Жертва по мотивам фильма спящие 1996

О психологии жертвы и о том, как она формируется. О вине и ответственности.
Рекомендую статью к прочтению без просмотра фильма, на который ссылаюсь в этой статье в том случае, если вы пережили абъюзивные отношения, сексуальное или психологическое насилие, но не готовы встретиться с темой ответственности жертвы. Дайте себе время и осознайте необходимость помощи!
«Спящие» - история друзей, которые пережили ад насилия, попав в колонию для мальчиков.
Данное произведение – шедевр кинематографа, демонстрирующий, что у каждого участника драматического треугольника есть своя доля ответсвенности. В фильме есть и жертва (в лице четырех друзей-подростков) и палач (в лице надзирателей колонии) и спасатель (в лице священника, великолепно сыгранного Робертом Де Ниро).
Но есть и еще один ключевой персонаж, остающийся как бы в тени, но именно с ним связано все происходящее (он, по сути, отправная точка сюжета).
Итак, коротко о сюжете. По мере описания, я постараюсь пролить свет на ключевые моменты, которые помогут осознать читателю разницу между виной и ответственностью и взглянуть на жизнь открытыми глазами.
Итак, в начале фильма нам рассказывают о четырех приятелях, живущих в квартале американского городка (каких много по всему миру) под названием «Адская кухня». Это мир, где закон устанавливает улица со всеми атрибутами такого общества. Бары, драки, домашнее насилие, наркотики и убийства – привычная часть этой реальности.
Четыре наших героя – подростки – двое – младшего возраста и двое – старшего. И еще у них есть подружка.
Все они живут в одном квартале, где как повествует фильм, домашнее насилие считается нормой. О нем не говорят, но все догадываются, так живут все, в том числе и в семьях мальчиков отцы систематически как морально, так и физически унижают и своих жен и своих сыновей.
Т. о., мы видим среду, как на уровне семьи, так и на уровне микросоциума, где существую отношения жертва (чаще женщина) – преследователь (чаще мужчина).
Это неприятная, но привычная ситуация – норма данного сообщества.
Все четыре героя – выходцы из бедных неблагополучных семей.
Их мечты просты – деньги, как символ благополучия и возможностей.
Трагедия героев начинается, как мы понимаем с места, которое определено не ими. Так уж вышло им родиться в «Адской кухне».
В один из дней, который меняет их жизни самым непредсказуемым образом, они совершают некое действие – проступок, шалость, которая в конечном итоге и стоит им жизни.
Они, разделившись,  проделывают то, что уже проделывали неоднократно с торговцем хот-догами, но на сей раз преступают черту.
Один из них, герой, от лица которого и происходит повествование, делает у продавца заказ, заведомо понимая, что платить ему нечем. В этом суть маневра. Когда наступает момент оплаты, он пускается наутек, а жадный продавец за ним. Спасая один хот-дог, последний оставляет без присмотра всю тележку.
На это и был рассчитан маневр.
Наблюдавшие в стороне три товарища, пока за четвертым носится торговец, не просто достают хот-доги, а на сей раз, принимают решение укатить всю тележку.
Эта идея обходится им очень дорого.
Отогнав тележку, они не останавливаются и скатывают ее вниз по ступенькам подземного перехода, из которого в последний момент, когда мальчики понимают, что тележка слишком тяжела, и они не в силах ее удержать, выходит человек.
Так они, четверо (беглец поспевает к троице последним, благодаря чему впоследствии его срок наказания будет меньше) совершают самое тяжкое преступление.
Вся история рассказывается именно героем, за которым носился продавец, он же прислуживает в церкви, где священник (герой Де Ниро), как заботливый отец опекает всех четверых, да и судя по фильму, не одно поколение детей улицы.
Происходит суд, и мальчики попадают в колонию, где им приходится пережить тяжелый опыт, который меняет и их и их жизни.
Но взросление героя, рассказывающего нам свою историю и историю своих друзей, происходит раньше.
Осознание своей незрелости и слепоты происходит после преступления.
Герой говорит о том, что до сего никогда они, мальчишки улицы не смотрели на торговца хот-догами как на человека. Они не знали и не думали о том, что в Италии у него жена и дети и его торговля – способ заработать и обеспечить семью.
Так, люди часто не видят, того, что их жизнь определяется огромным количеством людей, которым они не придают никакого значения. Просто не задумываются.
А ведь мы живем благодаря тому, что кто-то где-то растит хлеб, кто-то собирает зерно, кто-то мелет муку, кто-то его печет, кто-то перевозит, а кто-то продает.
У этого «кто-то» общее имя – Человек! Но чаще мы об этом не задумываемся, принимая как должное, что у нас есть возможность купить в магазине еду, за которой стоят тысячи людей, одеть одежду, которая шьется где-то на фабриках и еще неизвестно в каких условиях…
Мы живем так, словно мир нам должен, обязан все то, что дает, не осознавая, что мир – это люди, которые и обеспечивают нам комфортное существование, но не из чувства долга, а из любви к труду или из необходимости.  Мы привыкаем брать, забывая о благодарности.
Вот и в фильме, нам показывают, как переворачивается сознание героя, который вдруг обнаруживает, что за хот-догом стоит человек со своей историей, со своей непростой жизнью.
Мальчики попадают в колонию и буквально в первые дни своего пребывания сталкиваются с насилием во всех возможных формах (предостерегу неокрепших и особо чувствительных, тем более переживших физическое и сексуальное насилие не вовлекаться и не спешить к просмотру, ибо это очень тяжелое зрелище).
Систематически надзиратели издеваются, избивают и, уводя из камер ночами, насилуют мальчиков.
Иногда лежа одно в камере один из них слышит крики кого-то из своих товарищей, осознавая, что сейчас с ним происходит…
Из светлых событий камерной жизни описываются два, однако второе оказывается смертельным для одного из участников, которого друзья вовлекают в идею победы (триумфа над агрессором в лице надзирателей).
Первое – благодарность учителя литературы ученику (пожалуй, единственному, который его слушает). А ведь нам всем важно быть принятыми, услышанными, чувствующими, что не зря делаем свое дело: от продавца хот-дога до учителя в колонии.
Не ждите благодарности, благодарите сами! Ведь столько людей обеспечивают вашу жизнь!
Преподаватель в знак благодарности ученику дарит ему книгу «Граф Монте-Кристо» и, конечно же, самым любимым местом для героя и его друзей становится глава, где описан побег из тюрьмы.
Второй эпизод в каком-то смысле возникает из вдохновения благодаря прочтению книги.
Заключенные, подговорив лидера футбольной команды, вдохновив его, дерзнули выиграть у команды надзирателей, что было и не принято и недопустимо.
Вкусив свободу в миг победы, они возвращаются к насилию. Жестоко избитые остаются в камерах-одиночках, и когда возвращаются в общий режим, узнают, что лидера команды больше нет.
Такова была их цена, такова ответственность.
Один из значимых моментов в фильме, разговор четверых друзей о том, что им приходиться терпеть и переживать. Они даже не называют «это», но их мысли и слова типичны для жертвы насилия. Они говорят о том, что не хотят ни вспоминать о том, что с ними случилось, ни в коем случае не хотят никому рассказывать о своем унижении, ни маме, ни священнику, которому доверяют, и ни в коем случае не хотят, чтобы хоть кто-то узнал о том, что с ними произошло!
Чувство унижения и стыда за произошедшее пропитывает их, отнимая часть души и о том, что эту часть можно спасти и реанимировать они и не догадываются, да и не желают, ведь это означало бы прикоснуться к травме, снова вспомнить и пережить ад.

Далее сюжет переносит нас в настоящее, где мальчики уже взрослые мужчины и из которого ведется повествование.
Двое, те, что постарше, журналист и юрист ведут относительно приличную жизнь, правда не имеют семьи, а двое младших, уподобляются своим агрессорам, став бандитами и наркоманами.
Однажды, младшие, встречает в баре человека в котором узнают самого жестокого надзирателя и расстреливают его.
Далее перед зрителем разворачивается история мести, собственный «Граф Монте-Кристо» героев.
Юрист становится обвинителем собственных друзей, но защита (под его руководством) строится так, что суд превращается не в суд над жертвами, ставшими убийцами, а в суд над теми, кто сломал юные души.
Успех предприятия обеспечивается согласием (решение, которое дается нелегко герою Де-Ниро) священника дать ложные показания с целью обеспечения алиби двум молодым преступникам, которые когда-то были его подопечными.
«Ложь во имя спасения!», ложь наместника бога на Земле. Спасает ли она и почему священник на это соглашается. Предварительно он узнает горькую правду об ужасе, который пришлось пережить четверым мальчишкам.
Священник узнает о том, что те, кого в квартале называют «спящими» (название для мальчиков, побывавших в колонии) все эти годы ночами не могут уснуть, напрягаясь от шороха, словно сейчас откроется дверь и надзиратель войдет и поведет по длинному коридору, в конце которого отнюдь не свет, а непроходимая стена ужаса, боли и отчаяния.
Каждая жертва, если не видит, то чувствует эту стену.
Независимо от того какое насилие пережил человек, физическое или насилие психологическое, любые абьюзивные отношения по сути – насилие над душой. Переживший нарушение границ в том или ином виде, ощущает «потерю души». Он утрачивает важнейшую часть, ту самую, что делает человека счастливым по определению, просто потому, что он есть, потому, что живет!
В фильме не даны детали, но очевидно, что герой Де Ниро осознает, что не все спасутся, но его действия не дадут вновь страдать невинным.
Естественно после того как все происходящее в колонии становиться известным, начинается совсем другой судебный процесс.
Мы узнаем о том, как сложились судьбы героев в самом конце: оба младших вновь встают на преступный путь и погибают – один от наркотиков, другого убивают.
Старшие остаются полноценными членами общества, но проигравший обвинитель заканчивает карьеру. Это дело становится последним.
Одиночество становится платой и для журналиста и для юриста.
Хочу обратить внимание на фрагмент, когда главный последний говорит о правде со своей подружкой, которая явно хочет быт близкой ему.
Узнав правду, героиня, осознает, почему в бывших романтических отношениях близости не случилось. Не происходит ее и теперь.
Это еще одна особенность жертв насилия.
При всем желании близости, она не достигается. Открыться, обнажиться перед другим величайшая трудность, т. к. даже маленький шаг навстречу другому включает все реакции, пережитые когда-то как на уровне вегетативных реакций, так и поведенческих. Все внутри сковывает ужас, снова возрождаются стыд и боль, и самое ужасное, колоссальное ощущение Вины.
Парадокс в том, что умалчивая о насилии, жертва оправдывает агрессора, берет его вину на себя.
Пока мы живем в темноте, не замечая за лесом деревья (ведь все деревья вместе и есть лес), пока позволяем себе безответственные поступки, мы обрекаем себя на позицию жертвы.
Где тот закон, который нам нужен? В конституции, в устах родителей? На улице?
Существует только один закон – закон Отца, не того, что дал семя вашей матери, не того, что аргументировал свои поступки необходимостью дисциплины, подобно надзирателям из фильма «Спящие», а того, кого называют Отцом Небесным, Высшей справедливостью или просто Совестью.
Ты не виноват, что вырос в неблагополучной среде, не виноват, что родители не сумели дать тебе любовь, и уж точно ты родился не страдать и не молчать!
Проснись! Осознай, что ты можешь сделать и делай.
ТЫ НЕ ВИНОВАТ(А)!
Выбирай себя, а не страдание.
Не живите со своей болью в одиночестве, обращайтесь к психологу, в реабилитационные центры, или к священнику.
Ищите тех, кто услышит и примет целиком.
Запомните, вы не виноваты, НО ваша жизнь – ваша ответственность!


Рецензии