Тайна подземного светильника

Стоял декабрь 2018.
Мы возвращались с Сабурталинского кладбища. Дул холодный, пронизывающий ветер. А на чьей-то могиле, справа от дороги, горели две свечки – словно им и дела не было до зимней пурги.

Но приятель обратил мое внимание вот еще на что: могила «со свечками» проглядывалась с того места, где мы стояли (с полчаса, не меньше!), и там никто не появлялся. А вот свечки, судя по размеру, зажгли недавно, минут пять-десять (приятель мой – человек церковный и разбирается в таких вещах)

А мне вспомнилось вот что.

В 2009 году, мы путешествовали по Тур-абдину (т. н. "турецкий Курдистан" в ю-в. Турции). Там находятся Мор-Якуб, Дейрул-Дзафаран и некоторые другие монастыри - столь древние и прекрасные, что местные пареньки заходят туда, порою, прибраться, присмотреть за порядком, даже затеплить иконы...

Один из них рассказал нам такую историю.

"В прошлом году, мы делали здесь ремонт: восстановили все, что можно было, а все остальное убрали. Я чистил склепы (туристы умудрились оставить бутылки, пакеты, даже графити).
И вот, однажды вечером, склеп провалился подо мной! - я случайно разбил глинобитную крышу над подземной камерой. Так я оказался в помещении, в которое, очевидно, никто не заходил с IX-X веков. В нём я увидел сильно закопчённую фреску, перед которой горел масляный светильник. Всё выглядело так уютно и благочинно, что я как-то не обратил внимания на этот светильник. Но когда я выбрался, меня словно обожгло: КАК ОН МОГ ТАМ ГОРЕТЬ?! Там, внизу, практически не было кислорода, а запаса масла... ну не на несколько же веков!!!
…до сих пор, не понимаю, КАК не погас тот светильник в древнем склепе.


Рецензии