каймой, тевтонским лапчатым крестом (см. иллюстрацию, помещенную нами в заголовке настоящей миниатюры).

       Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии