Сверчок. На царских харчах. Гл. 117. Тайный Бог

                Сверчок.
                Часть 1
                На царских харчах               
                117               
                Тайный Бог



          Я стоял у гроба много раз и каждый раз очень внимательно изучал труп. Это зрелище не из приятных. Представляю, как тяжело смотреть на убитых друзей во время войны. Хочется поверить, что «свидание назначено», но это расставание навсегда. У гроба я внимательно наблюдал за священником, размахивающим кадилом, и всеми, кто стоял вокруг. Возможно все… кроме, может быть, самого священника… думали про себя о «сладком привете надежды». Священнику же, проводящему этот ритуал много раз в день, судя по всему, всё было безразлично.

Видали ль вы его над хладною могилой,
Где нежной Делии таится пепел милый?
К почившим позванный вечерней тишиной,
К кресту приникнул он бесчувственной главой…

Потеря «любимой женщины» — испытание, вызывающее не «сладостные слёзы», а отчаянье и ожесточенье.

У гроба матери колена преклонив,
Там дева юная в печали безмятежной
Возводит к небу взор болезненный и нежный,
Одна, туманною луной озарена,
Как ангел горести является она;

        Как не создать веру облегчающую страдание «юной девы» у гроба матери и не дать ей надежду? В случае следования абсолютной реальности, не смотря на печали «ангела горести, озарённого туманной луной», он может только покачать головой и бежать. Не давать веры и надежды, когда их быть не может — это проявление мужества и самообладания.

При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,
Тревожится его безверия мученье.
Он бога тайного нигде, нигде не зрит,
С померкшею душой святыне предстоит…

      Разве может «тайный бог» быть истинным? Великий Инквизитор так объяснял значение церковной «тайны»:
Приползет к нам зверь, и будет лизать ноги наши, и обрызжет их кровавыми слезами из глаз своих. И мы сядем на зверя и воздвигнем чашу, и на ней будет написано: «Тайна!». Но тогда лишь и тогда настанет для людей царство покоя и счастия.
Но если царство покоя и счастья куплено ценой лжи и обмана, какова цена такому «счастью»?

Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
И что зовет его в пустыне гробовой —
Кто ведает? но там лишь видит он покой.

           Главная функция религии заключается в том, чтобы психологически успокоить человека. Смерти избежать нельзя, но если постоянно думать о смерти и о том, что ждёт после неё, жизнь будет не в радость. Восточная  религия подразумевает, что смерть человека существует только для окружающих. Для самого человека жизнь никогда не прекращается и смерть в одной жизни немедленно переходит в новое рождение в другой. Задумываться нужно только о том, что можно передать себе в новую жизнь.
          Если «бог» существует, то он не может ни во что верить, в том числе и в себя. Можно предположить, что «Безверие» описывает, как мог бы относился к вере сам бог, поэтому это стихотворение не совсем атеистическое. Моя задача была последовательно показать ситуации, когда начинают «верить»: отрываются от реальности и уходят в сказку. Запрет на фантазии может быть психологически труден, но только такой подход может позволить найти истину. Дело не в том приятно или неприятно безверие, основной идеей стихотворения является демонстрация того, что вера возникает только как ответ на чисто эмоциональные, психологические жизненные ситуации и не имеет ничего общего с истиной.

О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком,
Бежите в ужасе того, кто с первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет;

         Отказ от веры — это отказ искушения утешиться — во имя правды. Ум ищет божества, а сердце не находит. Чувства или «сердце» могут обманывать. Наблюдая Солнце, движущееся по небу, можно сделать вывод, что оно вращается вокруг Земли. Так подсказывает сердце. Однако используя строгий анализ, «ум» доказывает, что всё наоборот, и это Земля вращается вокруг Солнца. Найти истину можно только умом, хотя нельзя отказывать сердцу в совещательном голосе. Слепое следование чувствам может привести к страшным преступлениям…
        В обществе, тщеславие часто заставляет людей вести себя совсем не так, как наедине с собой или в кругу семьи. Правители, независимо от своих реальных убеждений, будут показывать свою лояльность к общепринятой идеологии, даже если они с ней не согласны. Вести себя «как все» просто и полезно, но наедине с собой, «проходя медленно среди нагих полей», возникает иная ситуация.
 
Настигнет ли его глухих Судеб удар,
Отъемлется ли вдруг минутный счастья дар,
В любви ли, в дружестве обнимет он измену
И их почувствует обманчивую цену:
Лишенный всех опор отпадший веры сын
Уж видит с ужасом, что в свете он один,
И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира…

    Если человека настигает какая-то жизненная катастрофа, например, он слетел с высот общественного статуса, куда его закинул «минутный счастья дар», то в поисках психологического самоутешения, он может схватиться за любую соломинку и поверить хоть в чёрта лысого.


Рецензии