Христианство в 21-м веке

ХРИСТИАНСТВО  В  ХХI  ВЕКЕ


На вопрос: сколько в России христиан? – пожалуй, не ответит никто. Где-то говорится, что 80%, где-то было сказано, что 4,5%. В каждом храме ведётся учёт крещаемых, венчаемых, отпеваемых. Если говорить о крещёных, то, я думаю, да, наберётся где-то 80% от всего населения. Но я бы заметил одну особенность: работая в различных организациях, я почти всегда сталкивался с тем, что там никогда не было ни одного христианина, кроме меня. Если вам будет кто-то говорить, что в России 4,5% христиан – немедленно смахивайте лапшу! Не знаю, как кто, но я работал на различных работах, и редко я встречал ещё кого-нибудь, кто верит во Христа.
***
Вы скажете: а как ты определил? Разве ты их спрашивал? – Нет, конечно. Я работал в разных организациях, и часто слышал упрёки в свой адрес: ты не так ходишь, ты не так смотришь. Христианин, попавший в среду обычных людей, выглядит примерно как студент, попавший в коллектив портовых грузчиков. То есть, я бы сказал, он выглядит менее брутально, и более интеллигентно. Именно поэтому я и говорю, что видел сотни различных людей, и я полностью уверен, что они не были христианами. Спрашивать у них не нужно, это видно сразу. И, если студент-христианин окажется в среде обычных студентов, то он всё равно будет выделяться, ему обязательно скажут: «ты не такой как все, ты неправильный». Я уж не говорю о том, сколько я видел злобы и непонимания, в некоторых коллективах я был вынужден молчать, так как с ними поговорить не о чем. Были и хорошие коллективы.
***
К примеру, помнится, на одной из первых работ был такой офицер Прудников. Он резко выделялся среди всех. И его в чём-то упрекали, дали какое-то прозвище, то ли «ковырок», то ли «чевырок», то ли ещё что-то. Вскоре он уволился, уехал в другой город, и я больше чем уверен, что он попал в хороший коллектив. И я тоже уволился. На тот момент я был пятидесятником, но ушёл потом в РПЦ, и был у Прудникова в гостях. Если сложить Прудникова и меня, то нас было двое – «не таких, как все», а в коллективе было не меньше 200 человек. Это значит, что реальное число христиан гораздо меньше, чем 1%, вам в газетах и журналах вешают лапшу. Во времена императора Константина, как говорят, в Византии было 10% христиан. Император издал указ, в котором было сказано, что с этого момента просто так убивать христиан больше нельзя. Некоторые скажут: он просто показал себя нормальным человеком, а вот причислять его к святым не стоило бы. Но, я бы заметил, что в его окружении преобладали не-христиане, и идти против толпы – занятие не простое.
***
В другой раз я работал сантехником. И коллектив был хороший. Это был единственный случай, когда мне попался хороший коллектив, во всех остальных случаях коллектив был хуже некуда. Среди сантехников я предлагал брошюры о духовной жизни (пятидесятнические), и все знали, что я христианин. И я был только один христианин на всё ЖКО! Если бы в России Было хотя бы 2% христиан, то, по-любому, в ЖКО их должно быть не меньше 1%. Но это явно не так, нет никаких мифических «христиан», когда они собираются вместе, то кажется, что их много, когда они расходятся по домам, то кажется, что они удалились в иное измерение, и в городе их нет. Работать сантехником не сложно, но всегда есть какие-то подводные камни, которые не дают выполнить работу. Можно быть хорошим филосом, получить звание бакалавра, но при этом ничего не смыслить в сантехнике. Чтобы не отнимать время, я приведу только один пример. Или лучше два. В те далёкие 90-е годы я обслуживал несколько домов, в том числе 9-этажку. На 1-м этаже был какой-то магазин, и там было всё время холодно, продавщицы кутались в шали, и никто не знал, почему холодно, я – тем более. И один старый сантехник подсказал, что там, в подвале, один из вентилей развёрнут не в ту сторону. И, когда мы с ним переставили вентиль наоборот, сразу стало тепло. Сам бы я до этого никогда не догадался, и ни в одной книге про это не пишут. В другой раз какой-то мужик, живущий на 9-м этаже, позвонил, и сказал, что у него нет воды. Поднявшись на 9-й этаж, я обнаружил, что воды действительно нет, и отправился в подвал. Посмотрев манометр, я не увидел ничего странного – давление было высокое. Но почему нет воды? – Я пытался узнать, но не мог. Потом оказалось, что в колодке на задвижке запала щека, и поступление воды в дом прекратилось. При этом манометр показывал высокое давление, так как столб воды давил сверху вниз, с 9-го этажа и до подвала. Как они там узнали, что в колодце неисправен вентиль? – Я этого не знаю. Колодцы вообще не относятся к ЖКО, это совсем другая служба.
***
Интересно также и то, что после того, как я уволился, из того же участка стали по одному уходить лучшие люди, и на их место стали приходить менее лучшие. Коллектив, как говорят, стал совсем плохим. Если кто-то положил гаечный ключ, отвернулся, то через секунду его уже нет. Более ушлый сантехник взял его себе, даже если он ему совсем не нужен. Каждое утро, ровно в 8.00 утра у нас была планёрка. И в 17.00 – тоже. При этом мастерицы смотрели, чтобы все на планёрках были трезвые. Одним из нарушителей трезвости был Серёга Перцев, и они каким-то образом всегда могли вычислить его состояние, хотя выглядел он всегда одинаково, как казалось со стороны.
***
При работе в ДК «Юность» я также столкнулся с тем, что там не было ни одного христианина. Точнее, надо сказать, что, всё-таки, была одна уборщица-пятидесятница. Это была украинка из Бурятии с фамилией на –о. Характер у неё был тяжёлый, но, похоже, что после вступления в 50-ники, были какие-то сдвиги. И я знал, где она живёт. Один кавказец хотел найти себе невесту, и был позитивно настроен к 50-никам, и я предложил ему познакомиться с этой уборщицей, чтобы не быть одному. И он крайне этого этого знакомстава. Придя в квартиру, уборщица стала объяснять ему принципы жизни во Христе. И кавказец охотно согласился со всем, и даже заявил, что он готов прямо сейчас здесь остаться с ночевой. Но в то же время, по нему было видно, что христианство для него воспринимается поверхностно, он лишь готов приспособляться, а её это не устраивало. И поэтому она предложила ему походить почаще к 50-никам, набраться опыта, а потом и поговорим. Его это не устроило, и мы ушли.
***
Могу также добавить, что на одной из работ я встретил и баптиста, и даже побывал у него дома. Но, тем не менее, как и прежде, я видел, что христиан в городе очень мало, они составляют совершенно ничтожный процент от общего населения. На многих работах вообще не было ни одного христианина. У баптиста была фамилия Критинин, он менял много работ, и по професси был киномеханик. Дома у него валялись кассеты с христианской музыкой, но вся эта музыка совершенно отстойной, лишь с намёком на христианство. Мне приходилось слушать и шедевры протестантской музыки, причём в 90-е годы, а сейчас эту музыку невозможно найти в интэрнете. В музыкальных делах протестантизм продвинулся значительно, но интэрнет забит музыкой самого низшего качества. А для Серёги Критинина, баптиста – все песни одинковы, и все фильмы о Христе равно хороши. Его взгляды на жизнь на совпадают с моими, в библеистике есть темы, которые вызывают особенный интерес, но у него всё едино, всё равно, всё одинаково. Беседовать с человеком, чей мозг не возбуждается мыслью, а лишь вяло реагирует на неё – не имеет никакого смысла. При этом, я бы заметил, сейчас в Саянске вообще нет ни одного баптиста, и Серёга, должно быть, ушёл к кальвинистам или к лютеранам. Мне интересно то, как они с лёгкостью разменивают свою веру: если пастор баптистов стал лютеранином, то все его овцы-баптисты сразу же переходят в лютеранство, ни на секунду не сомневаясь, что истина  - в лютеранстве, хотя ещё секунду назад истина была в баптизме.
***
Был какой-то странный случай, в 80-е годы, когда мне было лет 15, и я жил в 4-х комнатной квартире. Я был в зале, кто-то постучался, и ему открыли. Был задан вопрос: а вы верите во Христа? Кто-то из домашних что-то ответил, но я не вышел туда, так как испытывал смущение. В то же время у меня поднялся рой чувств, я ощущал, что здесь что-то есть, что-то такое, что тянет к себе и поднимает волну ощущений. Мир религии – загадочен и таинствен, и тянет к себе как магнит. Купив в киоске Новый Завет, я пытался читать его вслух своей бабушке, но там сразу шли какие-то осуждения гомосеков. Бабушка не смутилась, и верила, что «хорошие люди придумали религию». Я, в основном, читал только Апокалипсис, да и то редко. Больше всего меня поразила «саранча размером с коня». Я сразу же понял, что речь идёт не о какой-то фантастике, а том, что может быть реально. И, кажется, тот гость назвал себя «баптистом», и его не одобрили, и он ушёл. Каждый год в то время везде на Пасху красили яйца в луковой шелухе, не придавая эти обрядам никакого значения, и только потом я узнал, что есть ещё и какие-то красители, и яйца могут быть разных цветов. Журнал «наука и религия» был для меня очень интересным, но достать его было невозможно, а сходить в библиотеку как-то не приходила мысль в голову. Помимо того, меня интересовала политика, тянула, как магнит. В то время была газета «За рубежом», но мы её не выписывали, и где её достать, я не знал.
***
Где-то в году 94-м или 95-м я пришёл к 50-никам. Принцип тут простой: если человеку, не сведущему в религии, попались 50-ники, то он пойдёт к ним, потому что другие не попались. Это был мой приятель, который ходил к 50-никам, и даже говорил на языках. В Библии было сказано, что апостолы говорят на языках. Из всех конфессий только 50-ники и харизматы практикуют языки, и может показаться, что у них – Истина, так как там «всё по Библии». Туда я ходил, а точнее, ездил, 8 месяцев. На автобусе нужно было ехать в другой город 30 минут, и потом ещё идти вдоль по деревне, чтобы найти дом 14 на улице Коминтэрна. В этом деревянном, деревенском доме и собирались 50-ники, обычно человек 10. Дом был жилым, рядом был огород и постройки. В том же городо-деревне среди зимы в 30-градусный мороз, люди возили фляги с водой, так как в домах не было водопровода. Воду набирали из колонок. Некоторые дома были 5-этажные, поэтому станция считалась «городом».
***
Пятидесятники – это не единая организация с общим центром, а несколько разных. На тот момент были ХВЕ и ХВЕ – христиане веры евангельской и христиане евангельской веры. Те и другие – пятиесятники, чем отличаются – я пока не знаю, но догадываюсь, что могут быть как догматические различия, так и организационные. В то же время, в 90-е годы, часть 50-ников откололись от пастора Григория, и ушли к другим 50-никам. Это вызвало у них сильную обиду. Перейдя в РПЦ, я встретился с 50-никами, и заметил, что ко мне они относятся гораздо лучше, чем к «раскольникам», которые ушли к неправильным пятидесятникам. В то же время там был какой-то «Павел», который также иногда собирал пятидесятников, но называл себя «харизматом». А это уже другая конфессия. Этого Павла я видел лишь один раз, я что-то сказал ему, он с гневом что-то ответил, и мне показалось, что он сумасшедший. Но это был лишь фрагмент, хотелось бы немного остановится на том, как я 8 месяцев ездил к 50-никам.
***
Рукокводил там пастор Григорий. Внешне он был похож на приземистого мужика, работал в железнодорожном депо, и на его толстых пальцах всегда была несмываемая грязь, которую как ни три, она не сойдёт, так как она проникает под кожу. По всей видимости, он был недостаточно грамотным, хотя и не дураком, речи он произносил всегда с вдохновением, но все лекции его были какими-то дежурными, и народ, после того, как он закончит, с облегчением выдыхал. Когда же завершалось собрание, то все чувствовали прилив сил и настроения, так как наконец-то можно идти домой и больше не мучиться. То же самое происходит и в православных храмах. Вместо слова «Кришна» пастор Григорий говорил «Кришма». Один раз он даже побывал у меня дома, пообщался с родителями. Другой человек, из Саянска, заметил, что на пастора он как-то не слишком похож, но его почему удивила не брутальность пастора, а то, что он молодой. Хотя, я думаю, в то время ему уже было лет 40. Меня же удивила именно брутальность. Я согласен, что такие люди могут быть пастырями, даже брутальные, но при этом они должны светиться светом, а вот с этим проблема. Ходили и всякие грязные слухи про него, причём я не думаю, эти люди, сами же 50-ники, умышленно клевещут на него. Поэтому я воспринимаю эти слухи как верную инфу. Кто-то из его родственников жил в Америке, и со временем он и сам уехал туда, но там уже он не был пастором, а был обычным прихожанином.
***
Как-то раз я увидел у него ящик для сбора десятины, и спросил, зачем это. Он ответил, что десятину должен платить тот, кто считает себя частью общины. Из его слов я понял, что мои взносы не обязательны, хотя и возможны. Но, с другой стороны, членом общины, или пятидесятником, может считаться лишь тот, кто принял водное крещение. Тогда я спросил, а как и когда можно креситься. На это он ответил, что, чтобы принять Святое Крещение, я должен убедительно показать, или доказать ему, что я этого хочу. Как именно – он не уточнял, но требовалось, чтобы я каким-то образом показал ему, что я сильно, изо всех сил, хочу креститься. Затем я попросил книг у него, чтобы набраться мудрости. И хотел часть книг распространить. Со временем выяснилось, что эти книги принадлежали каким-то крайним ответвлениям пятидесятничества. Там говорилось: мы хотим угодить Богу, и начинаем что-то делать. Это делает не Бог, а мы сами, поэтому все наши усилия будут обречены на провал. И, значит, надо оставить все попытки что-то делать самим, и предоставить своё тело для вливания в него Святого Духа. Войдя в тело, Святой Дух будет делать в нём Свою работу, и единственное, что требуется от нас – не мешать Ему. Погрузившись в размышления, я продолжал жить. На какое-то время увлёкся кришнаитством, стал читать их книги, которые стали казаться убедительными. Помнится, я даже предлагал честь еды Кришне. В конце концов, настроение стало падать всё больше и больше, состояние становилось полу-депрессивным, упадочным, всё валилось из рук. И тогда я поставил вопрос ребром: а где Истина? В какой религии? Не прибегая ни к каким книгам и собеседникам, которых у меня не было, ну а интэрнета – тем более, я начал анализировать христианство, и думать, почему есть какие-то базовые направления, а есть побочные, левые ветки? И почему нужно считать, что левые, малочисленные секты, хранят Истину, а в центре – одно заблуждение? И я понял, что базовое христианство, то есть православие, это основное направление, от которого отходить нет никаких причин. Зачем делиться на части, если можно быть всем вместе? Что даёт уход в сторону? В тот момент, когда я пришёл к выводу, что истина – именно в православии, я руководствовался не разумом, а тем, что мне открылось. Сейчас у меня есть и убеждения, и ответы на вопросы, а тогда был только ответ на базовый вопрос, который пришёл откуда-то помимо разума. И сама религия, можно сказать, имеет вне-разумную основу, объяснить, почему Бог есть, и почему жизнь не заканчивается – невозможно.
***
Можно сказать, что веру я обрёл, и крестился в РПЦ, но при этом не вышел из упадочного состояния. Настроение было то лучше, то хуже, лет через 10 начали давить депрессии, и в какой-то момент, при очереднои приступе депрессии, начало трясти, и врачи скорой помощи вкололи «галоперидол», который ставят сумасшедшим. Приступ лишь немного приотпустил, причём сам собой, а лекарство это было для шизофреников. Во рту всё опухло, и начало перекрываться дыхание, но не полностью, а на половину. После лечения антидепрессантами всё вошло в норму. Но ещё за пару лет до этого приступа у меня была болезнь, когда заболел позвоночник и я пролежал 10 дней парализованным с сильной болью. После этого я стал часто ходить в храм и причащаться, и настроение стало улучшаться, и в один день казалось, что весь мир тебе улыбается. В целом, выходит, что вовсе не надо ждать, пока Святой Дух войдёт в тебя, и начнёт делать Свою работу, надо просто действовать, и тогда ты приблизишься к Богу, и будешь порхать от счастья. Некоторые говорят: я ничего не достиг, это Бог выполняет работу Свою, и моих заслуг в этом нет. Но на самом деле, как я думаю, у человека, всё-таки, есть заслуги. Чтобы заслужить счастье, надо переламывать себя, бороться с собой, биться об стену. И такой человек, кто так делает, имеет реальные заслуги, так как он вложил в это всю силу, какую имел. Как же можно говорить: это не я, это не моё, это Бог меня изменил? То, что человек сам по себе ничто – это догматическая истина. Но то, что он может что-то сделать, и Бог ему в этом поможет – это уже иной момент. Поэтому вывод один: надо действовать. Если же вспомнить тех, кто говорит: предоставьте свои тела Святому Духу, то звучит это как явный сатанизм. Вы ничего не делайте, и всё будет. И, говоря о том, что христианство микроскопично, таких людей мало, я пытаюсь донести до читателей мысль, что, если они вдруг станут христианами, то это будет прорыв и вступление в духовную элиту, в иной мир, отличный от окружающего. Если кому-то не по душе такая идея, он может оставаться при своём и быть как все. Но я бы сказал, что это такое, эти «все». Люди, которые составляют этот мир, выглядят как китайский соус «ачим», который дико воняет, и отравляет жизнь одним только воспоминанием этого вкуса. Вы оставайтесь там, в своём мире, а мы пойдём дальше. Если получится.

11.04.19


Рецензии