Господь Пастырь мой

(из конспекта проповеди)

В этой проповеди я хочу обратить внимание на каждое слово в начале Пс.22. Контекст псалма не буду рассматривать, ибо сам псалом мы разбирали на последнем церковном разборе.


А. «Господь Пастырь мой». Обращу внимание на первое слово.

Бог всегда был Пастырем для Своих людей. Он покоил Адама и Еву на злачной пажити рая. А как только они согрешили, Бог занялся душепопечением, не откладывая этого в долгий ящик. Бог был Пастырем для Авраама, Исаака и Иакова: «Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня» (Быт.48:15).

Семейные и вообще межличностные отношения устроены Богом так, чтобы мы были пастырями друг другу. Каин, отказавшийся быть сторожем брату, был неправ, он вышел из этих отношений круговой поруки и взаимопомощи, сосредоточившись на себе.

Когда образовался народ Божий, понадобилось, чтобы у него были руководители. И задачей этих руководителей было пасти народ, быть пастырями. Давида Бог взял в цари от овечек. Об этом в Иез.34, вспоминали на разборе.

Были хорошие пастыри, были светлые периоды, но, к сожалению, общая картина была неутешительная. Пастыри нередко больше заботились о своих интересах. Например, Гедеон в начале своего служения был хорошим пастырем – желал узнать волю Божью, когда узнал ее, смело повел за собой народ Божий. Но когда он заканчивал освобождение народа, он уже начал проявлять жестокость к своим. Два города, где его не приняли, наказал потом молотильными досками (соотечественников). Потом начал искать личной выгоды – собрал дань, разбогател. Потом ввел идолопоклонство, отвлекая людей от посещения скинии и привязывая к себе через ефод. Когда ему предложили стать царем, отказался с красивой формулировкой, но дальше вел себя практически как царь, а одного из сыновей назвал «мой папа царь».

Гедеон, укрепляя свою власть, убивал своих соотечественников, а его сын уже убивает своих братьев в борьбе за власть (Иеффай же убивает уже свою дочь). Т.е. мы видим, что каждый следующий пастырь народа в чем-то хуже предыдущего. Дальше бывали изменения ситуации и к лучшему, и к худшему, но в целом народ Божий должен был понять: только Господь может быть Добрым Пастырем. Только Он и вправе быть нашим Пастырем, а земные пастыри должны быть Его орудиями, действующими под Его началом.

Видимо, эту опасность почувствовал Самуил, когда помазывал Саула на царство. Он понял, что назначая человеческого пастыря царем, народ отвергает Господа. 


Б. «Господь Пастырь мой». Теперь предлагаю посмотреть на второе слово.

Когда мы готовимся к вечере, мы в числе прочего проверяем, исследуем свое сердце, задаем в молитве к Богу и к себе вопросы о нашем состоянии, просим, чтобы и Бог испытал, исследовал нас. Фактически, мы проверяем, а является ли Господь все еще нашим Пастырем. Ходим ли мы по стезям правды, по которым водит Он. Есть ли в нашей жизни послушание Его водительству.

Есть в нашей жизни вопросы серьезные, а есть поменьше по важности и значимости. Я заметил такую склонность в наших кругах: по серьезным вопросам надо обязательно молиться Богу, например, о том, на ком и когда жениться, куда пойти учиться, где найти работу и т.д. Незначительные вопросы попроще мы часто решаем сами, без молитвы.

Но хорошо бы молиться Богу почаще и искать Его водительства тоже почаще – через Писание, через молитву, через советы христиан, прислушиваясь к внутреннему водительству. Стоящий на месте грузовик сдвинуть с места очень тяжело. Но когда он движется, управлять им намного легче. Богу легче подправить нас, когда мы уже движемся с целью исполнения Его воли.

В чем еще проявляется признание нами Божьего пасторства над собой?

Он водил нас в этом месяце на злачные пажити – благодарили ли мы Его за это? Есть регулярные, повторяющиеся благословения – за них надо благодарить тоже регулярно, охраняя себя от привыкания, поддерживая в себе искренность, трепет от сознания Его милость. Есть неожиданные милости и благословения, которым мы были очень рады – и здесь важно не забыть сказать Господу «спасибо» за эту злачную пажить.

Когда у одной бедной женщины не хватило денег даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи. Один из слушателей был убежденным атеистом и решил доставить себе удовольствие, поиздевавшись над незнакомкой. Мужчина узнал ее адрес, позвал секретаршу и поручил ей купить дорогих продуктов. Девушка вернулась с лучшим мясом, сырами и сладостями. Каково же было ее удивление, когда начальник дал следующее распоряжение: доставить продукты по адресу и, если женщина спросит, кто прислал еду, сказать, что это от дьявола. Когда секретарь вручила незнакомке продукты, та была настолько благодарна, что из ее глаз полились слезы. Она не переставала благодарить девушку. Когда они начали прощаться, секретарша спросила: «А вы не хотите узнать, кто прислал эти продукты?» На что женщина ответила: «Нет. Это совершенно не важно, потому что, когда Бог повелевает, даже дьявол подчиняется».


В. «Господь Пастырь мой». А теперь обратим внимание на третье слово, самое короткое.

Необходимость личного водительства. Над Давидом были пастыри в виде Иессея, Саула, священника, но приходили моменты, когда ему нужно было искать личного водительства от Бога, признавать Его своим высшим Пастырем.

Подчеркнуть - Пастырь мой, личный. Тут у меня есть короткая история для детей.

Один маленький мальчик умирал от рака. Его мама помогла ему выучить 22-й псалом. И она научила его повторять слова «Господь Пастырь мой», по очереди прикасаясь к трем пальцам на руке. Когда он доходил до слова «мой», она сказала ему не просто прикасаться к мизинчику, но обхватывать, обнимать его ладонью другой руки. Так она показывала ему, что Иисус особенно заботится о нем, не забывает о нем, он – тоже овечка в Его стаде. Как мальчик обнимает мизинчик, так Иисус держит Его в Своей руке. Когда мальчик умер, мама и папа сначала сильно плакали, а потом обратили внимание на его ручки: он держался одной рукой за мизинец другой руки. Он умер на руках Доброго Пастыря, он думал об Иисусе и молился Ему.


Иисус Христос – истинный Добрый Пастырь

Наш Добрый Пастырь положил жизнь свою за овец (Ин.10:11). Я немного проповедовал о Самсоне, хочу сейчас к нему возвратиться. Главное событие в жизни Самсона связано с его смертью. Самая большая победа связана с его смертью. Он непослушен Богу и умирает в храме Дагона. Но в нескольких моментах его смерть подобна смерти Христа:

• Оба были преданы перед смертью мнимыми друзьями (Далидой, Иудой)
• Оба погибли от языческих захватчиков
• Обоих выдали язычникам свои, евреи
• Оба были связаны и выставлены на публичное посмеяние
• Обоим в качестве насмешки предлагали попытаться освободиться
• Оба умерли с распростертыми руками
• Оба пошли на смерть добровольно
• Оба своей смертью уничтожили своих врагов
• Оба выполнили свое предназначение, о котором было сказано до их рождения – спасти народ

С одной стороны, аналогии довольно слабые и к ним много вопросов, с другой стороны, а) они есть и их немало, б) есть ряд аналогий также между рождением Самсона и Иисуса.

Самсон – последний судья. До сих пор каждый следующий судья был хуже предыдущего. Когда мы читаем начало истории Самсона, у нас появляется надежда, что этот будет не такой, как все, что уж он-то исправит ситуацию, обратит народ к Богу и т.д. Но нет. Такое многообещающее начало истории. И такое бесславное продолжение и окончание. Это показывает несостоятельность проекта «Судьи» в целом. Позже подобным образом провалился проект «Цари».

Эти два длинных цикла подводят нас к идее – самые прекрасные судьи, цари, вообще человеческие руководители и спасители неспособны нас спасти и нами руководить так, чтобы сблизить нас с Богом и удовлетворить наши потребности. Нам нужен Судья и Царь, сходящий с неба, без пятна и порока. И такой Судья явился, когда пришла полнота времени (как сказано в послании Галатам).

А полнота эта заключалась в том, чтобы люди разочаровались в других проектах и вариантах спасения, чтобы сознали свою испорченность и нужду в Мессии. Пророки периодически говорили об этом народу, а в их лице Бог простирал к Израилю руку, но народ еще не был готов принять Спасителя. Чисто теоретически, если бы Адам сразу после согрешения был готов признать свою вину и раскаяться, осознав свою нужду в заместительной жертве и в Спасителе, Христос пришел бы уже тогда, это и была бы полнота времени.

Одно из практических применений из этих рассуждений: не уповай на человека. Не жди, что приедет какой-то служитель и решит твои проблемы или проблемы поместной церкви, что появится в твоей жизни наставник и наконец-то чему-то тебя научит, что ты прочитаешь какую-то книгу и что-то изменится в твоей семье. Нам нужен Судья, Царь, Спаситель, сходящий с неба. Все земные методы и опоры рано или поздно (лучше рано, чем поздно) разочаруют и подведут. Те методы и опоры, которые не подводят нас к Иисусу Христу – называются в Писании «опорой на плоть».

Назначение земных пастырей (родителей, служителей, руководителей, душепопечителей, просто внимательных друг к другу братьев и сестер) – приводить к Небесному Пастырю.

Прошлые судьи избавляли народ от врагов и часто способствовали покаянию народа, духовному пробуждению, отказу от идолов. После смерти Самсона народ остался под властью филистимлян, а о духовном состоянии народа говорят следущие главы, где сказано и об идолопоклонстве, и об измене, и о разврате, и об убийстве, и о гражданской войне.

Смерть Христа была не такой. Она решила наши проблемы, она освободила нас от власти сатаны и греха, если мы будем входить в эту победу и пользоваться ее плодами. Иисус действительно самый лучший и единственный воистину Добрый Пастырь. Аминь.

07.04.2018


Рецензии