02 02. Глава вторая. Денисов

Рассказывает подполковник Денисов Сергей Николаевич. В то время лейтенант, командир огневого взвода, старший офицер на батарее:

 - Мы получили команду загрузиться в «вертушки» на пляже возле полка. Во время погрузки была жуткая пылища от винтов, кто-то даже попал под винт управления, вроде. Десантировались на плато, покрытое высокой тонкой травой, с «низкого зависания», в полной выкладке. КАК это происходит – хорошо описал Дмитрий Касьянов.
         Когда наша группа разбегалась от «вертушки» в стороны, недалеко от места высадки работал чей-то ПК. Из-за рёва винтов было не понятно, нас этот ПК прикрывает, или по нам работает. В общем, этот ПК нормально добавлял адреналина.
Я, со своим огневом взводом, находился в составе Восьмой роты. С Восьмой ротой десантировался. После небольшой сумятицы Восьмая рота собралась в колонну, выдвинулись по склону. Потом зачем-то пошла вниз, в колодец из скал. Там находился кишлак. Было довольно раннее утро, поэтому кишлак укрывала глубокая тень. Рота развернулась на прочёску. Мы, минометчики, остановились в ожидании дальнейших указаний. Солдаты тут же «родили» тушку баранчика.  Разделали на берегу небольшой речки и поставили вариться казан с мясом. Казан тоже успели где-то «родить». Вскоре в горах началась сильная стрельба. По связи передали, что «попала» Разведрота, и нам нужно срочно уходить вверх по склону на её прикрытие.
Котёл с мясом пнули в костёр - и айда. Горные стрелки, по сравнению с нами (минометчиками), шли налегке. Поэтому эти горные соколы пёрли наверх по склону, как реактивные. Группа, которая должна была прикрывать нас сзади снизу, обогнала нас, ушла наверх. Мы с нашими миномётами остались в замыкании, в самом низу колонны.
         Для пущего понимания скажу, что в горной местности проще всего «отрезать» от основных сил голову колонны, либо «хвост». Либо головной дозор пытаются «отрезать», окружить и уничтожить. Либо замыкание отрезают, обходят со всех сторон и расстреливают. Мы на марше, на подъёме вверх, остались в хвосте колонны, тащили свои миномёты без прикрытия. Если противник не дебил, то должно быть понятно, что он попытается сделать.
      Вскоре голова колонны обнаружила противника. Кто-то из моих бойцов сказал мне: - «Смотрите, что пехота делает!»
     Я глянул вверх, увидел, как бойцы поспешно ищут укрытия среди камней.
Мы шли вверх по правой стороне склона, почти по гребню. Вправо вниз была небольшая ложбина, водосток. За ложбиной следующий склон. Я скомандовал минометчикам занять укрытия. Миномётчики кучно упали мне под ноги. Пришлось каждого солдата располагать сообразно обстановке и рельефу местности. Миномётчики, это не горные стрелки. Миномётчикам насчёт укрытий нянька нужна.
Пока я распихивал бойцов по укрытиям, я громко изъяснялся матерной бранью и убедительно размахивая руками. Духам стало ясно, кто тут главный. Кого надо валить первым.
        В общем, горные стрелки оказались слева от гребня хребта. За ним, за хребтом. А я с миномётами засел справа, потому что не успел перевалить за хребет. Остановился перед ним, перед хребтом, со стороны духов.
       Для себя я выбрал позицию за каменной плитой. Плита стояла передо мной, как щит. Она полностью меня прикрывала бы, если бы духи были на нашем уровне. Но они оказались выше!
       Было очень тихо. Я шарил глазами по склону справа и вдруг увидел какое-то движение, как мышь пробежала между камней (на 30 градусов вправо, если смотреть от нашего гребня, и выше приблизительно на столько же, по дальности – метров 70). Стал поднимать автомат (так не хотелось нарушать тишину!) - и тут мне "прилетело". Ощущение - как будто я попал между двумя гигантскими, литаврами, в момент удара по ним, по литаврам! Это пуля скользнула по позвоночнику, срубила остистые отростки седьмого шейного и первого грудного позвонков.
       Организм, в прямом смысле, вибрировал от раневого шока. У меня всё загудело, но восприятие осталось. Глаза зарегистрировали, как толчками летела вперёд кровь из раны в шее, нос забил запах крови, на память пришел запах разделанного перед этим баранчика. Одновременно пришли мысли.
       Первая: "Неужели – всё?.. А сам я так мало убил "духов", за друга не успел отомстить!.. Обидно…" - подумал я, повиснув, как на лямках парашюта, на зацепившемся за скалу вещмешке.
      Следующая мысль была поумнее: "Сейчас ещё пару секунд повешу - и получу пулю в голову"! Я оттолкнулся ногой от укрытия, сорвался и покатился вниз по склону.  Катился метров 15, остановился в небольшой ложбинке наискосок склона, где и оставался до конца стрельбы. Выстрела по себе я не слышал, зато сейчас от пехоты шла дружная «ответка». Эту «ответку» я слышал уверенно.  Значит находился в сознании.
       Горные стрелки дружно долбили по душманам. Правда, как мне потом рассказали, настолько бестолково, что «духи» ушли по склону, не пригибаясь. Духов было трое.
Когда ко мне подползли бойцы, я понял, что ещё не конец. Серёга Головатый  был старшим в расчёте. Цисаренко, как я запомнил, сидел у меня над головой и с колена «поливал» соседний склон из АК.  Боли пока не было, но движения давались с трудом. Кто-то помог мне стянуть «лифчик» (кто?). Передал его Цисаренко. Вкололи тюбик «Промедола» (Кто, Головатый?). Сняли с меня куртку, чей-то голос произнёс, что один раскрытый ИПП рану не перекрывает. Я сказал, где взять второй и добавил за спину что-то типа: «Бинтуй лучше, плохо перевяжешь – убью». 
       Правая рука не поднималась, движения от кровопотери и «Промедола» стали замедленными, осталась только возможность принимать сообщения о ходе боя и давать советы (не буду говорить слово «команды»).
       Кто-то доложил, что ранило Григорьева, я сказал: - «Пошлите перевязать, но только осторожно!». Потом мне доложили, что убит в голову Мишин, посланный к Григорьеву на помощь.
       Григорьев был ранен тяжело, пуля попала ему под грудину слева, задев лёгкие. Ему, по моему совету, вкололи второй тюбик «Промедола».
       Потом мы с ним лежали на соседних столах в Баграмском госпитале, где нас оперировали. Армейский хирург сказал мне тогда: «Ты, друг, не в рубашке ; в дублёнке родился! … Сантиметр влево - сонная артерия, сантиметр вправо - позвоночник!».
       Когда стрельба закончилась, кто-то из миномётчиков добрался до горных стрелков и сообщил о потерях. Из Девятой роты прислали отделение солдат для эвакуации на плащ-палатках Мишина и Григорьева. Сам я, обколотый «Промедолом» (кстати, «хватило одной таблетки»), шёл рядом.
       Спустились вниз к площадке, на которую мог присесть вертолёт. Погрузились. «Вертушка» пошла к Рухе, вниз по ущелью. В полёте борттехник начал по кому-то стрелять из курсового пулемёта. Потом пули ударили по нам. Видимо, из крупнокалиберного, потому что при каждом ударе «вертушка» раскачивалась, как ёлочный шарик на ниточке. Но – «пронесло», наш вертолёт не сбили.
       В Рухе в вертолёт загрузили ещё «двухсотых», и отправили нас в Баграмский медсанбат.


Рассказывает рядовой Сергей Головатый, наводчик миномёта «Поднос»:

 - Я шел рядом с Виктором Цисаренко, когда началась стрельба. Виктор занял позицию за камнем и начал стрелять. Я стал стрелять стоя, но быстро сообразил, что это не лучшее решение - вести огонь не из укрытия. Немного левее меня было подходящее место для стрелбы из-за камней. Я прыгнул туда, но пострелять мне пришлось совсем не много, так как на меня свалился с грохотом Сергей Денисов. Я сразу не понял, что случилось. Потом увидел что он ранен. Он упал он ко мне лицом, я отчётливо видел кровоточащую рану с левой стороны шеи.
        Я быстро взял ИПП и стал перевязывать. После того как я перевязал, Денисов спросил: - «Где выходное отверстие от пули?». Я сказал, что не вижу. Денисов повернулся ко мне спиной, я снял с него бушлат. Увидел большой по длине см.12-15 и глубиной см.3 выход пули. Вся эта рана еще и шевелилась, (не знаю почему, может нервные окончание). У меня руки затряслись.
      Денисов сказал мне быстрей перевязывать. Я сказал, что одного ИПП будет мало потому что рана слишком большая. Откуда взялся второй перевязочный пакет, я точно не помню. Все это время, пока я перевязывал, бой продолжался. Виктор Цисаренко прикрывал нас с той позиции, которую занял изначально.  Вадим Сушков крикнул нам что ранило Гришку. На помощь Гришке послали Мишина Александра. Я же продолжал перевязывать Сергея Денисова. Всё теми же дрожащими руками. Когда я закончил, он сказал мне вколоть «Промидол». Руки трястись не переставали. Я взял тюбик и вколол в левое плечо. После чего Денисов сказал вколоть еще один. Я сказал, что положено только один.
       Бой по-прежнему продолжался. Вестей от Мишина не было. Насколько помню я, Цисаренко побежал посмотреть, что там случилось. Когда он вернулся, сказал мне что бы я бежал помочь Гришке, так как Мишин убит. В это время я уже уложил Денисова, и обкладывал камнями чтобы пули не попали в него. Потом подбежал к Гришке. Схватил его и автомат. Отнес Гришку за ближайшее укрытие. Начал его перевязывать. Пуля у него вошла спереди в грудную клетку выход был сзади в районе позвоночника. На выходе из раны торчала оболочка от пули. Я не сообразил ее сохранить. Просто бросил ее на землю и стал перевязывать. Руки у меня уже не тряслись. Я быстро наложил повязку, и вколол тюбик промидола.
     Когда мы спускались вниз, Денисов мне сказал найти его вещмешок, который после падения улетел вниз по склону. Я обшарил склон, нашел вещмешок, надел его спереди. Стал догонять всех. Кстати, Денисов после такого тяжелого ранения шел сам. Гришку и Мишина несли на плащ-палатках.
Рассказывает подполковник Денисов Сергей Николаевич. В то время лейтенант, командир огневого взвода, старший офицер на батарее:
 - Для миномётчиков это был первый бой накоротке. Обычно наши «цели» находились на удалении от четырёхсот до трёх тысяч метров. Миномётчики должны уметь работать командой, должны молниеносно собрать миномёт, установить его надлежащим образом, быстро произвести выстрел, поразить цель, так же молниеносно разобрать миномёт и свалить с позиции, пока противник не «накрыл» ответным огнём. Если кто-то думает, что при таких навыках миномётчик будет к тому же снайпером-многостаночником, автоматчиком, пулемётчиком, боксёром, каратистом и борцом. При этом будет вышивать крестиком, писать картины маслом, красиво петь и громко танцевать, то я Вам сообщаю: так не бывает. Не существует звания «мастер спорта “па всёх”» .
      Поэтому первое попадание в засаду привело к тяжелым, неоправданным потерям. Для рядового Мишина Александра Ивановича оказалось последним. Раненые вернулись в строй, однако это неправильное использование мужества и героизма солдат. Такой вариант боя нами даже не рассматривался. В перестрелке нас должно было прикрывать специально выделенное отделение, но вышло так - как вышло. Могло быть и хуже, но бойцы не растерялись и вступили в бой.
        Стрелявшего по мне душмана увидел рядовой Григорий Григорьев (Чувашская АССР) и прижал его автоматным огнём, но (по рассказам других солдат) «дух» оказался опытней. Он оставил на валуне, за которым укрывался, чалму, для отвлечения внимания стрелка, перекатился в сторону и достал Григорьева пулей в бок, под рёбра.
        Меня перевязывал рядовой Сергей Головатый (БССР), наводчик миномёта, для чего ему тоже понадобилось определённое мужество (грамотно накладывать марлевую повязку на обширную кровоточащую рану под огнём противника – не шуточное дело). Его прикрывал автоматным огнём с колена, прямо у меня над головой, рядовой Цисаренко Виктор (УССР).
     Когда подобравшийся к нам под пулями мл. с-т Вадим Сушков (РСФСР) доложил о ранении Григорьева, я сказал ему послать кого-нибудь на помощь раненому, но действовать «аккуратнее» (аккуратно для боя – слово неподходящее…).
     Послали рядового Мишина, пришедшего в полк совсем недавно, но успевшего уже, на учебных выходах в горы, зарекомендовать себя стойким бойцом. Видимо, сержант посчитал, что помощь раненому – не столь ответственное дело, как ведение огня по противнику. Не получилось у Мишина «аккуратнее» - когда он опустился на колени над раненым, «духовская» пуля снесла у него полголовы, забрызгав «чем-то тёплым и мягким…» лицо Григорьеву.
     Вечная память погибшим!
P.S. Про «мою» пулю. Перед тем, как мы пошли вниз, на эвакуацию, кто-то из миномётчиков принёс её с того места, где было моё «укрытие» в промежутке между каменной плитой спереди и скалой сзади. Скала её остановила окончательно, наискосок по корпусу пули была вмятина. Я сначала думал, что в спину мне попало рикошетом от скалы - это уже в госпитале, при обследовании, выяснилось, что был «сквозняк». Единый патрон НАТО, кал. 308 Win (7,62 мм). Я такой попытался вывезти в Союз, но ушлый таможенник, не глянув в сумки, попросил вывернуть «пистон» на брюках. А там у меня было патронов 5 разных «экзотических» калибров. Разошлись, послав друг друга нах (он начал чегой-то про контрабанду боеприпасов), но патроны остались у него!

Филинов Иван, мастер спорта по пулевой стрельбе, Заслуженный Браконьер России:

 - Про Денисова я трохи в шоке.

     На фотографии представлено две пары патронов. Слева два патрона, это 7.62х54R наш трехлинейный патрон. Два патрона справа это .308Win. Тот, что с красным носом - это пуля американской конторы Hornady, очень точная пуля. Очень дальняя, при попадании носик отваливается и возникает экспансивная полость, которая разворачивается и это полная жопа! Вторая – полуоболочечная пуля: открытый свинцовый сердечник, а латунная оболочка только сверху. Это охотничья пуля на крупных животных до 400 кг. Раскрывается в гриб, и тоже жопа полная!
     У меня есть штуцер с оптикой Иж-18мн под патрон .308Win. Соответственно, я хорошо знаком с этим калибром. От него лоси делают два шага и падают, ломая себе передние ноги от веса туши. А товарищ, звавший на охоту в Нальчик (Кабардино-Балкария), из ЧиЗы (чешский CZ-550 Varmint) в этом калибре отстреливает степных волков весом в 60 кг с 500т метров. В 99% достаточно одной пули. У пиндосов для автоматики на вооружении стоит 5.56х45, он чуть мощнее нашего 5.45х39, с него работают все М-16, AR-15 и т.д. А для винтовок снайперских и ручных пулеметов в 1956-ом году принят .308Win. Он пришел на смену 30-06 Sprinfield (гильзу 30-06 уменьшили с 63 мм до 51 мм, и чуть покатили плечи гильзы. Получился .308Win. Калибр чуть слабее нашего 7,62х54, но сука чрезвычайно точный. Это самый распространенный калибр для высокоточной стрельбы на расстояния до 1 км. Амеры даже уменьшили зачетный круг мишени в 2 раза после появления 308го. Из хорошего ствола и прямых рук 308 с пулей 11 г способен собрать группу в поле 15х15 см на расстоянии в километр.
     Так что Денисов реально сделан из брони и бетона, и это без шуток!!! Стреляли в нег вряд ли полуоболочкой (ПО). У нее баллистика херовая (кроме таких, как Hornady A-max, но они дорогие, их армия не использует), они на коротке работают, потом пуля быстро теряет скорость и падает по минометной траектории. ПО используют охотники на дистанциях до 300м, где нужно точно остановить большого или опасного зверя. Если ей стрелять что то мелкое, или мягкое))), то останутся только уши. 100% это была оболоченная пуля армейская, а нос плюханулся об скалы. В военном патроне все пули оболоченные, что обычные, что специальные. Двуногий прямоходячий не отличается большой стойкостью к ранению, только кроме случая, когда его фамилия Денисов. "Буры", то бишь британские Ли-Энфильды, имели чуть больший калибр (НАТОвский патрон имеет калибр .308 дюймов, а Буровский, как и Мосинский - .311, хотя в метрической системе и те и те обозначаются 7.62, а по факту 7.7-7.8мм). Как правило пули были тяжелые и стволы у «буров» изрядно подношенные, что не особо способствует дальней точной стрельбе. Поэтому абсолютно соглашусь с выводом о том, что стрелял профи, и скорее всего снайпер, и издалека, раз выстрел не слышал. 308й лупасит по ушам как и 54й - не услышать не получится точно!


Рецензии