Воспоминания о волейболе и Красногорске

"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным." (1-е Коринфянам 9:24-27)

     *****

Привет спортсменам! Особенно волейболистам!

Люблю спорт, особенно волейбол... Вспомню здесь игры, связанные с Красногорском.

Физкульт-привет!

     - Соревнования по комбинату -

Я уже был студентом ТашПИ. Приехал как-то в Красногорск. Приближалось соревнование по волейболу по комбинату. Наш посёлок был небольшой, но волейбольная команда была сильной. Волейбол любили...

Мужики спросили - смогу ли я помочь? Получалось: то ли были каникулы, то ли праздники. Я очень любил игру в волейбол, но не в ущерб учёбе. Было правда одно "но", я уже был прописан в Ташкенте и не имел права играть за Красногорск...

Капитан команды, энергичный мужчина, сказал, что это не проблема. Он возьмёт паспорт у своего коллеги-шахтёра "и все дела...".

Я посмотрел на фото в паспорте - квадратная, курчавая голова. А я тогда был худющим с треугольной головой, углом вниз. Да и кудрей у меня никогда не было, разве что были волосы волнистыми, когда были длинными.

Не проблемa - говорит никогда не унывающий капитан - поменяй фотографии на паспортах...

Уже прошло лет 50, думаю, что можно рассказать и о некоторых тайнах или вещах, которые были незаконными или нехорошими.

Короче, сел я на кухне и стал переклеивать фото со своего паспорта в паспорт кудрявого, с квадратной будкой. Тут заходит мама... Что тут было?... Пришлось переклеивать назад.

Паспорт всё равно сработал, меня приняли за красногорца. Мы хорошо отыграли и понравились болельщикам. А мне всё кричали - давай "десятка"! 10 - был номер на мой футболке (волейболке).

Оставалась ещё одна игра на следующий день и домой. Поэтому мы решили заранее отгулять...

У нас были лишние талоны на питание, на них мы, хорошо откушав, взяли водку. И пошли навеселе на танцы.

Если откровенно, танцы, танцплощадку я не любил. Там были часто подвыпившие, плохого поведения ребята, мужики. Они приходили собственно не потанцевать, а подраться.

Помню в Красногорске сам был свидетелем, когда на танцплощадке одного невинного парнишку ударили в грудь ножом и чуть было не убили. Рана была у самого сердца.

Но, подвыпившему и море по колено... Мы с одним из нашей команды "разбили" двух танцующих подружек и познакомились, танцуя.

Натанцевавшись, решили их проводить домой. Город был мне незнакомый, но как же "кавалерам" иначе?

Должен сказать, что подобная история никогда не случится с молодыми людьми из нашей церкви. Они очень хорошо знают, что говорит Библия о поведении молодых людей противоположных полов. И следуют этому...

Так наш пастор говорит, что в молодости у него было одно желание - чтобы его первый поцелуй был с его женой на всю жизнь. И это желание исполнилось. Бог дал им 7 детей, которые всем сердцем служат Господу. Прекрасно! Не правда ли?

С нашей молодёжью регулярно проводят беседы на эту тему. А перед свадьбой они должны прочитать пару познавательных книг о роли мужа и жены. Так что, создавая новую семью, они прекрасно знают на что идут. У нас много счастливых молодых семей. Как радостно это видеть.

Меня же этому не учили ни дома, ни в школе. Было не принято. Хотя и семья и школа были хорошими. А чему может научить улица?

Короче, пошли мы их провожать. Одна пара впереди, а мы сзади. За нами увязались человек 10 молодых мужчин, похоже обкуренные. Идут не совсем рядом, но явно за нами.

Интересно - говорю - кто такие? А она - я их знаю. Их заводила мой бывший друг. Я с ним больше не хочу иметь ничего общего. Он только вчера вышел из тюрьмы, так что сегодня вряд ли нам что-то грозит...

Она была права, они со временем куда-то пропали.

Подружки зашли коротко домой и мы пошли на какую-то свадьбу у их соседей. Погуляли довольно долго, но дорогу назад нашли каким-то чудом. Это был спортзал какой-то школы, где наша команда остановилась.

У других была ночь также коротка...

На следующий день мы все были "не в форме" и отыграли неважно. Меня пытались болельщики поддержать: давай "десятка"! Запомнили, что я в эти дни хорошо поработал над сеткой.

Я старался, но разбег не был таким стремительным, прыжок был не таким высоким, как я предполагал. Да и удар не столь резким и неожиданным, как раньше. Я не понимал почему, но, думаю, что вам, да и мне теперь, ясно почему. Ночью нужно спать, а не гулять...

P.S.: Это было в Табошаре или в Чкаловске (см. фото). Не помню точно где. У меня осталась грамота от ДСО Таджикистана за 3-е место в соревнованиях.

Один из нашей команды был небольшого роста, да и мой рост (183 см) для волейболиста маленький. Он рассказал мне, что в одной из игр на этом соревновании так высоко раз подпрыгнул, для удара по мячу, что в первый раз в жизни увидел всё поле противника. И удар был замечательным! В пустое место... (на фото он на подаче). Некоторые мгновения запоминаются на всю жизнь... Я на фото стою справа.

     - Чирчик, волейбол и не только -

Жаль, что у меня память плохая и я плохо помню даже тех, кто был на один год старше или младше меня. Даже школьников параллельного класса помню плохо.

У меня было несколько друзей-одноклассников и мы интенсивно проводили время вместе. К тому же у меня было много увлечений и это полностью заполняло каждый день...

А вот, однако, помню некоторых, которые были на 2 года старше: Заверя, Кузя, Гучя, Божий - были их клички, Слава Петрушин. Кто их знает - тот узнает и по кличке.

Видимо от них я научился любить волейбол. Они были хорошими волейболистами. А когда они ушли, наш класс перенял первенство школы по волейболу. У меня сохранилась грамота о том, что наш класс 9"А" занял 1-е место в школе... и до конца это место держал.

Заверя (Виктор Заверюха) был у нас один год физруком в школе и тренером по волейболу, видимо он не поступил в первый год в институт. Именно под его предводительством мы (мне тогда было 15-16 лет) хорошо отыграли соревнования между школьниками по волейболу в Чирчике. Мы были там несколько дней...

Особенно запомнилась мне игра с г. Алмалык. По сравнению с Красногорском это был большой город. У них была сильная волейбольная команда. Да и выглядели они более спортивно, чем мы, как настоящие спортсмены.

Шансов у нас не было... Однако, я был в очень хорошей форме и хорошо отыграл в нападении. Проходил любой блок, даже двойной. Команда Алмалыка перешла на тройной блок против меня и у них хорошо, слаженно получалось...

Но, видно не судьба - мы выиграли у Алмалыка! А их тройной блок я обходил "обманом", посылал одним-двумя пальцами мяч мягко за их тройной блок. И мяч падал за ними, они опускались плавно вместе с мячом и никто не мог его достать...

Помогло ещё и то, что на подачу в решающий момент вышел мой одноклассник Володя Гибадулин. Он не был сильным волейболистом, но сохранил в решающей партии нервы. Мы проигрывали с большим счётом. Но его стабильная подача и то, что я в это время вышел на линию нападения спасло партию...

Во время игр меня дважды попросили повернуться задом. Я не понял, к чему это? Но это были серьёзные мужчины-тренеры. Оказалось им нужно было записать номер моей футболки (волейболки). Они подыскивали способных для сборной Узбекистана. Сказали, что летом заедут за мной, возьмут на тренировки...

Однако из красногорцев я был лишь один в их списке и они не заехали за мной. Может и заехали, но не застали меня, я после 9-го класса работал с моим другом-одноклассником 2 месяца в геологической партии и был в командировках по Узбекистану, Таджикистану...

Мы ездили в Чирчике на игры в автобусе, школьники и школьницы разных городов. Запомнилась одна поездка, напротив меня сидели сидели 2 школьницы-волейболистки, не из Красногорска.

Сидение, на котором сидел я было ниже сидения девочек и коленки девочки напротив всё сдвигались и раздвигались в такт езде у меня перед глазами..., показывая спортивные ножки под юбочкой вплоть до белых трусиков... Я же старался смотреть в окно или в другую противоположную сторону, но плохо получалось...

Когда мы вышли из автобуса, эта девочка подошла ко мне и говорит, что я хорошо играю в волейбол, но почему же я такой серьёзный и не гуляю по вечерам? Я же, испугавшись "нападения", пробурчал что-то ей в ответ, о том, что завтра у нас ответственная игра...

Помню Виктор Заверюха, наш тренер, когда он ещё учился в школе, дал мне как-то починить свой радиоприёмник и дал плату (микросхему) с напаянными радиодеталями, видимо от старого приёмника, чтобы я их мог использовать при необходимости.

Я тогда собирал самодельные приёмники на первых транзисторах. Приёмник я починил и радиодетали для этого не понадобились. Однако я себе выпаял пару микрорадиодеталей, в которых сам нуждался. Украл, так сказать... Вот такое запоминается. Заверя, если и заметил, то ничего не сказал...

А с Кузей (Володей Кузнецовым) и Гучей (Гучуновым Витей) я играл в детстве в футбол в их дворе, где они жили. Я был младше на 2 год, но хорошо у меня получалось. А раз во время игры они из-за ерунды подрались, горячие были ребята...

С Кузей я познакомился совсем в детстве, т.к. моя сестра и его сестра были подругами. Мне не у кого было учится игре в шахматы, родителей я уже обыгрывал. Вот и пошёл к ним с сестрой в гости. Он мог играть в шахматы и от него я узнал к примеру, что такое рокировка. Однако первую партию я у него выиграл, вторую тоже... И больше мы в шахматы не играли, но играли азартно в футбол.

Со Славой Петрушиным мы сблизились после того, как я поломал себе ноги. Он навещал меня, приносил магнитофон с самодеятельными песнями. Некоторые я выучил наизусть и играл на гитаре. Он хорошо играл в шахматы, я уже мог передвигаться, и мы иногда играли во дворе моего дома.

А Божий (Убогий Витя) был родственником Толику Пикулину, моему однокласснику. Они тоже любили волейбол.

Хорошие были ребята (Завери и Гучи уже давно нет среди нас), что-то вспомнились. Видимо в волейбол захотелось поиграть...

     - Волейболист в шапочке -

Вспомнилась одна потешная история. К нам в Красногорск приехала Ташкентская волейбольная команда, это были не соревнования, а дружеская встреча.

А запомнилась мне эта игра, т.к. капитан Ташкентской команды был в шапочке или фуражке. Именно эта шапочка мне запомнилась...

Так уж получилось, не желая того, я в нападении крепким ударом попал мячом именно по этой шапочке: она в одну сторону, а мяч в другую. Лишь голова капитана осталась на месте...

Такое не должно случится, т.к. руки волейболиста должны быть всегда в момент удара у лица. Вниз их убрать (при необходимости) можно быстрее, чем поднять наверх...

Видимо Ташкенцы вначале недооценили нас...

     - "Ласточка" в волейболе -

Очень красиво смотрится, когда кто-нибудь вытаскивает "невозможный" мяч в "ласточке" и падает при этом на грудь, убирая руки в стороны и скользит на груди.

Незабываемо красиво получилось это раз у Завери и Кузи. Такую двойную "ласточку" вряд ли увидишь ещё раз в жизни. Заверя вытащил очень трудный мяч в "ласточке", подняв его над землёй, но там не было игроков... И Кузя тоже в "ласточке" пролетел над Заверей и вытащил невозможный мяч... Красота!

Другой незабываемый случай произошёл на том же волейбольном поле на стадионе в Красногорске. Мой одноклассник, Женя Мочалкин, вытащил очень трудный мяч, который падал под сетку на 3-м номере. В красивой "ласточке"...

Однако скользить дальше на груди ему было нельзя, он ушёл бы в поле соперников. И он завис на руках, которые выдержали всё его тело, потом отжался обратно и упал в нашем поле. Эти 2-3 секунды длились вечность, но мяч мы вытащили...

Я же был хорош в нападении, в защите был слабее. Однако запомнилась мне и моя одна "ласточка". А дело было в Янгиабаде, не в спортзале, на природе...

Мяч мне вытащить не удалось, но я с 4-го, если не с пятого номера, полетел в "ласточке" за мячом, который приземлялся по второму номеру... Мне было ясно, что мяч не достать, но удалось красиво сыграть, хотя и проехал подбородком немного по полю..., по песочку.

P.S.: Раньше, да пожалуй и сейчас, я мог к любому слову спеть песню под семиструнку. Кстати о ласточках, вдруг блатная песня Сергея Наговицына вспомнилась, хотя и не по теме:

На суде

Ласточки летают низко
Мне в суде корячится вышак.
Секретарша - гимназистка
Исписала два карандаша.
:
и т.д.

Его кассету я купил в 2000 году, были с Ниной на оз. Байкал. Не знаю почему, но раньше я пел с удовольствием и блатные песни. Молодость - глупость...

     - НАТАША -

(Об этом я уже писал в рассказе "Воспоминания дошкольника. Янгиабад, Таш. Обл" Но подходит и сюда, к воспоминаниям о Красногорске)

Наташа была моей первой подружкой, которую я помню. Мы вместе играли..., лет до пяти-шести, были соседями, жили в одном бараке (по-моему, там было 2 барака).

Родителей Наташи звали тётя Шура и дядя Володя Кауфман. Дядя Володя работал парикмахером, его все знали...

Есть несколько фоток того времени. На одном фото я, моя сестра Эльвира и Наташа. Дал Наташе подержать моего мишку...

P.S.: Лет через 15 я увидел Наташу, уже не дошкольницей, а послешкольницей.

Учился я тогда в ТашПИ и был уже прописан в Ташкенте, но волейболисты мужской сборной команды Красногорска приглашали меня на игры: первенство по комбинату или товарищеские встречи.

В этот раз была, по-моему, товарищеская встреча (неофициальное первенство) с командой Янгиабада. Играли в Янгиабаде...

Я был в хорошей форме, паспортa не проверяли. Мы хорошо отыграли. Запомнился мне один эпизод. Я стоял на втором номере. Мы разыграли "короткий" вариант нападения.

Я завис над сеткой и получил очень хороший пас, прямо в руку. Блок не успел правильно среагировать и я засадил мяч по третьему номеру, в середине под сеткой. Что сделать очень трудно.

Да с такой силой, что мяч отскочил перпендикулярно полу и попал в потолок. Мы играли не на стадионе, а в спортзале. Все ахнули...

А один из болельщиков Янгиабада сказал, так что я слышал: "Я его знаю, он из Ташкента, играет за ТашПИ". Но всё обошлось - товарищеская встреча...

Перед поездкой я вспомнил, что жил в Янгиабаде с 0,5 до 6 лет. Что жили мы в бараке, в одной комнате. Что у меня была подружка Наташа, соседка моего возраста.

Мне стало интересным, что из неё получилось? После игры у нас было ещё некоторое время. И я нашёл, по подсказке моих родителей, этот барак. Они жили всё ещё там. Я застал Наташу с мамой. Отец её умер, увлекался алкоголем...

Времени у меня было мало, нужно было идти назад. Её мама говорит ей: "Проводи же Володю. Переодевайся здесь, вы же были друзьями".

Видимо вспомнила нас маленькими. А нам уже было лет по 20. Наташа переоделась на кухне (это была целая комната, раньше кухня была в той же комнатe, где жили) и проводила меня до нашего автобуса.

Почему-то мне не запомнилось, о чём мы говорили, разговор не клеился. Помню только, что она сказала, что в Красногорске её не любят...

По пути нам попадались молодые люди, которые вели себя с ней довольно развязано. И я подумал, что она, видимо, была "лёгкого поведения". Мы попрощались и я зашёл в автобус...

Там уже были некоторые из наших. А на заднем сидении сидел один из местных моего возраста.

Вёл он себя довольно нагло, учил нас, так сказать, жизни.

Одному из наших, Исмету, надоело это выслушивать, он был сам из "лихих". Подсел к нему, трахнул местного слегка обратной стороной ладони по губам. Так что у того треснули губы и пошла кровь.

И спросил местного: "Может расскажешь ещё что-нибудь?" Тот попытался перечислить своих "влиятельных" друзей, но, увидев руку Исмета перед своим лицом, умолк и, торопясь, пробился к выходу и покинул автобус...

Мне показался он знакомым по детскому саду, где мы были вместе. Он уже тогда ко всем приставал.

А как-то до того меня донял, что я погнался за ним и запустил в него камнем, разбив ему голову.

И подумалось мне, как хорошо, что мы вовремя переехали в Красногорск. А то получился бы и я такой же "непутёвый" как и встретившиеся мне из моего дошкольного детства мои знакомые-ровесники из Янгиабада...


Рецензии