Ставшее явным

         Самовыражение художника – процесс трансформации реалий его мироощущения в пространстве его творения. В ситуации Николая ДЕТКОВА, персональная выставка которого открылась в субботу 12 марта (2005 года) в Калязинской центральной библиотеке, не все так однозначно.
          Зрителю предстают несколько странные полотна, называемые так только условно. В основном, это фрагменты бересты и доски с довольно отчетливыми изображениями: распятия и фигуры святых монахов, странники и восточные персонажи, Данте и Беатриче, красавицы не без претензии на эротичность… В сюжеты некоторых картин можно всматриваться часами, предоставив воображению возводить себя к новым образам. Подлинный их автор – природа.
          Членство в Союзе художников не Мешает Николаю Алексеевичу Деткову обозначить себя всего лишь ремесленником-ретушером, призванным выявить тайную очевидность изобразительной идеи природы, привести ее «подсознательный» художественный замысел к законченности артефакта.
          Фантазия природы часто документальна, и Николай называет свои работы документами. Каждый такой документ – результат глубокой творческой созерцательности и деликатности, к которой словно бы располагает неспешность деревенской идиллии. Вот уже несколько лет москвич Николай Детков живет в деревне Сущево Калязинского района.
          Сегодня его работы приобретаются в частные коллекции, одна из картин подарена Патриарху Алексею II, о них говорят искусствоведы. Следующая зима станет временем проведения проведения большой выставки в столичном Центре славянской культуры, однако настоящая выставка первая в творческой карьере художника. С его слов, выставляться перед калязинской публикой ему почетнее, чем если бы на Монмарте. Тем не менее, пожелаем, чтобы и Париж открыл однажды искусство Николая Деткова – искусство проявляющее в хаосе грубого мира сокровенные художественные плоскости бытия.
               
Д.Подгорнов

*** ***
             Наверняка когда-нибудь в детстве, подняв глаза к небу, вы представляли в воображении, что некоторые облака напоминают зайца, медвежонка или дракона… А морозные узоры на стекле вам иногда казались лицами людей. Это же умение видеть в обычных предметах, что-то иное открыл в себе художник, режиссер Н.А.Детков, человек для которого искусство – это профессия и хобби одновременно. «Мы все в душе художники» – сказал Николай Алексеевич на открытии в Калязине своей первой персональной выставки «Творцы невидимые».
             По словам художника, он не первый открыл тайну природы и показал ее зрителям.Такое откровение природы использовали в своем творчестве и С.Дали, и Л. Да Винчи, и русские иконописцы древности. Примечательно то, что во многих работах автор выступил только наблюдателем некого образа, нисколько не дорисовывая и не обрабатывая фрагмент доски или бересты. Важный момент на который Николай Алексеевич обратил внимание пришедших гостей – особая ответственность художника за то, что он творит: «Если в литературе зло представляется явным, то на полотнах негатив иногда проявляется сам. Неспроста иконописцы защищали свое творчество постом и молитвой. А сама природа, в отличие от человека не создает бесов и зла». И это хорошо видно на представленных полотнах сделанных рукой невидимого творца. Таких работ-документов Н.А. Детков собрал уже 300. Источники его поиска – это русские леса, а также деревянные заборы заброшенных домов и старые колодцы.
             Отзывы калязинских жителей, пришедших на открытие, сошлись во многом: это неожиданность, самодостаточность природы, чудо, красота. Прикоснуться воочию к этому чуду можно будет еще в течении месяца, придя в выставочный зал Калязинской центральной библиотеки. Каждая работа уникальной коллекции «Творцы невидимые» создана не за один день или неделю, месяц. Над ней работали десятки лет солнце, ветер, дожди и кто-то еще, чью кисть и работу нельзя увидеть, а можно только почувствовать сердцем.
               
А.Тернова

Газета «ПОГОВОРИМ ОБО ВСЕМ» № 10 (162) от 18 марта 2005 г.

На фото: с Н.А.Детковым 13.08.2016.


Рецензии