В. Агошков. 1905г О победе. Пожар. Брянск

В.Агошков. 1905г О победе. Пожар. Брянск.


Всенародное молебствие о даровании победы.

12 июня 1905 года в г.Ельце состоялось всенародное молебствие о даровании нам победы над врагом. Представители городского населения обратились к думе с прошением, в котором просили

«исходатайствовать разрешение епархиального начальства на устройство крестного хода из всех городских церквей к месту молебствия (на одной их площадей Ельца):

в годину бедствий родины так всегда поступали наши отцы и деды. Просим собрание думы путем Всеподданнейшего адреса заявить Его Императорскому Величеству от имени жителей Ельца, что мы, как и встарь, жизнью и достоянием своим готовы жертвовать в защиту чести и достоинства дорогой родины. Просим по окончании богослужения дать телеграмму Его Высокопревосходительству, г. главнокомандующему Манчжурской армиею с изъявлением сочувствия и пожелания успехов".

Несмотря на несочувствие некоторых из городских деятелей, отказать в просьбе не было возможности, потому что подписалось около 10 тысяч человек. В воскресенье 12 июня после поздней обедни, при красномъ звоне, начался из всех церквей крестный ход на Красную Площадь к приготовленному помосту. Вся площадь и примыкающие к ней улицы были запружены народом. Масса духовенства, икон, стройное пение хора и 30 тысячная толпа, горячо молящаяся о победе, производили глубокотрогательное впечатление.

Глядя на эту величественную картину, думалось, что жива еще старинная Русь. И какъ смеют, да еще от имени русского народа, наши отрицатели самобытности развития России посягать на священные русские идеалы: Веру Православную, Самодержавную власть, Русскую национальную идею! Да! Елец, прозванный Святителем Тихоном Задонским вторымъ Сионом за благочестие своего населения, в этот день обнаружил, что он и теперь хранит веру в Бога, надежду на Божие Провидение и, что неразрывно с тем, высокое верноподданническое и патриотическое одушевление. Пока еще в России существуютъ города, напоминающие славный и навеки незабвенный в летописях русских патриотизм нижегородского гражданина, до тех пор не страшны будут России внешние и внутренние враги.

*
Из дневника сельского священника.

Только что вышел сегодня утром из дома с обычным намерением осмотреть работы по сооружению храма, только что вздумал определить себе возможное состояние погоды в наступивший день и посмотреть, чисто ли небо, не плывут ли облака, не копошатся ли тучки, не грозят ли снова помешать запоздавшим работам, как тотчас же увидал вместо всего этого огромный клуб густого темного дыма, взвившийся над деревней Хлынино— верстах в двух от церкви…

Ко мне подбежал запыхавшийся церковный сторож.
— Ключи, батюшка, от колокольни, пожалуйте. Нужно в набат бить. Хлынино горит. Должно быть, много выгорит. Ветерок поднялся и прямо по деревне гонит.
Выдавши ключи, я поспешно взобрался „на леса», чтобы с возможной точностью определить, откуда пожар начался и где теперь горит. Картина пожара видна была вся, точно на ладони. Грозная стихийная сила, подгоняемая ветром, быстро шла вдоль по деревне, обливая ярким пламенем одну хату за другой…

По улице деревни, по крышам еще  не горевших хат метались и суетились с ведрами мужики и бабы. Их усилия потушить  пожар, конечно, были тщетны, и наперед можно было предсказать, что подгоняемое ветром пламя насытится лишь тогда, когда не будет больше пищи и что в обнятом огнем конце деревни не сдобровать ни одной хате..

От Хлынина мимо церкви верхом на тощей лошаденке, без шапки, с растрепанными по ветру волосами, немилосердно нахлестывая кнутом, мчался вскачь крестьянин, очевидно, в поле за только что оставленною сохою.
– Много ли, Степан, выгорело?! - окликаю его.
– Тринадцать дворовъ, батюшка. Как раз весь конец слетел. Больше там и гореть нечему...
– Скверное число— тринадцать,— заметил наблюдавший рядом со мною пожар подрядчик церковных работ.
– Не к добру это, батюшка: быть еще пожару в приходе.
– Бог милостив,— говорю.— Что было, то видели, что будет— то увидим,—а у самого на сердце точно кошки скребутъ... Страшное зло— деревенские пожары… Обычная пустячная земская страховка не больше, как капля в море губительных опустошений, наносимых пожарами деревенским насельникам— крестьянам.
 
Деревенский погорелец – в большинстве круглый банкрот в экономическом, хозяйственном отношении…
Пожар заканчивал свое разрушительное дело. Я возвратился к себе домой. Сердце болезненно ныло. В голове копошились мучительные мысли.
– Тринадцать дворов выгорело... Это значит— тринадцать домохозяев в приходе разорены пожаром, лишены крова, большей части имущества, сами настоятельно нуждаются в сторонней помощи, некоторые из них, быть может, с завтрашнего же дня, обливаясь слезами, наденут „сумочки" и пойдут „по миру в кусочки". Тринадцать дворов выгорело сегодня...

А прошлый год в другой приходской деревне выгорело семьдесят дворовъ. Многие из прошлогодних погорельцев и теперь еще скитаются по миру, и скорбные вопли их „подайте милостыньки Христа ради"! часто слышатся под окнами.
13 да 70= 83, арифметика простая, но в этой цифровой сумме заключается целая треть наличного числа прихожан-домохозяев.

Эта треть положительно лишена возможности отпуска доброхотных даяний, из которых образуются средства содержания приходского духовенства. Не странно ли в самом деле видеть священника, идущего хотя бы за сбором „новины" к прихожанам- погорельцам, которые сами нуждаются в дневном пропитании?!.

Далее автор, священник Семен Попов, рассуждает о духовном и насущном. Вспомнил былинного героя Алёшу Поповича, у которого были «руки загребущие, а глаза завидущие», поговорил о «бессребреничестве» и о жизни духовника, который тоже должен есть и пить… Священник – сын своих родителей, муж своей жены, отец своим детям. Близок моему сердцу приход, но ещё ближе мне моя семья. Чувство любви раздваивается…

Раньше своего священства кандидат священства должен вступить в брак. Обязательное вступление в брак – это первый удар идеальным стремлениям на пути к самоотверженному служению Богу и ближнему. Является новый объект для любви и внимательных забот – жена.
Апостол Павел говорил: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви; а оженивыйся о мирских, како угодити жене (гл.7, 32-33).

Затрагиваются в большой статье и другие проблемы.
Вывод: общество и государство должны решить вопрос о средствах содержания духовенства и не откладывать в долгий ящик благодетельные реформы по упорядочению его экономического быта.
Священник Семен Попов.
*

Святыни города Брянска.

Святая Православная Вера в Брянскомъ крае насаждена подвигами великими и самоотвержением бесконечным равноапостольного священномученика Кукши, инока Киево-Печерскога. Поэтому брянцы от лет давних всегда с особым благоговением чтут достопамятные подвиги своего святого просветителя-мученика.

А в августе 1903 года исполнилось и давнишнее искреннее желание брянцев.
„По всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевской церкви», Высокопреосвященнейшего митрополита Флавиана, дарована г.Брянску часть св. мощей священномученика Кукши. Святыня эта приведена была в г.Брянск 25-го августа и при громадном стечении народа была поставлена в городском соборе.

Благодатные плоды Православной Веры в Брянском крае сказались в большом числе святых обителей, которые существовали здесь в древнее время. Почти все Брянские Приходские храмы преобразованы из этих древних обителей. Так, настоящий Брянский собор в 1764 году образован из Спасо-Поликарпова монастыря…
Большую статью написал Протоиерей В.Попов.
*

Высочайший Манифест 6 августа.

Наконец совершилось то, что было предметом стольких дум, забот, споров, тревог, опасений, что внесло столько распри и разделения в нашу печать и общество. Обнародован манифест о призыве выборных людей отъ всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов. Что же? Неужели этот акт Высочайшей мудрости и милости должно рассматривать как уступку, вынужденную всеми этими ужасными проявлениями анархии, бесчиния, смуты, какую чинили на глазах у всех воровские люди и крамольники после убийства доблестного В. К. Плеве и призыва на пост кн. Святополка-Мирского, своим пресловутым „доверием" открывшего свободный поход на Правительство всем злоумышленникамъ, которые не замедлили быстро организоваться в боевые партии и дружины для избиения лучших сынов России и верных её слуг?

К счастью, думать так и так истолковывать происхождение великого акта Царской милости к подданным могут только разве сами эти лица, запятнавшие себя позорными деяниями во имя будто бы освобождения народа…
Подпись Свящ. М.Афонский.

*

Напечатали ОЕВедомости и «Новые веяния в среде духовенства».

Автор А.С. предложил читателям из журнала «Наука и Жизнь» (июль, 1905г, стр.615-617) обсудить такие вопросы накануне всероссийского церковного сбора.

1) Уничтожить в духовенстве взяточничество посредством установки жалованья, таксы за труд или вообще определенного вознаграждения.
2) Урегулировать учебную часть: упразднить или преобразовать настоящие духовные училища и семинарии, с тем, чтобы дети духовенства со всеми гражданами получали образование в общеобразовательных школах, а потом уже сознательно желающие выступить на духовное поприще принимались в специальные 2-3 годичные богословские классы.
3) Преобразовать духовный суд и особенно консисторию.
4) Воспретить поступление в священники ранее 30 лет и в монахи тоже не ранее 30-40 лет.
5) Не обязывать кандидатов священства жениться, не запрещать вдовцам вступать во второй брак, не запрещать и развода, когда жены их ведут жизнь соблазнительную.
6) Уничтожить для духовенства награды.
7) Установить по каноническим правилам выбор священников самими прихожанами из достойных кандидатов.
8) В монастырях ввести не созерцательное, а деятельное начало любви к ближним.
9) Разработать наново богословские учебники, полные тумана и противоречия.
10) Предоставить право священникамъ произносить церковные проповеди не по шаблону, как теперь, но и, кроме вопросовъ религиозных, говорить в духе св. евангелия и св. писания о современных пороках общества вообще".

Таким образом, и в среде духовенства, как и во всех остальных областях современной русской жизни, настоятельно назрела необходимость реформ.

Намеченные духовенством реформы давно уже ждут своей очереди: еще в 60-70 годы о них подымалась речь. К сожалению, им тогда не дали хода,— и духовенство по-прежнему должно было оставаться „вне жизни", в роли прислужников, а не самостоятельных общественных деятелей. Но в наши дни вряд ли возможна подобная остановка преобразовательного движения, и потому будем верить и надеяться, что не за горами заря иной лучшей жизни для православного русского духовенства. Автор А.С.


(С) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель 2019г.


Рецензии