В памяти - непокорённый Ленинград

В памяти -  непокорённый Ленинград


  С ветераном Великой Отечественный войны Виктором Михайловичем Ворониным  мы встречались последний раз в 2005 году, В последующие годы о его судьбе, к сожалению,  ничего неизвестно, а  его военная судьба – оборона Ленинграда.
  Подвиг жителей города и его защитников, их мужество и выдержка восхитили весь мир, стали символом несгибаемой воли к победе. Сотни тысяч людей в течение девяноста дней  и ночей подвергались жестокому испытанию войны  - голоду…
    Помнить об этом мы должны всегда. Пусть нелёгкие судьбы ветеранов будут нам напоминанием.  Пересказываю рассказ одного из них.
    Виктор Михайлович Воронин родился в Астрахани. Подростком, вместе с родителями переехал на Дальний Восток. До начала войны успел поработать на рыбообрабатывающем комбинате, на острове Попова.
  В 1943 году восемнадцатилетним пареньком был призван  Ворошиловским (Первомайским) военным комиссариатом г. Владивостока. В часть он попал флотскую. Быстро сформированный эшелон пошёл на Балтику. Дальневосточников ждал Ленинградский фронт, который вместе с Волховским  с весны 1943 года перешёл  к активным наступательным действиям.
  По легендарной «Дороге жизни», пролегающей через Ладожское озеро  и соединяющей блокадный город и страну, тихоокеанцы прибыли во флотский экипаж на крейсер «Петропавловск». Виктор Воронин был зачислен в боцманскую команду.
   Крейсер «Петропавловск» был пришвартован напротив главных ворот Ленинградского порта и вёл огонь в районе Петергофа. Моряки были свидетелями, как голодные и измученные ленинградцы, несмотря на бомбёжки и обстрелы, ранним утром шли на работу к заводским станкам.      
Многие, ослабленные, не дойдя до места работы, падали и больше не вставали… Ленинградцы  умирали, как бойцы, отдавшие все силы для победы над врагом.
  В первое своё увольнение Виктор Воронин  решил посмотреть героический город, о котором он столько читал в школьные годы. Сослуживцы уговаривали не ходить далеко, так как моряки тоже были ослаблены скудным пайком, да и город постоянно был под обстрелом. Но молодой моряк не мог потерять эту возможность и пешком прошёл по Невскому проспекту до Московского вокзала.
  То,  что он увидел, потрясало его снова и снова: жители осаждённого Ленинграда, несмотря на нечеловеческие нагрузки, бережно ухаживали за историческими ценностями города, расчищали руины, аккуратно заделывали разрушенные снарядами фрагменты зданий фанерой. Многие памятники были обложены мешками с песком и закрыты досками. На куполе Исаакиевского собора был пункт ПВО. «Ленинград фронт, каждый ленинградец  - боец», - эти слова на плакатах отражали весь уклад жизни осаждённого города.
   После окончания героической эпопеи защитников Ленинграда в 1944 году Виктор Воронин был переведён в 1944 году в 4-й дивизион «морских охотников». Память ветерана сохранила даже номер полевой почты – 10597.
На катере служил рулевым – сигнальщиком. Военная служба шла в тяжелейших условиях. Морской охотник выслеживал вражеские подводные лодки, сбрасывал глубинные бомбы.
«Очень неприятное ощущение, - вспоминает ветеран, - когда  глубинная бомба взрывается в воде, сильно вздрагивает весь катер, сотрясается тело. Катер не раз попадал под вражеский обстрел, но удавалось уйти. Казалось, что все трассирующие пули летят в тебя. Стрельба, рёв моторов. Редкий отдых, спали одетые. Походы были по 27 суток – на сколько хватало топлива. База дивизиона была под Таллинном. Там пополняли запасы топлива.
 Мы были молоды – трудности и лишения не замечали, служили «с огоньком». Одна мечта была у всех – скорее бы победа».
    Виктор Воронин прошёл со своим дивизионом всю Балтику до Киля (Датский пролив). В январе 1945 года суровой зимой, на подходе к Хельсинки, старшина 2-й статьи чуть не лишился ног и с сильным переохлаждением   попал в лазарет.
«Первый поцелуй девушки в моей жизни был там, - с улыбкой вспоминал ветеран, - когда врач радостно сообщила, что ампутацию ног удалось избежать».
   9 мая 1945 года в горящем Гольдберге встретил Виктор Воронин победу.  За несколько дней до этого он участвовал в операции по высадке  на датский остров Бронхольм для уничтожения фашистского гарнизона.
   Развалины Гольдберга продолжали дымиться несколько дней, хотя гореть уже было нечему, только камни и железо. Глаза резало от едкого сизого дыма. Так, со слезами на глазах  от радости и дыма, встретили матросы известие о победе.
  После демобилизации  Виктор Воронин вернулся на Дальний Восток, на остров Попова. Ходил на судах. Учился в Находкинской мореходке. Много бывал в дальних походах и экспедициях. На пенсию ушёл с капитанского мостика спасательного судна «Бдительный».
  Виктор Михайлович ни о чём не жалеет – жизнь сложилась достойно.  Рядом родные и близкие.  И воспоминания о далёкой войне  складываются у ветерана стихами. Трудным блокадным дням в Ленинграде посвящает он эти строки:

« Прошла война, минуло лихолетье,
 Осталась в памяти  горечь утрат,
Погибших чтим и помним поимённо,
Нам не забыть блокадный Ленинград»…



Александр и Вера Измайловы 
(очерк о ветеране был опубликован в СМИ Приморского края)


Рецензии