Феноменология скуки

(из утреннего дневника)

У Корчака в “Оставьте меня детям” есть пассаж про счастье. И противопоставляет счастью он не несчастье, не горе, а скуку и тоску. Скука – голод духа по Корчаку. И я стал думать. Ведь скука – перманентное состояние в основном всех людей. Мы делаем столько правильных по форме действий, говорим правильные по догме слова, но все это с выражением экзистенциальной скуки на лице и в голосе. В древности блаженным называли человека, у которого все есть (см. этимологию соответствующего греческого слова), у нас все есть – и нам скучно. Может быть, счастье определяется не тем, что у тебя есть, а тем, кто ты есть? Два глагола, с которых начинают изучение что английского, что немецкого: to have и to be, haben и sein – я давно думал, почему эти два. Они изменяются нерегулярным образом, и это свидетельствует о том, что это исторически первые глаголы в языке, из самого нижнего его палеонтологического слоя. Счастье – вопрос не столько обладания, сколько идентичности. Насколько соответствует то, кто ты есть, тому, чем ты обладаешь и чего ты хочешь из того, чем еще не обладаешь. В каких плоскостях идет преимущественно твое изменение – в “иметь” или в “быть”? Не то, чтобы одно было духовным и достойным, а второе нет, но человеку должно расти и там, и там. Когда мы подбираемся к определению Бога, мы говорим не о том, что Он имеет, а о том, Кто Он есть (и кем Он не является). Голод духа, говорит Корчак, но чтобы его разобрать, по чему именно ты голоден в самой глубине своего нутра, надо заглянуть в свою идентичность, поставить перед собой вопросы о ней. Вот, нащупал. Скука – голод духа. В этой короткой дефиниции голод – про (нехватку) “иметь”, а духа – про “быть”. И когда встречаешь человека, которому не скучно в жизни, он сразу выделяется на общем фоне. Он не использует тебя или окружающих как эмоциональный вамир. Он улыбается не этикетной улыбкой. У него внутри батарейка “счастье” с сверхдолгим зарядом, что у того зайца. Присматривешься: что у него есть, чего нет у тебя, что он такой… А дело не в том, что у него есть, а в том, кто он есть. Какие свои ипостаси он осознал как тленные, а какую – как вневременную.

11.04.2019


Рецензии