Оверклейм над Карельским перешейком

На просторах интернета любители авиации не мало обсуждают тему оверклейма летчиков истребителей ВМВ. Я не раз сталкивался, на этих просторах, с мнением наших соотечественников о высоком оверклейме финских истребителей, но нигде не встречал каких либо разборов или статей которые бы детально исследовали эту проблему и доказывали высокий оверклейм, в частности финнов. Но сейчас есть возможность в какой то степени разобраться в этом вопросе и осветить эту тему, разумеется вряд ли будет возможность поставить все точки над и.
Рассматриваемая тема: Воздушные бои над Карельским перешейком, и действия истребителей сторон в частности, в июне 1944 года.
Основной источник сайт: Память народа.

Состав 13й Воздушной Армии:
275 ИАД: 14 ГИАП ( Як- ), 29 ГИАП (Як- ), 159 ИАП (Ла-5), 191 ИАП (Киттихаук,  Ла-5), 196 ИАП (Р-39)
276 БАД (Пе-2): 34 ГБАП, 58 БАП, 140 БАП.
277 ШАД (ИЛ-2):  15ГШАП, 943 ШАП, 999 ШАП, 566 ШАП
281 ШАД (Ил-2): 448 ШАП, 872 ШАП, 703 ШАП
334 БАД (Ту-2): 12 БАП, 132 БАП, 454 БАП
113 БАД (Ил-4): 55 БАП, 815 БАП, 836 БАП, (840 БАП)
283 ИАП (Як-  )
13 РАП
12,49,52 КРАЭ

Боевой состав 2 ГИАК на 9.06.44:
11 ГИАП - 28 Ла-5
26 ГИАП — 27 Як-9
27 ГИАП — 20 Як-9 
102 ГИАП — 25 Р-39
103 ГИАП — 23 Р-39
400 ИАП — 8 Ла-5
401 ИАП — 9 Ла-5
403 ИАП — 5 Р-39
404 ИАП - 16 Як-9

Также в событиях участвовали части из состава ВВС КБФ.

Советским ВВС на Карельсом перешейке, к началу советского наступления, противостояли следующие части противника:

HleLv 24 – 14 Bf-109G-2
HleLv 26 – 18 Brewster 239
HleLv 34 – 16 Bf-109G-6
Всего - 48 истребителей в начале. Но в советских источниках упоминаются столкновения и с таким истребителем как Fokker D.XXI  после начала наземных боев.

Далее, после 16 июня в боях начали принимать участие немецкие авиачасти из боевого соединения «Кухлмеи»:
II./JG 54
I./SG 3
часть  1./NAGr. 5
1./SG 5



Финны одни. Бои над Карельским перешейком в период с 1 по 16.06.44, в которых авиация финнов противостояла ВВС самостоятельно, без помощи немцев.

В период с 1.06 по 8.06.44 воздушные столкновения на Карельским перешейком стали учащаться. В этот период  авиация 13й ВА вела активную разведку оборонительных сооружений финнов, на большую глубину.

2.06.44
В этот день истребители 275 ИАД сопроводили 1 Пе-2 и 10 Ил-2 на фотографирование позиций финнов над Карельским перешейком.
Летчики 275 ИАД провели 4 в/боя в которых заявили сбитым 1 ФВ-190.  Бои шли по прежнему и на Нарвском направлении. Есть сведения об одном бое на этом направлении: группа «Киттихауков» из 191 ИАП провела не удачный поединок с  3./JG 54, по итогам которого 1 Р-40 мл.л-та Гусева был подбит, а 1 Р-40 мл.л-та Юркова сбит,  летчик погиб. По одной победе заявили Киттель и Мисснер:

02.06.44 Ltn. Otto Kittel 3./JG 54 LaGG-3 ; 80 714: at 2.500 m. 10.21
02.06.44 Ofw. Helmut Missner 3./JG 54 Curtiss P-40 ; 80 840: at 600 m. 10.25
Без сомнения Юркова сбил последний. Советские летчики заявок на победы не делали.

Над Карельским перешейком был по крайней мере один бой. С финской стороны его вели летчики HleLv 24, которые заявили 3 победы, в период вылета 13.45–14.50, над Ла-5ми. По нашим данным 4 Як-7б 283 ИАП сопровождали 1 Ил-2 72 ОКАЭ на разведку над Карельским перешейком. 4 Ме-109 финнов атаковали Ил-2 и пару непосредственного прикрытия. Ударная пара находившаяся выше, в составе лейтенантов Холодова и Иванова контратаковала противника. Одна пара Ме-109 ушла в облачность, Холодов настиг ведомого Ме-109 в облачности и дважды его атаковал, подбитый "Мессер" пошел со снижением и после третьей атаки Холодова, с дистанции 100 метров, был сбит. Финны потеряли Bf-109G-2 MT-204, летчик лейтенант Херрала (Luutn Heikki Herrala) погиб.

3.06.44
В период времени вылета с 11.20 по 12.15  финский ас Ханс Винд (Kapt Hans Wind, HleLv 24) заявил одну победу над ЛаГГ-3 в районе Кивенаппа (Kivennapa-Valkeasaari ) С кем Винд воевал пока не ясно, по итогам дня в 13 ВА не отмечено встреч с противником и потерь также. 2 ГИАК ПВО также, по имеющимся сведениям,  в/боев не вел и потерь не имел.  Возможно Винд столкнулся с летчиками из ВВС КБФ, хотя сомнительно, что они могли оказаться в том районе.
 
4.06.44
В этот день документы 13 ВА и 2 ГИАК ПВО не отмечают каких либо в/боев и потерь.
Но финские истребители из  HleLv 24 отличись и в этот день, в вылете, который проходил в период с 09.15 по 10.00 , они заявили сбитыми 3 Ла-5, два из них в районе Кронштадта. Финны, по нашим данным в составе 4 Ме-109х, сражались с четверкой Ла-5 10 ГИАП ВВС КБФ, эскортировавших корректировщик Ил-2, далее к ним присоединились еще 6 балтийских Ла-5, вылетевших на поддержку. Ни каких потерь "Лавочкины" в этом бою не понесли, и победных заявок не сделали.

6.06.44
В этот день летчики 13 ВА продолжали разведку и фотографирование финских позиций Карельского перешейка. Финские истребители оказывали противодействие и ЖБД 13 ВА отмечает, что было проведено 2 в/боя и заявлено сбитыми 1 Ме-109 и 1  ФИАТ-Г-50, без потерь со своей стороны. Нужно добавить, что летчики 2 ГИАК ПВО не вели боев и не имели потерь в этот день.
Истребители из  HleLv 24 заявили в утренних вылетах этого дня 5 побед над истребителями, они заявили - 2 Аэрокобры, 2 Ла-5 и 1 ЛаГГ-3, также без потерь со своей стороны. Судя по местам заявок на победы, бои постоянно шли в глубине финской территории.
По итогам дня финны выиграли у  нас в оверклейме со счетом 5 : 2, так как, судя по всему, стороны в этот день потерь не понесли.
В этот день части 275 ИАД, в частности 14 и 29 ГИАПы производили перебазирование с аэродромов Нарвского направления на аэродромы Карельского перешейка.

7.06.44
В течение дня продолжалась разведка и фотографирование на Карельском перешейке. Число проведенных в/боев летчиками 13 ВА увеличилось, состоялось 4 в/боя, в которых заявлено сбитыми 5 самолетов противника: 2 Ме-109, 3 БРУСТЕРа. Свои потери 1 Р-39 сбит в в/бою.
Летчики 196 ИАП в составе 8 Р-39 в период 11.45-12.55 прикрывали разведчик Пе-2, который совершал глубокий разведывательный рейд вплоть до Выборга. Летчики наблюдали взлет 6 Ме-109 и 6 «Брустеров», которые позже связали боем пару к-н Билюкин — мл.л-т Гаврилов. Один Ме-109 зашел в хвост Гаврилову, который выходил из под удара на вираже, но был подбит. Билюкин отсекая от ведомого (который уже дымил и шел на снижение) Ме-109й, атаковал его на лобовых длинной очередью. «Мессер» резко снижаясь вышел из боя и как написано в источнике: «преследуя его К-н Билюкин на земле расстрелял «спасшегося» летчика». Оставшись один Билюкин еще выдержал в/бой с 6 «Фиатами», от которых оторвался с набором высоты, получил пробоину от снаряда в плоскость.
Три «Кобры», из этой группы, во главе с к-ном Подороский вели в/ бой с 4 Ме-109 (я делаю вывод, что пара из шестерки Ме-109х вела бой с парой Билюкина). Бой продолжался на всем маршруте отхода от Выборга до Левашово. Все атаки истребителей противника были отбиты и к-н Подороский заявил сбитым 1 Ме-109 в р-не Левашова, места падения которого победитель не наблюдал, но подтвердила земля. Сковывающая (верхняя) пара командира полка м-ра Чиркова (ГСС 24+9) также вела бой. Ведомый Чиркова мл.л-т Мандрыкин потерял своего ведущего и майор дрался один с превосходящими силами противника, расстрелял весь свой боезапас и заявил сбитыми 3 «Брустера», таким образом Чирков сражался только с «Брустерами» возможно до шести единиц. Не смотря на то, что бой проходил без свидетелей и в глубине территории противника (высота боя доходила до 30 метров) Чиркову официально засчитали все три победы.
Потери в этом бою составили 1 «Аэрокобра», мл.л-т Гаврилов был подбит и совершил вынужденную посадку в 8 км. южнее Выборга.
Противниками 196 ИАП были «Мессершмитты» из HleLv 24 и судя по всему «Брустеры» из HleLv 26. Последние побед не заявляли и потерь не имели, а вот летчики HleLv 24 заявили в период с 11.05 до 11.55 четыре победы над истребителями: 2 Р-39 и 2 Ла-5.  В бою  HleLv 24 потеряла 1 Ме-109 МТ-225 который, по данным финнов, был уничтожен в результате столкновения с «Аэрокоброй». Летчик «Мессера» Вильо Кауппинен (Viljo Kauppinen) был ранен. Судя по нашим данным, можно предположить, что после лобовой с Билюкиным  Кауппинен подумал, что произошло столкновение, а на самом деле была точная очередь. И кажется не получается, что Билюкин безжалостно расстрелял летчика, а получается, что он расстреливал сидевший на земле после вынужденной Ме-109, так как Кауппинен остался в живых.  На этом боевая карьера  этого аса, добившегося 9,5 побед, завершилась и более он в боевых действиях не участвовал.
В общем без сомнений реальную победу с нашей стороны одержал Билюкин Александр Дмитриевич будущий ГСС-2.11.44, АС с 21+2 победами на счету, воевавший с июня 1941 года.
Мл. л-та Гаврилова сбил кто -то из этих двух пилотов: Урхо Сарджамо  (Urho Sarjamo) или Тапио Ярви  (Tapio J;rvi), которые заявили сбитыми «Кобры», хотя не исключена возможность, что они оба отстрелялись по самолету Гаврилова и это по сути групповая победа.

8.06.44
В этот день авиация 13 ВА действовала примерно в том же режиме, что и в предыдущий день, осуществляла разведку войск противника на Карельском перешейке. Но финские истребители, на этот раз, не появились в воздушном пространстве и боев не было.

9.06.44
С утра этого дня началось авиационное наступление 13 ВА, ударная авиация армии наносила массированные удары по оборонительным сооружениям, железнодорожным узлам и прочим объектам  финнов. Всего летчики армии совершили в этот день - 1173 б/вылета из них 556 вылетов  бомбардировщики.
По итогам дня было проведено 7 в/боев (по ЖБД 275 ИАД - 9) в которых заявлено 9 побед, все девять побед заявлены летчиками 275 ИАД, заявлены были: 6 Ме-109, 2 «Брустера», 1 ФД-21 (по данным ЖБД 275 ИАД: 4 Ме-109, 4 ФИАТ, 1 ФД-21)
Потери армии составили по ЖБД составили 5 самолетов: 1 Ту-2 не вернулся с б. задания, 1 Ту-2 взорвался при посадке на своем аэродроме, 3 Ил-2 сбиты З/А.
Финны не подтверждают таких заявок советских пилотов, известно лишь, что 1 Brewster BW-377 совершил вынужденную посадку, будучи подбит в в/бою, но позже самолет был восстановлен.
Финские истребители также не поскупились на заявки, HleLv 24, HleLv 26, HleLv 34 всего заявили 10 побед: 1 Пе-2, 3 Ил-4, 4 Ла-5, 2 Р-39.
Судя по всему на счету финской ИА не вернувшийся 1 Ту-2. Вероятно реального успеха добилась группа воюющая на устаревшей технике  HleLv 26, летчики этой группы заявили 1 Пе-2 и 2 Ил-4. Пе-2 заявил летчик Lauri Mattsson,  вероятно он спутал Пе-2 с малознакомым Ту-2. Но окончательно точки над и можно поставить только узнав время вылета группы Ту-2, в которой была потеря.
Также из трех потерянных «Илов», один можно отнести на счет финских истребителей, так как 1 Ил-2 703 ШАП 281 ШАД летчика л-та Егорова П. С. был сначала подбит З/А, а потом атакован истребителем противника, опознанным как ФВ-190. В результате полученных дополнительных повреждений, самолет был разбит на вынужденной посадке на своем аэродроме. Так как Егоров оторвался от преследователя и долетел до аэродрома — то видимо по этому финский истребитель и не заявил победу, вполне честно, в отличии от многих своих коллег в этот день.
Таким образом финские истребители одержали в этот день две реальные победы, при чем из 10 заявленных подтверждается только - 1 и то нуждается в уточнении. Советские истребители уступили финским,  из 9 побед ни одна не подтверждается.

Есть дополнительные сведения по этому дню, говорящие о том, что данные 13 ВА о потерях за этот день далеко не полны. У финнов в плену в этот день оказались члены экипажа одного Ил-4 из 55 БАП 113 БАД: Летчик Балашов П.Н., штурман Приходько А.А., стрелки Марченко Ф.Р., Серебряков А.П.
Также в финском плену оказались два члена экипажа Ил-4 из 836 БАП той же дивизии: летчик Федоров Т.С. и штурман Корышев А.А.
Финны, по мимо трех заявок на Ил-4 истребителей, еще заявили 3 Ил-4 сбитыми огнем З/А. Таким образом на счет финских истребитеелй можно отнести гибель в этот день еще по крайней мере 2 Ил-4.
Еще финны взяли в плен летчика Ил-2 Обидина Н.Н. из 52й ОКАЭ, который был сбит огнем З/А.
 
10.06.44
Части 13 ВА произвели в этот день 901 с/вылет, провели 7 в/боев в которых заявлено сбитыми 13 самолетов противника: 5 Ме-109, 5 «Брустер», 2 ФИАТ,  1 ФВ-190. Из них 3 Ме-109 заявили летчики 102 ГИАП 2го ГИАК ПВО, остальные летчиками 275 ИАД.
Свои потери по ЖБД 13 ВА: 1 Ту-2, 1 Ил-4,  3 Ил-2 сбиты З/А, 1 Ту-2, 1 Ил-2, 1 Як-9 сбиты в в/боях, 1 Ил-2 не вернулся с боевого задания, всего 9 самолетов.

В период 7.36-8.48 пара Як-9 из 14 ГИАП прикрывала 6 Ту-2. (Эту шестерку должна была прикрывать еще одна пара «Яков», но она присоединилась к другой группе.) На обратном маршруте от цели группу атаковали в общей сложности 8 «Брустеров». В бою паре к-н Зеленов — мл.л-т Головин удавалось отстаивать подопечных бомбардировщиков от атак с задней полусферы и даже заявить сбитыми 2 «Брустера», каждый по одному. Но еще одна пара «Брустеров» внезапной атакой из облачности спереди снизу сбила 1 Ту-2 и опять ушла в облачность. Успешную атаку, судя по всему, осуществил  летчик из HleLv 26  Вайно Каупи (V;in; Kauppi), который заявил сбитым 1 Пе-2 в период с 6.30 до 7.40 по финскому времени,  и опять финский пилот не опознал точно самолет  противника. Зеленов и Головин реальных потерь противнику не нанесли, так единственный потерянный в этот день «Брустер», был сбит значительно позже по времени.
  Надо заметить, что воюющие на современной технике летчики HleLv 24 и HleLv 34 в этот день заявили сбитыми 6 Пе-2 и 2 Ту-2, из них только 1 Ту-2 заявил летчик из  HleLv 34, остальные  HleLv 24. И эти заявки финских Ме-109х не подтверждаются нашими данными, в отличии от заявки пилота воевавшего на устаревшем истребителе.
 Потерь «Пешки» в этот день не понесли, 276 БАД отмечает  успешное отбитие атак истребителей противника огнем стрелков и штурманов. Правда 1 Пе-2 был поврежден З/А и произвел вынужденную посадку на аэродроме Сосновка, три члена экипажа получили ранения.
Также не следует исключать, что потерянные по нашим данным от З/А 1 Ту-2 и Ил-4, могли быть жертвой ИА. Это можно уточнить при установлении времени потерь.
Всего финские истребители заявили в этот день 16 побед, из них только 5 истребителей: 3 Ла-5 и 2 Р-39. На «Яки» заявок нет, но финны могли и перепутать модификацию. К какой части принадлежал сбитый в в/бою Як-9 не ясно, 275 ИАД безвозвратных потерь не имела. Возможно сбитый Як-9 принадлежал 283 ИАП или разведчикам, но я склоняюсь к другому мнению. 1 Як-9 был потерян 27 ГИАП 2 ГИАК, но он был потерян от З/А по данным корпуса и возможно в ЖБД 13 ВА он почему то, по не уточненным предварительным данным, записан как сбитый в в/бою.
Что касается потерь «штурмовиков», то в отчетах штурмовых дивизий причины потерь всех пяти «Илов» относятся к действию З/А противника и сведения о том, что 1 Ил-2 сбит в в/бою есть только в ЖБД 13 ВА. У финских истребителей есть только одна заявка на Ил-2 в этот день, отличился лучший ас финской ИА Юутилайнен (Ilmari Juutilainen ) . Кстати он заявил в этот день победу и над 1 Ту-2, время которой соотносится со временем реальной потери одного Ту-2 от ИА по нашим документам, но в описании боя в наших документах четко пишется, что сбил Ту-2 именно «Брустер».
За недостатком деталей будем считать, что Юутилайнен сбил 1 Ил-2, так как изучая историю войны в воздухе во ВМВ, я пришел к выводу что в авиации всех воюющих сторон можно наблюдать не большую тенденцию перевода потерь из графы: от ИА,  в графу от З/А. Или когда самолет был подбит сначала  З/А а потом подбит ИА или наоборот, то в отчетности причину потери чаще всего относил к действию З/А.
Подводя итоги 10 июня можно отметить, что из 16 побед финских истребителей, подтверждается только две: 1 Ту-2 и 1 Ил-2, и по последнему нужно уточнение, и есть еще вопрос по 1 Як-9.
Из советских - 13 заявок на победы, подтверждается только одна: в в/бою был сбит истребителями 1 «Брустер»BW-365, переменчивость фортуны испытал на себе Вяйно Кауппи ( V;in; Kauppi  ), который как я пришел к выводу выше, добился реальной победы в этот день, в предыдущем вылете,  над — Ту-2. Кауппи спасся, выпрыгнув на парашюте. Его сбил какой-то истребитель из 275 ИАД.

11.06.44
Активность в воздухе в этот день значительно уменьшилась из-за погодных условий. Было проведено только 2 в/боя и заявлено в них сбитыми 3 ФИАТ-Г-50. Финские истребители в этот день потерь не имели и побед не заявляли.
В ЖБД 13 ВА не отмечается потерь, но по данным 277 ШАД потеряно 2 Ил-2, а по данным 281 ШАД потерян 1 Ил-2. Интересно, что в ЖБД 277 ШАД пишется, что 1 Ил-2, летчик л-т Щенявин, стрелок сер-т Измаганбетов по наблюдениям экипажей сбит истребителями противника в районе Пухтола, а в отчете за месяц эта потеря записана уже как  от действия З/А и в районе Териоки. Могу предположить, что в отчете записаны уточненные данные по месту и причине потери. Но не исключено что над перешейком действовали еще какие то истребители финнов не из 24, 26, 34 групп. Остальные два «Ила» были сбиты З/А.
 Финны потеряли в этот день 3 Do-17 от огня З/А.

12.06.44
Также как и в предыдущий день погода была плохая в этот день и активность в воздухе была ограничена. Летчики 13 ВА произвели 323 самолетовылета из которых все кроме одного произвели истребители и штурмовики. Проведено 3 в/боя в которых заявлено сбитыми 4 самолета противника: 2 ФИАТ, 1 ФД-21, 1 Ме-109.
Потери: был сбит З/А 1 Ил-2 из 277 ШАД.
В этот день финны признают потерю 1 «Брустера» из HleLv 26. “Брустер» BW-374 был сбит в в/ бою советскими истребителями в районе Териоки, летчик Таисто Маттила (Taisto Mattila) погиб.
Увы пока для меня не ясен автор этой победы с нашей стороны, возможно даже победитель не из 275 ИАД и не из 2 ГИАК ПВО точно.

13.06.44
В этот день 13 ВА увеличила свою активность, всего было произведено 593 с/вылета, было проведено 5 в/боев в которых заявлено сбитыми 6 самолетов: 1 Ю-88, 1 Ме-109, 3 ФИАТ, 1 «Брустер».
Свои потери составили: 1 Ил-2 из 277 ШАД был сбит огнем З/А и 1 Як-9 из состава 2 ГИАК ПВО также был сбит зенитками.
По данным ЖБД 2го ГИАК ПВО летчики корпуса заявили сбитыми в ночное время 2 Ю-88. Есть сведения, что финны в это же время потеряли не вернувшимся 1 "Бленхейм" BL-202. Вероятно его сбил летчик 26 ГИАП гв. лейтенант Рохманов, отмечается, что бомбардировщик который он атаковал взорвался в воздухе.
Из истребительных групп финнов отчиталась о победах только  HleLv 24, летчики группы заявили 8 побед: 7 Пе-2 и 1 Р-39. Особенно разошелся ас Финляндии № 2 Ханс Винд, который заявил 4 Пе-2х. С кем так жарко воевали Винд со товарищи не ясно, так как ни каких потерь  «Пешек» и «Кобр» части 13 ВА и 2 ГИАК ПВО не понесли. В 276 БАД не отметили противодействия ИА противника. Возможно Винд и компания воевали с самолетами из 334 БАД, ошибочно опознав своего противника как Пе-2. В любом случае потерь Ту-2е, по имеющимся сведениям, не понесли.
Заявки на победы советских летчиков так же не находят подтверждения, в сведениях о потерях с финской стороны.

14.06.44
Активность авиации 13 ВА была очень высока в этот день, было произведено 1431 с/вылет. В 6 в/боях было заявлено сбитыми 8 самолетов: 1 ФВ-190, 2 Ме-109, 3 БРУСТЕР, 2 Бристоль-Бленхейм. Интересно, что в отчете 275 ИАД пишется о 10 в/боях и заявлено по итогам дня сбитыми 13 самолетов: 2 Хе-111, 4 Ме-109, 2 ФВ-190, 3 БРУСТЕРА (еще 2  Бристоль-Бленхейма на счету истребителей 2 ГИАК ПВО)
В итогах в/боев в ЖБД 13 ВА пишется о 5 потерянных самолетах: 2 Ил-2 сбиты огнем З/А, 2 Ил-2 и 1 Ла-5 не вернулись с боевого задания. Однако выясняется, что эти данные не совсем точны и несколько уменьшены.
 4 Ла-5 159 ИАП, ведущий л-т Гречка в период 20.20-21.35 вели в/ бой с 6 Ме-109. В ходе боя Гречка пошел с набором высоты, за ним пошел ведущий второй пары мл.л-т Васильев, а два ведомых остались внизу, видимо перепутав номера самолетов. Имея превышение Гречка начал преследовать одного Ме-109 и в конечном итоге сбил его. Пара ведомых младших лейтенантов Евдокимов и Чилик(?), оставшихся  внизу, была внезапно атакована с кабрирования парой Ме-109. В результате Евдокимов был сбит, самолет врезался в землю и он погиб, а Чилик вышел из под удара дважды сваливаясь в штопор. 
Эта группа 159 ИАП вела бой с группой из состава  HleLv 34 и победителя можно опредлить  очень точно, так как в это время была только одна заявка со стороны финской ИА. Евдокимова сбил опытный ас, воевавший в зимнюю войну, капитан Олли Пухакка (Olli Puhakka 42 победы, № 6 в списке финских асов) заявивший сбитым 1 Ла-5 в период вылета 19.45–20.45. Потерь в этом бою финны не признают.
Также в этот день был сбит в в/бою еще 1 Ла-5 из состава 159 ИАП, самолет был разбит, летчик мл.л-т Бебко остался жив, но был ранен. Всего финские истребители заявили в этот день сбитыми 7 «Лавочкиных», включая заявку Пухакки. Так как все остальные шесть заявок на Ла-5е были примерно в одно время и за не достатком данных, определить кто из финнов добился реальной победы пока не представляется возможным.
Финские истребители тоже понесли потерю в этот день, пропал без вести в боевом вылете летчик HleLv 34  Paavo Saarni ( время вылета 11.30). И скорей всего его потеря связана тоже с противоборством с 159 ИАП, 4 Ла-5 полка во главе с капитаном Богатыревым в период 11.50-13.00 провели воздушный бой с 2 ФВ-190 и 4 Ме-109. По итогам боя советские летчики заявили сбитыми 1 ФВ-190 и 2 Ме-109, первого заявил Богатырев (воевал с июня 1941), два последних ст.л-т Титов ветеран полка, воевавший в нем с июня 1941.
Всего финские истребители заявили 14 июня — 19 побед: 7 Ла-5, 7 Р-39, 1 Ил-4, 4 Ил-2.
Потерь в «Кобрах» советские истребители не понесли, но финским истребителям удалось впервые с начала наступления (9 июня) нанести реальные потери советским истребителям — сбить 2 Ла-5.
Также финские истребители заявили 4 Ил-2, но советские документы отрицают потери от действия истребителей. Все 4 Ил-2 потеряны были от огня З/А. Каждая дивизия  «Илов» потеряла по два самолета, при чем 2 Ил-2 703 ШАП  281 ШАД были потеряны в результате столкновения, один из них был подбит огнем З/А и столкнулся с другим.
 В 277 ШАД отмечается о трех случаях противодействия «штурмовикам» истребителей противника,  и во всех случаях атаки были отбиты стрелками и прикрытием. 1 ИЛ-2, летчик мл.л-т Андреев был подбит МЗА и,  по наблюдениям экипажей, произвел вынужденную посадку на занятой противником территории в районе Каннельярви. Другой Ил-2, летчик мл.л-т Зайцев, был подбит МЗА и разбит на вынужденной посадке на своей территории, летчик был ранен, стрелок погиб.
Из 9 заявок советских истребителей на истребители противника, подтверждается только одна, что касается бомбардировщиков то по ним данных у меня нет. Можно добавить, что вечером группа «Кобр» 103 ГИАП 2 ГИАК ПВО встретила 3 «Бристоль-Бленхейма» и два из них сбила, один из которых по описанию взорвался в воздухе.

15.06.44
13 ВА произвела в этот день 925 с/вылетов, было проведено 4 в/боя в которых было заявлено сбитыми 9 самолетов: 2 Ю-88, 3 Ме-109, 1 ФИАТ, 3 БРУСТЕР.
Финские источники не подтверждают ни одну из этих заявок на победы. Есть только сведения, что один финский Ю-88 JK-264 разбился после возгорания двигателя. Связано ли это как-то с боевыми действиями остается вопросом. Также возможно бои велись с немецкими Ю-88 разведчиками.
Потери 13 ВА составили 8 самолетов: 2 «Аэрокобры» 196 ИАП столкнулись в воздухе и разбились, 1 Ла-5, 3 Ил-2, 1 Пе-2 были сбиты огнем З/А, 1 Ил-2 был потерян от возгорания на пути к цели. Таким образом только 5 из 8 потерь — боевые.
Финские истребители заявили 3 победы: 1 Р-39, 1 Ил-2, 1 Пе-2.
Пе-2 из состава 276 БАД потерь не имели, встреч с ИА противника также. Потерянный Пе-2 вероятно из разведывательной части и имеет ли претензия финнов на его сбитие какие то основания — остается пока вопросом.
159 ИАП в этот день сильно не повезло, был сбит огнем З/А опытный летчик, воевавший с июня 1941 Богатырев С.Я. имевший на счету 13+1 побед.
Документы 277й и 281й ШАД говорят о потерях 3х «Илов» сугубо от огня З/А, но  все же финскую заявку на Ил-2 пока нельзя отвергать окончательно, так как есть совпадение по месту. По данным 277 ШАД 1 Ил-2, летчик мл.л-т Быков, стрелок рядовой Арташов, при штурмовке автомашин противника, в р-не Кутерселькя, был сбит прямым попаданием снаряда МЗА. Ханс Винд заявил сбитым 1 Ил-2 также в районе Кутерселькя в утреннем вылете в период 08.35-09.35.
Таким образом будем придерживаться пока данных советской стороны о причинах своих потерь.
Штурмовая авиация Балтийского флота в этот день активно поддерживала наступление советских войск на Карельском перешейке, при этом зенитная артиллерия финнов сбила 1 Ил-2 из 8 ГШАП флота в период штурмовки с 18.08 до 18.18.


16.06.44
В следствии ухудшения погоды, части 13 ВА вели боевые действия ограничено, выполнили только 223 с/вылета. В 2 в/боях было заявлено сбитыми 4 БРУСТЕРА, вели бои похоже только «штурмовики», финны потерь в БРУСТЕРАХ не подтверждают.
Потери составили 2 Ил-2 сбиты огнем З/А и 1 Ил-2 сбит в в/бою.
Группа 4 Ил-2 703 ШАП 281 ШАД в районе цели была атакована 4 Ме-109 и 4 «Брустерами». Четверка «Мессершмиттов»  настойчиво атаковала ведущего группы «Илов» капитана Графова В.И. Стрелок Графова Агафонов при первой атаке противника сбил 1 Ме-109. Далее тройка Ме-109 вторично атаковала самолет ведущего, стрелок уже огонь не вел, видимо был убит. В этот момент ведомый мл. л-т Белоус довернул самолет влево и с дистанции 150 м. открыл огонь по 2 Ме-109 и одного из них сбил. 1 Ме-109 продолжал преследовать Ил-2 Графова, который на свой аэродром не вернулся. В конечном итоге на «Иле» были перебиты рули и он потерял управление, Графов спасся выпрыгнув на парашуте и через 9 дней вернулся в часть.
В дальнейшем бою «Брустеры» преследовала тройку Ил-2, и стрелки и летчики последних заявили сбитыми еще 2 «Брустера».
В этом бою летчики-штурмовики 703 ШАП сражались с истребителями из  HleLv 34, которые совершали перебазирование на другой аэродром и были по радио нацелены на ведущих штурмовку «Ильюшиных ». И в этом бою летчикам «Илов» 703 ШАП удалось нанести реальную потерю своим противникам, был сбит 1 Ме-109 MT-420  капитана Лаури Пекури ( Lauri Pekuri  ). Как позже вспоминал Пекури, в очередной своей атаке, он получил сильный удар в двигатель, который задымил и потом загорелся. Пекури спасся на парашуте и попал в плен, на этом война для этого аса, добившегося 18,5 побед закончилась.
Всего по итогам боя стрелки и летчики 703 ШАП заявили сбитыми 2 Ме-109 и 2 «Брустера», финские истребители были более скромны и ближе к истине и заявили сбитыми - 2 Ил-2, один пошел на счет не вернувшегося Пекури, второй заявил Анти Тани  (Antti Tani). И судя из описания боя, скорей всего оба они атаковали один самолет Графова.
Таким образом бой между «Илами» и Ме-109ми закончился в ничью, обе стороны потеряли в в/бою по одному самолету.

Всего в итоге с начала июня по 16 июня, то есть за период в котором советской 13 ВА противостояли только финские ВВС, стороны понесли такие потери:

Части 13 ВА (включая 2 ГИАК  ПВО) потеряли по боевым причинам 36 самолета на Карельском перешейке: 23 Ил-2, 3 Ту-2, 3 Ил-4, 1 Пе-2, 3 Ла-5, 2 Як-9, 1 Р-39.
Из этого числа сбиты в в/боях истребителями более менее точно — 8 самолетов, плюс очень вероятно сбили истребители 2 — 3 самолета, максимум финские ИА могут претендовать на сбитие 11 самолетов, мое мнение — 10.
По датам это выглядит так:
7.06.44 — 1 Р-39
9.06.44 — 2 Ил-4, 1 Ил-2, 1 Ту-2, при этом по последнему не все окончательно ясно.
10.06.44 — 1 Ту-2, 1 Ил-2 ( по 1 Як-9 много вопросов, скорей всего З/А), по Ил-2 также не все окончательно ясно.
14.06.44 — 2 Ла-5
16.06.44 — 1 Ил-2

Финские истребители из  HleLv 24,  HleLv 26,  HleLv 34 с 1 по 16 июня всего заявили 72 победы, из которых подтверждается 10 самолетов, подтверждается в общем 1 из 7 побед.
Если по некоторым ударным самолетом все не до конца ясно, то по истребителям все выглядит так: на 41 заявку на истребители — подтверждается только 3, подтверждаемость  - 1 из 13/14.

Финские ВВС потеряли за тот же период в боях 9 самолетов (известных мне): 4 Ме-109, 2 «Брустера», 3 Do-17, из них все 6 истребителей сбиты в в/боях.
Интересно, что советские летчики заявили за тот же период, почти тоже число побед — 71, так как сбито в в/ боях только 6 самолетов финнов, то на 1 реальную победу приходится 11/12 заявок (11,8). Если брать только заявки истребителей то на 5 потерь от них, приходится 64 заявки, подтверждаемость 1 из 12/13 (12,8).


Рецензии
Нашлись дополнения по 2 июня.
4 Як-7б 283 ИАП сопровождали 1 Ил-2 72 ОКАЭ на разведку над Карельским перешейком. 4 Ме-109 финнов атаковали Ил-2 и пару непосредственного прикрытия. Ударная пара находившаяся выше, в составе лейтенантов Холодова и Иванова контратаковала противника. Одна пара Ме-109 ушла в облачность, Холодов настиг ведомого Ме-109 в облачности и дважды его атаковал, подбитый "Мессер" пошел со снижением и после третьей атаки Холодова, с дистанции 100 метров, был сбит. Летчик лейтенант Херрала (Luutn Heikki Herrala) погиб.

Дмитрий Марченко 2   24.07.2019 20:08     Заявить о нарушении