Литературные течения. Англия конец 19 начало 20 ве

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Натурализм
ГИССИНГ
Джордж Гиссинг (1857-1903). Творчество Гиссинга характеризуется острым восприятием  современности. Эстетические воззрения писателя  основывались на интересе к искусству, осваивавшему жизнь, изображавшему драматизм человеческой жизни. Писатель верит в большую нравственную силу искусства. С этим связано его увлечение античным искусством. Гессинг проявил значительный интерес к русской литературе - Толстой, Тургенев, Достоевский.
Ему принадлежит роман «Деклассированные», где изображение трущоб становится свидетельством  неблагополучия всего общества. Другой роман – «Демос…» посвящен теме рабочего класса.

Неоромантизм
СТИВЕНСОН
Роберт Луис Стивенсон (1850-1894). Неоромантизм в творчестве писателей этого периода проявлялся в драматических ситуациях, в обостренном психологизме и в фантастических образах.
В своих произведениях Стивенсон раскрывает нравственные проблемы, опираясь на творчество романтиков. Писателя интересует русская литература – Достоевский.  В рассказе «Маркхейм» им раскрывается тема преступления и наказания. Сюжет рассказа похож на роман Достоевского – убийство, ради своего благополучия. Но герой рассказа «Маркхейм» не может воспользоваться  богатством своей жертвы: «Страхи так раздирали его, что покуда одна часть его мозга была начеку и всячески хитрила, другая трепетала на грани безумия». Нравственно-психологическая проблема  произведения дана в форме диалога  героя со своим двойником.
В повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» показана проблема добра и зла. Тема двойственного существования главного героя – лежит в основе этого произведения.  Доктор Генри Джекил время от времени превращается в злобного карлика мистера Хайда, который был воплощением всего злого.
Стивенсон выделял три разновидности в жанре романа: приключенческий, драматический и роман характеров. Его романы: приключенческие – «Остров сокровищ», «Черная стрела»,  «Похищенный» и др. В этих книгах писатель использовал исторический материал. Но история для Стивенсона была лишь фоном, на котором он изображал само действие. В победном финале своих произведений автор возносил романтическую мечту о счастливой жизни.
Отрывок из произведения «Остров сокровищ»:
«…Человек, привезший на тачке сундук, сообщил нам, что моряк прибыл накануне утром с почтовым дилижансом в таверну «Король Георг» и расспрашивал там, какие есть еще в округе таверны поближе к морю. Услышав добрые отзывы о нашей таверне и выяснив, что она находится на отшибе, он, как я полагаю, выбрал именно ее. Вот и все, что нам удалось узнать о нашем постояльце…»

ДОЙЛЬ
Артур Конан Дойль (1859- 1930). Великий мастер детектива. Автор также писал фантастические и исторические романы и стихи.  Опираясь на традицию Эдгара По, он создал образцы детективного жанра – повести о сыщике Шерлоке Холмсе. Мастерство его детективных произведений заключается не только в изображении трудности работы сыщика, но и в особенности психологического сознания людей. Писатель тонко изобразил проницательность, настойчивость, аналитическое мышление детективов.
Его книги: «Приключения Шерлока Холмса», «Собака Баскервилей», «Возвращение Шерлока Холмса» и др.
Убедительность образа Шерлока Холмса основана на том, что у него был реальный  прототип – Джозеф Белл.
Отрывок из произведения «Собака Баскервилей»:
«…Мистер Шерлок Холмс сидел за столом и завтракал.  Обычно  он  вставал довольно поздно, если не считать тех нередких случаев, когда ему вовсе  не приходилось ложиться. Я стоял на коврике у камина и вертел в руках  палку, забытую нашим вчерашним посетителем, хорошую толстую палку с набалдашником - из тех, что именуются "веским доказательством". Чуть  ниже  набалдашника было врезано  серебряное  кольцо  шириной  около  дюйма.  На  кольце  было начертано: "Джеймсу Мортимеру, Ч. К. X. О., от его друзей по ЧКЛ" и  дата: "1884". В прежние  времена  с  такими  палками  -  солидными,  увесистыми, надежными - ходили почтенные домашние врачи…»
 
«Собака Баскервилей» лист 1
 
«Собака Баскервилей» лист 2
 
«Собака Баскервилей» лист 3
 
«Собака Баскервилей» лист 4

Эстетизм
УАЙЛЬД
Оскар Уайльд (1854-1900). Писатель возглавил Эстетизм как литературное течение в Англии. Он отстранялся от обыденной жизни современного общества и уходил в обитель красоты. Поклонение красоте сближает его с «Прерафаэлитским братством», которые также  не хотели ничего признавать кроме абсолютизированной  ими красоты.  При всех противоречиях своей эстетики Уайльд умел ценить реалистическое искусство – проявлял интерес к русской литературе (Достоевский). Уайльд связывал идею  красоты с трагическими мотивами. Противоречия во взглядах Уайльда особенно обнаруживаются  в романе «Портрет Дориана Грея». Писатель строит образы, сюжетные эпизоды в соответствии со своими эстетическими взглядами: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Смысл этого романа выражен в словах: «…что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?»
Этот роман написан в импрессионистическом стиле – детали отличаются изысканностью и манерным изяществом. Для стиля романа характерна  парадоксальность. Этим отличаются и сюжетные ситуации, речь героев.
Парадоксы  характерны и для комедий Уайльда «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж». Продолжая традиции  английской комедии Реставрации, писатель создает остроумные, блистательные пьесы.
Уайльд писал и сказки (сборник «Счастливый принц и другие сказки»), где он опирался на традицию  сказок датского писателя  Андерсена.
Оскар Уайльд, воспевая в творчестве наслаждение, вместе с тем в лучших своих произведениях сумел показать подлинную красоту жизни, поэтизировал добро в человеке.
Отрывок из произведения Уайльда «Портрет Дориана Грея»:
«…Посреди комнаты стоял на мольберте портрет во весь рост молодого человека необыкновенной красоты, а перед мольбертом, на небольшом от него расстоянии, сидел и сам художник, Бэзил Холлуорд, чье внезапное исчезновение за несколько лет до этого так взволновало общество и породило массу самых невероятных предположений…»
 
«Портрет Дориана Грея» лист 1
 
«Портрет Дориана Грея» лист 2
 
«Портрет Дориана Грея» лист 3
 
«Портрет Дориана Грея» лист 4

Литература действия
КИПЛИНГ
Редьярд  Киплинг (1865-1936). Родился в Бомбее. Его творчество относится к неоромантической «литературе действия», которая проповедовала свой стиль во многом не удовлетворявших основную массу писателей того времени. К этому стилю принадлежит и поэт У. Э. Хенхли. В 1907 г. Киплинг был удостоен Нобелевской премии за «мужественность стиля».
Куприн так писал о творчестве Киплинга: «Он оригинален, как ни кто другой в современной литературе. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, поразительная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, точный стиль, или вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта…»
Киплинг создает свой стиль, который воспевает человеческую активность, мужество, стойкость и в тоже время его герой слепо подчиняется государственной власти. Наиболее значительные поэтические сборники – «Чиновничьи песни и другие стихи», «Казарменные баллады».
Одно из лучших стихотворений Киплинга «Если…» - прославление стойкости, воли, мужества человека.
«О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг…»
Киплинг опубликовал несколько сборников рассказов: «Простые рассказы с гор», «Три солдата», «Рикша-призрак». Действие многих рассказов Киплинга происходит в Индии. Сюжеты связаны с взаимоотношениями англичан и индийцев. В рассказах автора сказалась журналистская манера броско и лаконично подавать любопытные факты.
В наиболее известных  произведениях Киплинга – «Книге Джунглей» и «Второй книге Джунглей» использован богатейший материал индийского фольклора. В этом материале писатель нашел место и для человека – мальчика Маугли, вскормленный волчицей, он живет среди зверей, узнает их законы и становится повелителем джунглей. Киплинг наделяет животных чертами человеческой психики. Жизнь животных оказывается иносказательным  изображением человеческого общества.
Перу Киплинга принадлежит несколько романов – «Свет погас» (изображается судьба военного художника), «Мужественные капитаны» (описан тяжелый труд рыбаков) и др.
Отрывок из произведения Киплинга «Маугли»:
«…Закон Джунглей, никогда не приказывающий чего-либо беспричинно, позволяет зверям есть человека, только когда зверь убивает его, желая показать своим детям, как это надо делать, но тогда он должен охотиться вне мест охоты своей стаи или племени. Настоящая причина этого состоит в том, что вслед за убийством человека, рано или поздно, являются белые на слонах и с ружьями и сотни коричневых людей с гонгами, ракетами и факелами. И все в джунглях страдают. Однако между собой звери говорят, что Закон запрещает убивать человека, потому что он самое слабое и беззащитное изо всех живых созданий, и, следовательно, трогать его недостойно охотника. Кроме того, они уверяют — и справедливо, — что людоеды страшно худеют и теряют зубы…»


Рецензии