C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Истоки теории Раскольникова

Роман " Преступление и наказание" - это спор, полемика Достоевского с   античеловеческими, антихристианскими идеями.

История показывает, что все гаденькие идейки и античеловеческие теорийки приходят в Россию с Запада.

В 1844 году выходит работа немецкого философа анархо-индивидуалистического толка Макса Штирнера "Единственный и его собственность"

Сущность книги Макса Штирнера заключается в следующей философии: «Я сам создал себе цену -  и сам назначаю ее. Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никому, никакой власти в мире. Наслаждение жизнью - вот цель жизни».

Есть основания полагать, что именно из книги Штирнера Достоевский заставил Раскольникова черпать теоретические и нравственные аргументы, оправдывающие «преступление, разрешающее кровь», в том числе и простое уголовное убийство.

В 1855 году выходит книга "Сила и материя" (нем. Kraft und Stoff)немецкого вульгарного материалиста Л. Бюхнера. Состоит из двух частей — собственно работы «Сила и материя» и «Постскриптума». В форме кратких эссе, приводя цитаты и развивая тезисы, Л. Бюхнер рассуждает о таких свойствах и понятиях, как неуничтожимость материи, неизменность и общность законов природы, человек с его душой и мозгом, идея Бога, личные переживания, жизненная сила, животная душа, свободная воля.

Сущность книги в утверждении превосходства материального над духовным.

В 1865 году на русский язык была переведена книга французского императора Наполеона III «История Юлия Цезаря», где развивалась мысль об особом предназначении великой личности и ее неподсудности общим законам.

Люди самых разных биографий, направлений - Белинский, Герцен, Бакунин, Тургенев,
Анненков, Хомяков - свидетельствуют о громадном впечатлении, произведенном ею на юношеские умы и поколение 40-х годов XIX в. В Германии и Западной Европе шум от этой книги улегся очень скоро, в течение двух - трех лет. Однако в России книга Штирнера сохранила свое влияние еще и в шестидесятые годы. Анненков сообщил Тургеневу, что в Москве арестовали трех студентов «за распространение переводов Бюхнера, Стирнера и русских заграничных произведений».

Издатель «Русского вестника» Катков в 1866 году пишет в «Московских ведомостях»: «... появились теперь атлеты революции, атеизма и материализма, пред коими «Колокол» бледнеет. Учащееся юношество предалось умственному разврату во всех его видах и с жадностью бросилось изучать Фейербаха, Макса Штирнера и Бюхнера».

Sapienti  sat .


Рецензии