Яушевы

Яушевы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Каринские арские князья

***

Арские князья; (Каринские князья) — татарские княжеские роды, проживавшие в селе Карино Вятской губернии. Часть родов восходит к полулегендарному предку Кара-беку. В отличие от дворянских родов других групп служилых татар, все члены рода носили титул князь, а не мурза.

Кара-бек, согласно шеджере рода Яушевых, происходит из рода билярских эмиров, появился в Вятской земле в XV веке. Есть также версия, что он выходец из улуса Нукус Мангытского юрта, появился в Вятской земле в 1462 при Иване III. Он основал село Карино (тат. Нократ). Согласно шежере, он потомок Баджмана (праправнук: сын Канбар-бека, внук Калдар-бека, правнук Балым-бека, сына Баджмана). Есть две гипотезы о происхождении Баджмана. По первой — он из рода эмиров Буляра (версия самого рода), по второй (версия Марселя Ахметзянова) — из рода Мангыт. Существует также попытка монголо-татаристов идентифицировать Бачман-хана с Баджманом, из потомков Чимпая, сына Джучи[1].

Княжеская династия

Князь Девлетьяр Мухаметказыев. Ему в 1509 году были пожалованы земли по реке Чепце.
Князь Сейтяк Алисуфов. В 1505 году великий князь Иван III Васильевич жаловал его «ведати по старине» вотяков и чуваш.

Фамилии

Яушевы. Родоначальник — князь Яуш (тат. Чуваш бик Элсуфый улы), внук князя Гали.

Каринский некрополь

На кладбищах Верхнего и Нижнего Карино находили надгробия, на которых было написано «Саид бек (сын) Тульбек оглы, умер в 1509 году», «Саид бек Гали Суфуев, умер в 1543 году»; есть и более ранние, датируемые 1504 годом[2].

Генетический паспорт

Представителям рода Каринских князей (Деветьяровых, Арслановы, Хиляловы) был сделан ДНК-тест Y-хромосомы, показавший наличие у них гаплогруппы N1b[3].

Источники и литература

Эхмэтжанов М. И. Татар шэжэрэлэре. Казан: Татар. кит. нэшр., 1995. 128 б. (Ахметзянов М. И. Татарские родословные; на тат. яз. Казань: Татар. кн. изд-во, 1995. 128 с.)
Гришкина М. В. Служилое землевладение арских князей в Удмуртии XVI-1-й пол. XVIII вв. // Проблемы аграрной истории Удмуртии. Ижевск, 1988. С. 5-25.
От служилых татар к татарскому дворянству / И. Р. Габдуллин. М., 2006. 320 с.
Татарская энциклопедия. Т. 1. Казань, 2002. С.183
Сорокин П. М. Арские князья в Карине шежере. Казань, 1995 (на тат. яз.)
Исхаков Д. М. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств XV — сер. XVI вв.) // Панорама-форум. 1995. № 3. С. 95—107.
Исхаков Д. М. Родословные и эпические произведения как источник изучения истории сословий Улуса Джучи и татарских ханств // Источниковедение Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223—1556. Казань, 2002. С. 329—366

Ссылки

Чураков В. С. Влияние политики великих князей московских в отношении каринских арских князей на формирование этнической территории удмуртов // Научно-практический журнал «ИДНАКАР: Методы историко-культурной реконструкции». 2007. № 2. С. 74-78.
Чураков В. С. Об обстоятельствах появления каринских арских князей на Вятке // Материалы Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее». Уфа: Гилем, 2005. С. 216—219.

Примечания

; Сабитов Ж. М. В поисках Чингис-хана // Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии.- Т.2, № 4.- апрель 2009.- С.622
; История и культура Вятского края / Ред. И. Ю. Трушкова.- М.-Киров, 2005.- С.77.
; Tatarstan Y-DNA SNP

http://ru.wikipedia.org/wiki/




Багиш Яушев

***

Исей Утеев; оклад его 9 рублев; поместье за ним, что было в поместье за отцом его: полдеревни Старого Менгеря, а другая половина тое деревни за князем Багишем Яушевым. А на его половину: двор помещиков Ишеев, во дворе немчин Матиш, два двора люцких пусты; пашни паханые - 30 четв. да перелогом - 10 четв.; и обоего - пашни и перелогу - 40 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по врагам и по дубровам - 1150 копен; лесу дубровы пашенные - 20 дес.

***

Дорога Алацкая

За служилыми князьмн и за новокрещены и за мурзами и за татары в поместьях, а владеют по государевым грамотам и по выписям с казанских дач. За князь Багишем Яушевым да за вдовою за княгинею Девлекеем за князь Кадышевскою - деревня вотчинная Кошарь, что была за племянником ево за князь Иванаем Кадышевым; а на князь Багишеве земле: двор помещиков князь Багишев да чювашских дворов: во дворе Черемыш Уразгильдеев, во дворе Тоскей Алгильдеев, во дворе Нагай Пилиманов; а на княгинине земле: двор княгинин Девлекеев да лютцких дворов: во дворе Кулушко Алдеяров, во дворе Янсара Уразлыев; пашни паханые - 60 четв. да перелогом - 70 четв.; и обоего - пашни и перелогу - 130 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и по речке по Семите и по речке по Ашите и по Кундуше и по Митдушскому врагу - 2500 копен; лесу дубровы пашенные - 40 дес.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Яушевы

***

Я;ушевы (князь Яушевы, тат. Yaw;evlar, Яушевлар) — татарский княжеский мурзинский род, ветвь арских князей и единственная ветвь этого рода, признанная в княжеском достоинстве в Российской империи. Родоначальником рода является князь Явуш, находившийся на русской службе ещё до взятия Казани (1552).

История рода

Князь Явуш тем не менее участвовал в обороне Казани 1552 года, соратник Япанчи. Казанский служилый мурза Семеней князь Багишев сын Яушев грамотой царя Михаила Фёдоровича от 7 июня 1628 года был пожалован княжеским титулом: «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу… как был пожалован отец ево князь Багиш».

Княжеская династия
князь Яуш
князь Кадыш Яушев, жена княгиня Девлекей
князь Иванай Кадышев
князь Багиш Яушев (ок. 1601)
князь Семеней Багишев (1628)

Владения

Поместья Яушевых в 1713 году за неприятие православного вероисповедания были отписаны на Государя, а сами они были положены в подушный оклад по д. Кашар Арского уезда Казанской губернии. Богдан Яушев в 1762 году перешел в д. Араслановку Уфимского (с 1781 года Белебеевского) уезда и в конце 1780-х годов, согласно определению Уфимского дворянского депутатского собрания, как доказавший своё происхождение от благородных предков подлежал исключению из подушного оклада. Спределениями Правительствующего сената 18 февраля 1844, 28 сентября 1854, 23 января 1862, 2 июня 1864 и 21 марта 1873 года род князей Яушевых (12 семей) утверждены в древнем дворянском достоинстве со внесением в VI часть родословной книги и с правом именоваться князьями татарскими.

Литература

Первушкин В. В., Думин С. В., Гребельский П. Х. Князья Яушевы // Дворянские роды Российской империи. Т. 3. Князья. — М., 1996. — С. 201.
Ссылки

Мустафина Д. Служилые мурзы Яушевы в XVI—XVII вв. // Гасырлар авазы — Эхо веков. — 2004. — № 1.
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/598245




Яушевы

***

Татарский дворянский род.
Из арских князей. В родстве с князьями и мурзами Арслановыми, Байкеевыми, Бузюковыми, Девлетьяровыми, Долгоаршинных, Дюняшевыми, Касимовыми, Сейтяковыми, Хиляловыми, Хозясеитовыми. В русских источниках первой половины ХVII в. именуются князьями. Так, в 1628 г. при выдаче грамоты о жаловании княжеским титулом внука князя Яуша Семенея, говорится «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу… как был пожалован отец ево князь Багиш»[1]. В 1666 г. Я. были пожалованы землей, на которой ими была основана д. Ерыклы (Верхние Ерыклы) (ныне Новошешминский район РТ). Кроме того, им были пожалованы земли по р. Кама в Терсинской волости и по р. Зай Зюрейской дороги. В ХVII в. владения Богдана Я. находились в 11 деревнях, Яштиряка Я. в восьми, Кадырмета Я. в шести деревнях Казанского уезда[2]. В начале ХVIII в. мурзы Я. проживали в деревнях Кушер, Тамгачи Казанского уезда. К 1713 г. за Ишмурзой мурзой Канышевым сыном Я. и его племянниками Абдулом и Бегаем Абдрахмановыми Я. в д. Кушер имелось пять крестьянских дворов, а за Тойгильдой и Мамадалеем Алмаметевыми, Сулейманом, Асаном, Сапаром Иштеряковыми детьми Я. в д. Атамышево 14 дворов. В 1730-е гг. Я. стали активно распродавать свои владения и крепостных крестьян. По купчей грамоте от 9 августа 1733 г. служилые мурзы деревень Менгер и Кушар Алацкой дороги Казанского у. Мурат Абдулов, Халил и Салей Ишмурзины, Абдул и Бакей Абдрахмановы, Алей и Атабай Смаиловы, Смаил Укеев дети Я. продали Кутлумухамету Мамишевичу Тевкелеву свои земельные владения и крестьян в Терсинской волости за 3000 рублей. В 1739 г. мурзы д. Кушер Кутлумамет, Резяп, Иксендернай Усеевы дети и Смаил Уразмаметев сын Я. продали казанско-му слободскому служилому татарину Сулейману Уркину 32 четверти земли и крепостных крестьян в д. Тамгачи Ногайской дороги. К середине ХVIII в. у мурз Мурадыма Абдулова и его племянников Супея Асанова, Ишмамета Нурмаметева и Атабая Смаилова детей Я. в д. Тамгачи имелись крепостные крестьяне, а у проживавшего в д. Кушер Алацкой дороги (ныне Атнинский район РТ) Гумера мурзы Семенова сына князя Я. в д. Верхние Ерыклы Зюрейской дороги имелись дворовые люди, доставшиеся ему от дяди Смаила Мустаева сына Яушева[3]. В 1762 г. часть рода Я. выселилась в д. Арсланово Белебеевского уезда. В начале ХIХ в. у проживавших в д. Ерыклы (Семенеево тож) Мензелинского у. мурз Я. имелось десять дворов крепостных крестьян из татар (всего 74 человека). Проживавшие в деревнях Ерыклы и Арсланово мурзы Я. вернули себе дворянство в 1796 году. К 1877 г. в д. Арсланово Богадинской вол. Белебеевского у. проживало 87 душ мужского пола дворян князей Яушевых[4]. Часть рода, видимо, была переведена в Темниковский уезд. К 1713 г. в Саранском у. в д. Малое Акаево Саранского у. отмечен Кодряк мурза Досаев сын Я., имевший в этой деревне два двора крепостных крестьян[5]. Родословная Я. такова:

I поколение:
1. Яуш
II поколение:
2/1. Багиш
3/1. Кадыш
III поколение:
4/2. Дусмухамет
5/2. Ишмухамет
6/2. Семеней
7/3. Иванай
IV поколение:
8/4. Абдулла
9/4. Колдевлет
10/4. Кадырмамет
11/4. Хасан
12/4. Нурмамет
13/5. Каныш
14/5. Ураз
15/5. Салтаналей
16/5. Осман
17/6. Яштиряк
18/6. Иштиряк
19/6. Исеней
V поколение:
20/8. Ибрагим
21/8. Мурадым
22/10. Кулуш (жена Фатима Резяпова)
23/10. Смаил
24/10. Шигай (жена Амзя)
25/11. Хусеин (ок.1655–?)
26/12. Килмамет (ок.1655–?)
27/12. Уркей
28/13. Ишмурза (ок.1640–?)
29/13. Абдрахман
30/15. Субай (ок.1635–?)
31/16. Бегей (ок.1650–?)
32/17. Сафар
33/17. Сулейман
34/17. Асан
35/18. Ильмамет
36/18. Канмурза
37/18. Поралей
38/18. Алей
39/18бдулла
40/19. Богдан
VI поколение:
41/21. Муртаза (1695–?)
42/21. Муксин (1701–?)
43/23. Алей (1679–?)
44/23. Атабай (1665–?; жена Амзя)
45/25. Кутлумамет (1690–?)
46/25. Резяп (1695–?)
47/25. Искендер (1697–?)
48/26. Бикмет (1701–?)
49/27. Смаил (1706–?)
50/28. Калей (1685–?)
51/28. Салей (1695–?)
52/29. Абдул (1685–?)
53/29. Бакей (1685–?)
54/30. Маметкул (1680–?)
55/31. Алей (1693–?)
56/32. Асей
57/33. Салтаналей (1690–?)
58/35. Мамадалей (1665–?)
59/35. Тойгилда (1665–?)
60/36. Саит (1650–?)
61/39. Арслан (жена Хадича Чюричеева)
62/40. Мустай (1653–?)
63/40. Яштиряк
VII поколение:
64/41. Бикбулат
65/42. Масгут
66/43. Арслан (1713–?)
67/44. Давыд (1710–?)
68/45. Халей (1711–?)
69/45. Смаил (1713–?)
70/50. Кадыргул (1713–?)
71/52. Якуп (1710–?)
72/58. Бекчура (1711–?)
73/58. Богдан (1713–?; жена Салима Султеева)
74/58. Муртаза (1714–?)
75/58. Муслюм
76/58. Узбек
77/59. Тоиш (1709–?)
78/59. Яуш (1710–?)
79/59. Даут (1713–?)
80/60. Абдул (1690–?)
81/60. Даут (1701–?)
82/60. Смаил (1708–?)
83/60. Хусеин (1712–?)
84/62. Семеней (1690–?)
85(62.Смаил (1711–?)
VIII поколение:
86/64. Якуп
87/65. Мурсалим
88/67. Мустай
89/73. Габдулсалям (1735–?; жены Гульбан Якупова и Халибзян Калметева)
90/73. Габдулла (1739–?; жена Загира Абдулгазина)
91/73. Абдулкарим (1742–?; жены Шамси Ильясова и Сахибямал Рахманкулова)
92/84. Исеней (1708–?)
93/84. Ибрай (1710–?)
94/84. Гумер
95/84. Усман
IX поколение:
96/89. Муса (1787–?)
97/89. Мустафа (1789–?)
98/89. Муртаза (1791–?)
99/90. Хасан (1766–?; жена Хусуньян Ибраева)
100/90. Хунафия (1770–?)
101/90. Шамсутдин (1773–?)
102/90. Шаммас (1775–?)
103/91. Абдрешит (1781–?)
104/95. Мухамет, подпоручик
X поколение:
105/96. Мухаметхунафия
106/96. Хасан
107/96. Ибрагим
108/96. Ахмет
109/96. Исмагил
110/97. Шагиахмет
111/97. Мухаметша
112/97. Мифтахутдин
113/98. Ибатулла
114/99. Фарукша
115/99. Фейруша
116/99. Хусеин
117/99. Габдрахим
118/99. Мухаметрахим
119/100. Юсуп
120/100. Юнус
121/100. Шафей
122/101. Хисравашир
123/101. Багаутдин
124/102. Мухаметзариф
125/102. Кагарман
126/102. Зейнигабдин
127/102. Шагимардан
128/103. Габдулкабир
129/103. Хайрельбашир, губернский секретарь
130/103. Мухаметзян
131/103. Габдулкадыр
132/104. Баязит, подпоручик
133/105. Шангарей
1I поколение:
134/107. Гусман
135/109. Фарукша
136/110. Кагарман
137/110. Ширияздан
138/111. Сафуан
139/111. Гаффан
140/111. Фархетдин
141/112. Галямутдин
142/113. Рахматулла
143/115. Султангарей
144/115. Исламгарей
145/116. Арслангали
146/116. Нургали
147/118. Габдулхалик
148/118. Шаймухамет
149/118. Габдрахим
150/120. Хасан
151/122. Девлетгарей
152/122. Сахибгарей
153/122. Зигангир
154/124. Мухаметсалих
155/126. Салимгарей
156/126. Фаткулла
157/126. Мухамедияр
158/126. Асфандияр
159/127. Шагимрат
160/127. Мухаметлатиф
161/128. Габдулвали
162/128. Хакимзян
163/129. Шайхелислам
164/129. Сулейман
165/129. Исмагил
166/130. Хайретдин
167/130. Габдрахим
168/130. Мухаметдин
169/130. Фахретдин
170/130. Шайбак
171/131. Абдракип
172/131. Габдрашит
173/131. Якуп
174/131. Юсуп
175/131. Габдулгалим
176/131. Габдулгариф
177/131. Ахметзян, коллежский регистратор
XII поколение:
178/138. Зарван
179/138. Фарван
180/140. Миргалитдин
181/143. Ахметгарей
182/143. Арслангарей
183/144. Юнус
184/144. Фарукша
185/144. Смагил
186/144. Калимхан
187/145. Мухаметгани
188/151. Султангарей
189/151. Ибрагим
190/151. Гумер
191/151. Батыргарей
192/151. Сеитгарей
193/153. Шафигулла
194/153. Самигулла
195/157. Шагали
196/158. Салимгарей
197/158. Мухаметхунафия
198/158. Науширван
199/161. Садретдин
200/161. Афзалетдин
201/161. Хуснутдин (1874–?)
202/170. Габдрафик
203/172. Ягуда
204/172. Мирсаяф
205/174. Габдуллатиф
206/175. Иблиамин
207/175. Габдрахман
208/176. Шайшариф
XIII поколение:
209/187. Даим
210/189. Усман
Из рода Яушевых наиболее известны: 6/2. Семеней, жалован в 1628 г. «княженьем, как был пожалован отец его князь Багиш»; 104/95. Мухамет, подпоручик; 129/103. Хайрельбашир, губернский секретарь; 132/104. Баязит, подпоручик; 177/131. Ахметзян, коллежский регистратор.

[1] Цит.по: Мустафина Д. Служилые мурзы Яушевы в ХVI—ХVII вв.// Гасырлар авазы// Эхо веков. 2004. № 1-2. С. 32.
[2] РГАДА. Ф. 248. Оп. 5. Д. 263. Л. 15, 16; ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1200. Л. 85–96; Мустафина Д. А. 1984. С. 47.
[3] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 100. Л. 233–233 об.; Ф. 350. Оп. 2. Д. 1086. Л. 280 об.; Д. 1208. Л. 85; Ф. 615. Оп. 1. Д. 12202. Л. 61 об; ОР ИЯЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Д. 122. Л. 7.
[4] РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1345. Л. 1–1 об.; ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 45; Ф. И-10. Оп. 1. Д. 886. Л. 27 об.–32.
[5] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 239 об.

http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/yaushev



Яушевы

***

Титул Князь, мурза
Родоначальник Яуш
Когнаты Каринские арские князья
Ветви рода Троицк (Челябинская область), Петропавловск и др.
Родина Казанское ханство
Подданство Россия
Имения Ижевск и мн. др.

Гражданская деятельность Джадидизм и пр.

Военная деятельность Служилые татары (XVIII в.)

Религиозная деятельность Имамы и ахунды Петропавловска в XIX-XX вв.
Я;ушевы (князь Яушевы, тат. Yaw;evlar, Яушевлар) — татарский княжеский мурзинский род, ветвь арских князей.


Ранняя история рода

Родоначальником рода считается князь Явуш (Евуш), находившийся на русской службе ещё до взятия Казани (1552). Князь Явуш тем не менее участвовал в обороне Казани 1552 года и упоминается как соратник князя Япанчи, руководившего действиями казанских войск за пределами города[1].

В 1582 году Иван Грозный пожаловал князю Багишу Яушеву землю по берегам реки Иж, на которой в будущем возник город Ижевск. В 1733 году Яушевы продали свои ижевские владения российскому дипломату Алексею Ивановичу (Кутлу-Мухаммеду Мамешевичу) Тевкелеву.

Казанский служилый мурза Семеней князь Багишев сын Яушев грамотой царя Михаила Фёдоровича от 7 июня 1628 года был пожалован княжеским титулом: «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу… как был пожалован отец ево князь Багиш».

В 1713 году поместья Яушевых за неприятие православия были отписаны на царя, а сами они были положены в подушный оклад по д. Кашар Арского уезда Казанской губернии.

Княжеская династия
Части Яушевых впоследствии удалось восстановить дворянский статус.

Богдан Яушев в 1762 году перешел в д. Араслановку Уфимского (с 1781 года Белебеевского) уезда и в конце 1780-х годов, согласно определению Уфимского дворянского депутатского собрания, как доказавший своё происхождение от благородных предков подлежал исключению из подушного оклада.

Определениями Правительствующего сената 18 февраля 1844, 28 сентября 1854, 23 января 1862, 2 июня 1864 и 21 марта 1873 года 12 семей рода князей Яушевых были утверждены в древнем дворянском достоинстве со внесением в VI часть родословной книги и с правом именоваться князьями татарскими.

Ряд других семей из рода Яушевых не были восстановлены в дворянском сословии из-за бюрократических проволочек.[2]

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Служилые мурзы Яушевы в XVI-XVII вв.

***

Документальных материалов XVI- XVII столетий о Яушевых сохранилось немного. И все же в числе выявленных и известных исследователям присутствуют и писцовые, и кадастровые, и делопроизводственные материалы, жалованная и ввозная грамоты. Скудость источниковой основы не убавляет интереса к проблеме, ибо представители этой семьи принадлежали к тем немногочисленным слоям татарского населения, которые явно не утратили занимаемого привилегированного положения и после социально-политических потрясений середины XVI в. В условиях, когда о множестве других родов татарских мурз письменных свидетельств не сохранилось вообще, источниковая ценность уцелевших многократно возрастает. Опираясь на них становится возможным составить представление о социальном статусе, экономическом и политическом положении одного из разрядов нерусского служилого сословия в целом 1. Полагаем, что публикуемые ниже документы, еще не вводившиеся в научный оборот, смогут пополнить доказательную базу будущих научных изысканий по истории нашего региона и служилого сословия.

Прежде чем читатель начнет знакомиться с текстами подготовленных к печати рукописей, коснемся истории семьи. Вполне возможно, что основателем рода являлся тот самый князь Яуш (Иауш), на которого при хане Едигер-Мухаммеде было возложено командование силами, прикрывавшими Казань со стороны Арска 2. Не исключено, что был еще какой-то другой князь Яуш, проявивший свою лояльность к русской администрации в регионе или даже находившийся на службе у московского правителя задолго до событий осени 1552 г. Сказать определенно сложно.

Бесспорным представляется, во-первых, то, что князь Яуш имел заслуги, по всей видимости, «добытые» на военной службе Ивану IV. Заслуги эти стали основанием для сохранения за ним и его наследниками княжеского титула. Они были столь существенными, что государственные структуры вспомнили о них, например, в июне 1628 г. при выдаче грамоты о [32] пожаловании княжеского титула его внуку Семенею: «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу... как был пожалован отец ево князь Багиш» 3. Как видим, названный титул фактически был наследственным, и все, кто назван в акте, были наделены им «за службы». Во-вторых, вне всякого сомнения, князь Яуш являлся отцом двух служилых — Кадыша и Багиша, явно не обиженных судьбой и после завоевания Казани войсками Ивана Грозного 4.

Утверждать это позволяют писцовые книги, составленные Н. В. Борисовым-Бороздиным и Д. А. Кикиным в 1565-1568 гг. и И. Болтиным «с товарищи» в 1602-1603 г. Из книг 60-х гт. XVI в. следует, что Кадыш Яушев имел двор в городе Казани 5. Масштабность выполняемой задачи (описание территории всех трех уездов) и боевые действия против новой администрации обусловили краткость записей. Мы не знаем, какого характера и предназначения строения имелись на этом дворе, и потому трудно определить служебный статус и весь круг занятий Кадыша, обусловивших в те суровые времена право на собственность в практически ставшем русским городе, т. е. укрепленной части Казани. Вероятно, он командовал военным соединением (поместным ополчением) служилых татар и новокрещен, ведь даже его внучатые племянники занимали должности сотенных голов и ротмистров 6. Эти факты заслуживают особого внимания, ибо в исторической литературе утвердилось мнение о возложении обязанностей начальствующего над служилыми «инородцами» на русского голову 7. Действительно, летописи и разрядные книги приводят к такому заключению. Между тем актовые материалы свидетельствуют, что полномочия головы могли быть переданы и «инородцу», как это и случилось с Яушевыми и Сафаром Тенишевым 8. При подобных назначениях властные структуры учитывали авторитетность, родовитость, наличие опыта и знание военного дела, а также преданность служилых мурз и князей новой власти.

К моменту следующего валового описания Казанского уезда в начале XVII в. Кадыша уже нет в живых, как нет и его сына Иваная. Вотчинными землями распорядилась его жена, соответственно мать Иваная-Девленея, за два года до описания И. Болтина «с товарищи», передав их князю Багишу с условием прокормления до своей кончины 9. Характерно, что вдова не вступила в повторный брак. Дело здесь не в силе чувств и в игнорировании норм шариата, а в ее достаточно пожилом возрасте. На том основании, что Кадыш фигурирует в 60-е гг., а поступить на службу он мог лишь при условии достижения совершеннолетия (15 лет), даты рождения супругов можно отнести к периоду не позднее 40-х гг. Выходит, что вдова разменяла седьмой десяток. К тому же земли были оформлены за сыном четы — князем Иванаем, явно поверстанным, «выслужившим» титул и погибшим на военной службе…

Полностью по адресу





Килмеш мурза Емашев сын Яушев

***

Служилые татары
Куземка Самакаев сын Богданов,
Аккуска мурза Аитов сын Богданов,
Муртаза мурза Козяков сын Янборисов,
Килмеш мурза Емашев сын Яушев,
Аюкайка Акбулатов
16 чел 1685
при дер Муллино пашня - 50 ч , сенные покосы - 50 к идр угодья (каждому)

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович




Абдул Исмаков князь Яушев

***

Мурза Сарочин Доскеев сын,
Араслан Салтаналеев,
Даиш мурза Канмышев,
Кулушка Кадырмаметев,
Килмамет Мурмаметев,
Абдул Исмаков князь Яушев
1685
земли между речкам Ромодан и Чаллы, 9
вотчина между рекам Большой и Малый Черемшан, которыми владели их предки
Бортный ухожей с «текучим зверем»

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович






Яушев Абдулвали Ахметжанович

***

Абдулвали Ахметжанович Яушев один из самых заметных представителей династии предпринимателей и общественных деятелей, живших в Троицке в XIX – начале ХХ века. Основателем рода Яушевых был арский князь Явуш (Яуш-бий), командовавший отрядом конницы во время обороны Казани в 1552 году от войск Ивана Грозного. Перейдя в дальнейшем на военную службу Московскому царству, Яушевы сохранили княжеский титул. В «Писцовой книге Казани» среди горожан под 1568 годом упоминается «служилый татарин» Кадыш Яушев, что говорит о его особом положении, так как указом Ивана IV все татары были выселены из Казани. Племянник Кадыша – Семей Багишев сын Яушев в 1628 году грамотой царя Михаила Фёдоровича был пожалован на княжение[1]. Багиш имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда.

В середине XVII века Яушевым принадлежали вотчины в восьми сёлах, а в 23-х они владели поместьями. Самым состоятельным помещиком был внук Багиша – Абдулла сын Дустамхамида[2]. Но его потомки потеряли княжеское звание, так как, начиная со второй половины XVII века, одним из условий вхождения в российское дворянство татарских мурз и биев был их переход в православие. Отказавшись сменить вероисповедание, Яушевы перешли в податные сословия (купечество и крестьянство). В конце XVIII века они проживали в Казани, Арском уезде Казанского и Бугульминском уезде Уфимского наместничеств. В 1784 году Екатерина II дозволила татарским князьям и мурзам пользоваться всеми преимуществами российского дворянства. Вероисповедание при этом уже не имело значения, нужно было лишь доказать своё «благородное» происхождение[3]…

http://historybiz.ru/yaushev-abdulvali-ahmetzhanovich.html





Рабек мурза Резяпов сын Яушев

***

Приложение 11 Титулованные татары Западного Закамья (данные 1716-1717 гг.)1

д Муллино
Уразмамет мурза Булюшев сын Урусов, 1655,
Смаил мурза Темаев сын Урусов, 1675,
Рабек мурза Резяпов сын Яушев, 1690,
Муртаза мурза Кадряков сын Янборисов 1685,
Абыз Байтемир мурза Сюняшев, 1675,
Бикмамет мурза Аккузин сын Богданов. 1685,
Хантемир мурза Байгишев, 1675,
Юмай мурза Ибраимов, 1675,
Кадряк мурза Ибраимов 1655,
Сеин мурза Умряков, 1685, 
Асей мурза Молтеев 1670, 
Муслюм мурза Молтеев, 1675

Приложение 12 Служилые селения Западного Закамья (данные 1716-1717 гг.)1
Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович




Абдул Яушев

***

Земли по правой стороне р. Актай, между нижними течениями впадавших в нее pp. Челны и Ромодан, в 1685 г. получили в поместье князь Абдул Яушев и 5 служилых мурз4. На указанной территории находится дер. Каргополь, вероятными основателями которой и являлись вышеупомянутые помещики5.

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович




Яушевы

***

Деревня Черемыш за служилыми повокрещены в поместье которые владеют по дачам вопче с ясачными новокрещены. А в ней служилых новокрещен.

Петрунька Ондреев; в окладном списке не написан; по Арской дороге оклад его 7 рублев; поместье за ним жеребей, что был тестя его Петра Сабапучна, а преж того был тот жеребей за Васильем Яушевым; а по сыску в той деревне жил Петрушин отец немного, и отец де его ис той деревни в деревню Середнею [ушел], а жеребей свой в деревне в Корсе оставил пасынку своему Павлу; а ныне на том жеребью в деревне в Корсе живет Павлов сын Ивашко, а он де после отца своего в деревне Корсе не живал, а пожил в деревне в Середней. [А жеребей] отца своего здал ясачным людем Васьки Ондрееву да Бажену Давлезерову, а сам бил челом в деревню Черемыш на тестя своего жеребей; и тот ему жеребей по выписи казанские дачи 105 году да[ли]. А на его жеребей: двор помещиков, пашни паханые - 33 четв. да перелогом на ручью на Ягодной поляне 2 четв.; и обоего - пашни и перелогу - 35 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и по речке по Уште и за ручьем за Ягодной поляной - 100 копен.

***

За князем Багишем Яушевым пол-деревни Старого Менгеря, а другая половина тое деревни за служилым татарином за Ишеем Утеевым; а по государеве жалованной грамоте 99-го году дано князь Багишу в той деревне, чем владеет тесть его Еникей - пашни 10 четв. в поле, а в дву по тому ж. А по выпросу тутошных окольных людей владел тесть его Еникей тою деревнею половиною, а на князь Багашеву половину пашни и перелогу - 10 четв. да лесом поросло - 30 четв.; и обоего - перелогу и лесом поросло - 40 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и по дубровам - 1150 копен; лесу дубровы пашенные - 20 дес.

***

А на меже были с писцы служилые новокрещены Богдан Чекенеев, Сава Дербышов, Муса мурза Янчюрин, дворцовые крестьяне села Таша Иванко Онтипин, Гриша Елизарьев, деревни Большие Отмасы пятидесятник Сальтыш Больтаев, Начачюра Шаганваров да Узюбек Яушев.

***

[В той] же деревни в порозжих землях, что было за князем Кадышем Яушевым, пашни паханые 40 четв. в поле, а в дву,по тому ж; а пашут тое пашню деревни Ташкирмень ясачная чюваша; сена на реке на Меше к деревне Байчюги по одной стороне реки Меши 800 копен.

И всего в деревне в Ташкирмени за служилым и в порозжих землях; пашни 55 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена 1450 копен.

В деревне в Ташкирмени с ясачным новокрещены [за].. дворы пашни и с новоросчистью-54 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена по речке по Меше по одной стороне 3300 копен.

***

За князем Багишем Яушевым. А князю Багишу окладу [с] сыном: [по государеве] жалованной грамоте дано ему за государево денежное жалованье волость Терьса на реке на Каме.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.






Яушевы

***

Яушевы - Татарский дворянский род. Из арских князей. В родстве с
князьями и мурзами Арслановыми, Байкеевыми, Бузюковыми, Девлетьяровыми, Долгоаршинных, Дюняшевыми, Касимовыми, Сейтяковыми, Хиляловыми, Хозясеитовыми.
В русских источниках первой половины XVII в. именуются князьями.

Так, в 1628 г. при выдаче грамоты о жаловании княжеским титулом внука князя Яуша Семенея, говорится «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу... как был пожалован отец ево князь Багиш»3. в1666 г.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

Яушевым были пожалованы землей, на которой ими была основана д. Ерыклы (Верхние Ерыклы) (ныне Новошешминский район Республики Татарстан).

Кроме того, им были пожалованы земли по р. Кама в Терсинской волости
и по р. Зай Зюрейской даруги.

В XVII в. владения Богдана Яушева находились в 11 деревнях, Яштиряка Яушева в восьми, Кадырмета Яушева в шести деревнях Казанского уезда4.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

В начале XVII в. за служилым татарином Емаем Енибековым имелось 43 четверти пашенной земли при д. Укречь-Култук Казанского уезда и 30 дес. сенокоса на «Салтановском перевозе».

Денежный оклад Емая Янбекова составлял 5 рублей.
В 1640-1650-х гг. в совместном владении Уразмамета Ямаева сына Янбекова и Яушевых находилось 143 дес. Пашенной земли при д. Укречь-Култук.

К 1620 - 1621 гг. за служилым татарином Уразмаметом Ямаевым сыном Янбековым в поместье находилась половина «деревни, что была пустошь Другой Укречькултук, а Чапкуново тож» в Казанском уезде.

***

По купчей грамоте от 9 августа 1733 г. Кутлумухамет Мамишевич Тевкелев приобрел земельные владения и крестьян у служилых мурз Яушевых в Терсинской волости (ныне в Агрызском районе Республики Татарстан) за 3000 рублей.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

Фамильная структура татарского населения (дворяне, мещеряки, тарханы, тюменцы) Оренбургской губернии в первой половине XVIII - XIX веков

Князья Яушевы

https://www.twirpx.com/file/1124884/

***

Земли по правой стороне р. Актай, между нижними течениями впадавших в нее pp. Челны и Ромодан, в 1685 г. получили в поместье князь Абдул Яушев и 5 служилых мурз. На указанной территории находится дер. Каргополь, вероятными основателями которой и являлись вышеупомянутые помещики5.


***

…Его владелец мурза Маметкул Субаев сын Яушев получил при этом от Б. Бакшандина 30 рублей.

***

9 августа 1733 г. служилые мурзы Яушевы из деревень Кушер и Менгер Алацкой дороги продали переводчику государственной коллегии иностранных дел Мамету Мамешеву сыну Тевкелеву, принадлежавшую им Болынетерсинскую волость «з деревнями, з дворовыми людьми и со крестьяны» за 3000 рублей.

***

Те же служилые мурзы Яушевы из д. Старый Менгер Казанского
уезда продали в 1733 г. своих беглых крестьян (трех человек) М.М. Тевкелеву.

***

К 1795 г. из 933 земельных владений принадлежавших помещикам в Уфимском наместничестве лишь 28 были во владении помещиков-мусульман. Среди них отставной подпоручик Мухамет Усманов и Юсуп Смагилов Яушевы, имевшие во владении д. Верхние Ерыклы Мензелинской округи с 24 душами крепостных крестьян мужского пола, Апкины, Бековичи-Черкасские, Девлеткильдеевы, Максютовы, Тевкелевы.

От служилых татар к татарскому дворянству / Габдуллин, Ильдус Рашитович- М., 2006. - 320 с.
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=





Бигеевы

***

Родоначальник рода Байкей мурза Бигеев, внук князя Яуша.
В родстве с Яушевыми и представителями других каринских княжеских родов.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Аитова(Яушева) Фатиха Абдулвалиевна

***

Дата рождения 1866
Место рождения Троицк (Челябинская область)[1]
Дата смерти 1942
Место смерти Казань
Гражданство Российская Империя
Национальность Татарка
Вероисповедание Ислам
Род деятельности Общественный деятель, меценатка, просветительница

Отец Яушев, Абдулвали Ахметжанович
Мать Яушева, Магдуда[1]
Супруг
Аитов, Сулейман Мухамметзянович
Дети 3 детей

Фатиха Абдулвалиевна Аитова (1866—1942) — татарская меценатка и просветительница, основательница первой в Казани женской гимназии.

Фатиха Аитова родилась в семье Абдулвали Яушева, купца первой гильдии из города Троицка. Семья Яушевых была среди активных участников и спонсоров обновленческого мусульманского движения джадидов и активно поддерживала открытие новометодных школ.

В 1887 году Фатиха вышла замуж за Сулеймана Аитова, предпринимателя и общественного деятеля, представителя богатой казанской семьи Аитовых[2].

В 1897 году Аитова на свои средства открыла в Казани начальную школу для девочек из бедных семей. Школа располагалась в Суконной слободе[3]. Вначале в школе велось обучение рукоделию — вышиванию, вязанию. В 1899 году Аитова расширила учебное заведение, обучение в нём стало вестись в четырёх классах. Новая часть школы работала на территории современной улицы Габдуллы Тукая, среди предметов обучения появилась кулинария. Школа просуществовала всего три года.

В 1906 году Фатиха Аитова получила крупное наследство после смерти её отца Абдулвали Яушева. Значительную часть этих средств она вложила в создание новой женской школы, открытие которой состоялось 27 августа 1909 года.[4] В первый год в школе обучалось 85 человек, позднее число учениц увеличилось, причем в школу стали поступать ученицы из-за пределов Казани. В 1911 году в школе обучалось до 120 учениц. В 1913-14 годах в школе имелось пять классов, в них обучалось 220 учениц.

В 1916 году после нескольких безуспешных попыток Фатиха Аитова, наконец, получила разрешение на преобразование школы в частную гимназию. Перед этим она вместе с мужем в течение трёх лет путешествовали по Европе, изучая опыт работы гимназий в Австро-Венгрии (Прага, Вена) и Германии (Берлин).[3] В первый же год в гимназию были приняты 230 учениц. Был открыт пансионат для детей из малоимущих семей и приезжих. В гимназии Аитовой преподавались вероучение, русский язык, история всеобщая и отечественная, география общая и России, математика, алгебра, физика, естествознание, анатомия, физиология, гигиена, педагогика, чистописание русское и татарское, рисование и рукоделие.[4] Занятия в гимназии велись на иностранных языках: арабском, немецком, английском, французском и персидском.[3]

24 апреля 1917 года Фатиха Аитова участвовала в первом Всероссийском съезде мусульманок, который прошёл в Казани[5]

После Октябрьской революции гимназия и остальное имущество Фатихи Аитовой было национализировано советской властью. Гимназия была преобразована в татарскую школу второй ступени.[4]

Сама Ф. Аитова во время Гражданской войны эвакуировалась в Омск, затем жила в Баку.[5] Ей не была назначена пенсия, несмотря на ходатайство руководства Татарской АССР.[3]

Последние годы жизни Фатиха Аитова провела на попечении семьи своего сына в Москве. Все трое её детей были репрессированы советской властью.[3]

Фатиха Аитова скончалась в 1942 году в Казани и похоронена на кладбище возле Ново-Татарской слободы.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_



Яушев Муллагали Ахметжанович

***

Дата рождения 5 декабря 1864
Место рождения Троицк (Челябинская область)
Дата смерти 1926
Место смерти Ташкент
Род деятельности предприниматель, общественный деятель
Отец Ахметжан Гайсич Яушев
Дети двое сыновей и шесть дочерей
Муллагали Ахметжанович (Гали Ахметович) Яушев (1864—1926, Ташкент) — российский меценат и общественный деятель, купец первой гильдии. Глава Торгового дома «Братья Яушевы», представитель купеческой династии Яушевых.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_



Сейфуль-Мулюков Фарид Мустафьевич

***

Фари;д Муста;фьевич Сейфу;ль-Мулю;ков (тат. Фэрит Мостафа улы Сэйфелм;леков; 1930—2016) — советский и российский журналист-международник, писатель, востоковед-арабист, ведущий телепрограмм Центрального телевидения. Автор множества репортажей из разных стран мира, один из ведущих программ «Сегодня в мире» и «Международная панорама». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995).
…..
Семья

Родился в Узбекистане в татарской семье. Отец — филолог-полиглот Мустафа Камалетдинович Сейфуль-Мулюков, мать — Разия Галиевна Яушева, дочь татарского купца первой гильдии и мецената Муллагали Яушева. С 1960 года состоял в браке с радиоинженером Людмилой Петровной Сейфуль-Мулюковой, от этого брака — дочери: старшая дочь Марьям — экономист, младшая, Наталия — журналист….

https://ru.wikipedia.org/wiki/-,_




История села Терси (Тирсэ)

***

     Село в Агрызском районе, ж.д. станция на линии Агрыз–Акбаш, в 25 км к югу от г. Агрыз.
     На 2008 г. - 1795 жителей (татары).
     Полеводство, молочное скотоводство.
     Средняя школа, детский сад "Миляуша", клуб, библиотека, врачебная амбулатория. Мечеть.
     Основано в период Казанского ханства. С 1560-х гг. принадлежало татарским мурзам Яушевым, в 1733 г. наряду с другими селениями Терсинской волости было приобретено генерал-майором К.-М.М. Тевкелевым (в 1756 г. похоронен в Терси). Местные крестьяне неоднократно (в 1742–44 и 1762–64 гг.) выступали против крепостной зависимости (см. Терсинские восстания), в период Крестьянской войны 1773–75 гг. организовали большой отряд, сражавшийся на стороне Е.И. Пугачёва. Занимались земледелием, разведением скота, смолокурением, кожевенным, рогожно-кулеткацким, сапожным и тележным промыслами. С начала 19 в. в селе Терси действовали стекольный, кирпичный, поташный и спичечный заводы. В начале 20 в. здесь располагалось волостное правление, функционировали мечеть, медресе (было открыто в 1815 г.), мектеб, земская школа (была открыта в 1882 г.), медицинский участок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1241 десятин.
     До 1921 г. село входило в Большекибьинскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Агрызского, с 1924 г. - Елабужского кантонов Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.
     Число жителей: в 1859 г. - 883, в 1887 г. - 915, в 1905 г. - 1047, в 1920 г. - 1177, в 1926 г. - 1192, в 1938 г. - 1152, в 1958 г. - 758, в 1970 г. - 815, в 1989 г. - 1351, в 2002 г. - 1678 чел.

 

     * * *
     Время основания села Терси точно не известно Расположено в 25 километрах от города Агрыза, на берегу реки Чаж. По легендам считается, что населенные пункты Терси, Мордва, Назяр, Чишма, Туба основаны в середине 18 столетия. После завоевывания Казанского ханства, в 1562 и 1582 годах татарскому мурзе Багишу Яушеву вручена грамота от имени русского царя Ивана Грозного о праве владения имением Терсинской волостью и селам Терси. Так впервые упоминается в русских документах о селе Терси.
     В одном документе от 1610 года упоминается о Терси в трех составных частях: Большие Терси, Средние Терси, Малые Терси. В данном случае Большие Терси расположены на берегу реки Иж, Средние и Малые Терси на берегу реки Варклед, что свидетельствует: название Терси являлась названием целого округа, включая Кучуково и Старое Аккузино. В древнем тюркском языке слово «тирес» («тирс») обозначало «Северная сторона». Возможно, географическое название Терси дано с учетом расположения в самой северной части булгаро-татарского края.
     В 1646 году в имении Яушевых пять деревень – Терси, Назярбаш, Аккузино, Кучуково, Агрыз – составляли Терсинскую волость.
     В 1720 и 1733 годах данное имение, включяя деревни Биктово, Чишму, Кибакшур, выкупил у Яушевых Котлыгмухаммед Тафкилев. К. Тафкилев – очень известная личность, достиг чина генерал-майора. Скончался в 1756 году, захоронен на Терсинском кладбище. Место захоронения точно неизвестно.
     В 1742 – 1744 годах произошли первые восстания крепостных крестьян в деревнях Терси, Чишма, Назяр, Балтачево, Мордва, Кибакшур против помещиков Тафкилевых. Восстание было подавлено.
     В 1764 - 1767 годах под предводительством терсинского крестьянина Гали Амировича повторились новые бунты.
     В 1773 году, до прихода пугачевцев, Габделжалил Сулейманов стал полковником Терсинской волости и руководил тысячным войском крестьян, выступивших против помещика Тафкилева.
     В июне 1774 года Пугачев со своим войском прибыл в эти места и направился в Елабугу. Многие терсинцы присоединились к повстанцам.
     Продолжатели рода Тафкилевых – Юнусов, Якушев, Муратов, Алкин, Биглов, Чанышев, Бикмаев, Халитов стали владельцами деревень Терсинской волости.
     Архитектурным достоянием села Терси была мечеть с 41-метровой башней. Документ об истории мечети не сохранились. Считается, что она сооружена в середине 19 столетия.
     В 1815 году открылись медресе, позже, в 1882 году была организована начальная школа.
     Сохранились сведения о страшном пожаре 1849 года, уничтожавшем 58 хозяйств, в том числе и помещичью усадьбу.
     В 1893 году в Терси официально зарегистрировано охотничье общество.
     В 1909 году в Терси пожар уничтожил 19 хозяйств.
     До 1918 года Терси являлась волостным центром.
     В середине 17 века в Терси насчитывалось 40 хозяйств, в 1923 году проживало 1036 человек, 1992 году – 1438 человек.
     источник: agryz.tatarstan.ru/rus/tersinskoye/about.htm





Фото
Фарид Сейфуль-Мулюков, внук Муллагали Яушева, берет интервью у президента Сирии Хафеза Асада

Ссылка


Рецензии