Художник
Однажды пришел к Радомиру юный Леадар, желавший научиться рисовать и писать картины так же искусно, чтобы заслужить такую же славу. "Бери холст, краски, кисти - и повторяй за мной".
Леадар вскоре научился точнейше копировать всю манеру мастера. Его полотна становились во всем до мелочей похожими на картины Радомира. Затеялась выставка, для которой Радомир написал то, что называл лучшей из своих работ. А Леадар сумел
изобразить такую скрупулезную копию, что даже сами мастер с учеником не могли различить свои работы. Они загадывали всем посетителям выставки одну и ту же загадку: "Где здесь оригинал, а где - копия?" Долго никто не мог разгадать, пока не явился мудрый молодой король Орейдис, чуткий знаток прекрасного. Он пригляделся и безошибочно указал работу Радомира.
- Ваше Величество, как же Вы сумели различить?
- Я заметил, что Леадар - очень старательный ученик. Его копия лишена мелких погрешностей, какие допустил мастер.
- Да, - вздохнул Радомир, обняв ученика, - ты - прекрасный копиист и умный прилежный ученик, но...не художник.
Слышать это было горько, однако Леадар быстро утешился. Он писал копии всех картин мастера, получая за них хорошую плату и похвалы своему усердию, и был доволен.
В некий счастливый день Леадар женился. У его жены родились два сына. Старшего назвали Умрадом, младшего - Деймиром. Как-то раз, гуляя по берегу озера, малыши принялись возить палками по песку. Мать сказала, что это - бесполезное занятие: такие рисунки не сохранятся, ведь ветер или вода с песка все сотрут мгновенно. И старший сын бросил палочку, а младший попробовал заложить проведенные линии-бороздки камешками... Однажды ребята стали черкать камешками с меловым следом по стенам дома. Мать отругала их и предложила другую игру. Умрад, поняв, что так не рисуют, бросил свой камешек и пошел следом за ней. А Деймир был глупым. Он продолжил черкать по доскам и по плоским камням, какими был вымощен двор. Мальчики росли. Умрад выпросил у отца холстину, дощечки для рамок и краски. А Деймир занимался глупостями: рисовал углем, мелом, пером, пальцами на всем подряд: на заборах и стволах деревьев, на стенах домов, на каменных глыбах, на кусках разных тканей и скорняжных шкурках, на кувшинах и плошках...
Леадар привел подросших детей к старому знаменитейшему художнику Радомиру, попросил взять в ученики, предупредив, что один из них послушен, а другой упрям, и что никто не будет в обиде, если мастер возьмет только одного.
- Приди через неделю, брат, - велел художник.
В положенный день Леадар пришел к мастеру и застал рядом с ним Умрада.
- Приветствую, брат! - улыбнулся хозяин, - ты был прав, что только один из твоих детей годится в ученики. Я передам Умраду все секреты моего мастерства и смогу умереть спокойно.
- Да, как скажешь... Мне понятно, что Деймир вырос невыносимо своевольным. Он дерзит, причем не только словом, но и действием наперекор. Он не проявляет уважения и не перенял хороших манер. Ему даже Извечный Обычай - не указ. Но... Ты понимаешь, я все же отец... Ты как-то оценил его старания?
- Нет.
- Радомир, чем же ты советуешь ему заниматься?
- Чем угодно.
- Где мой сын? Ты прогнал его?
- Он ушел сам.
- Значит, из-за упрямства он не сгодился в ученики! Что же с ним будет!- застрадал Леадар.
- Все не так, брат. Я взял Умрада в ученики, потому что из него со временем получится хороший копиист и подражатель. Благодаря ему меня еще долго будут помнить, - Радомир принял гордую осанку и улыбнулся, как царственный лев, возлежащий на возвышении, - А Деймира я ничему не смогу научить, потому что он уже художник! И, если не перестанет трудиться и находить что-то красивое, особенное и нежное - станет тем, благодаря кому меня скоро забудут, - и великий мастер с благоговением мысленно воззрился на возвышение, где вот-вот появится лев.
Свидетельство о публикации №219041100374