Сегодня Ренессанс! Апрель 2019

Франческо Петрарка, мечтая о возрождении Великого Рима, стал испытывать безудержную страсть к античности. Рукописи, книги, живопись — все это вдохновляло его и единомышленников, коих в то время было не так уж много, но достаточно, чтобы понять главное. Величие Рима можно вернуть не только былой непревзойдённой мощью армии, но и переосмыслением, возрождением величайшей культуры. В очередной раз подарив миру следующую порцию бессмертных мыслей и образов.

В результате ностальгических мук и терзаний умов в творческих порывах, улавливающих информацию в пространстве, появляется один из самых поразительных и плодотворных периодов человеческой культуры нашей с вами цивилизации — великий Ренессанс! Без которого и античность, по большому счету, не имела бы той ценности и осмысления, которую обрела именно в эту эпоху.

Микеланджело Буонарроти в начале своего эпохального творчества копировал античные скульптуры, иногда специально их состаривая для придания колорита. А позже, осмелев, виртуозно раскрыл древнее понимание «образа и подобия». Возвысив и одухотворив энергию и красоту человека, с одной стороны, а с другой, объяснив через грани собственного понимания и образ Создателя. Знаменитый сегодня «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи навеян дневниками античного римского архитектора Витрувия, который в своем трактате «Десять книг об архитектуре» поставил вопрос о гармонии и пропорциях, ну а человеческое тело стало для него ответом и трафаретом баланса и высшей степени эстетизма. Да Винчи переосмыслил и увековечил древний труд, добавив душу и образ мысли своего времени. Ну и, наконец, Никколо Макиавелли в нетленном «Государе» излил и свои чаяния о Великом Риме, кои подвели мыслителя к главной кульминации жизни. Проведя фантастический анализ стратегий управления, именно в эпоху Возрождения Макиавелли создает бессмертный трактат о всех возможных реалиях и тонкостях существования Правителя в нашей цивилизационной матрице.

К чему это я?

На днях посмотрела выпуск Дудя, где коллеги уезжают в Штаты, и я могу их понять. Там, безусловно, скопление мощной энергии людей, знающих Дело. И вряд ли кто-либо с этим будет спорить. Америка это страна, где труд — священная константа, и не сомневайтесь, именно в этом залог их успеха. Наши с вами соотечественники едут за вибрациями и кодировками, чтобы уловить, освоить, вдохновиться и приобщиться. Это и понятно, когда тебе нужны гуру для познания, ты испытываешь почти физическую боль, не находя подобного у себя в Стране. Поэтому, конечно, ты ни перед чем не остановишься. Унижения и скудные условия жизни в Лос-Анджелесе — ничто перед восторгом и трепетом расширения сознания, которое никогда более не вернется в прежние рамки.

Я согласна, что учиться надо у гуру. Но создать Нечто, исключительно копируя и подражая, невозможно. Лишь вдохнув собственные грани души, масштаба и образа мысли можно "родить" Уникальное. Голливудское Кино никогда не переснять лучше, но и их животрепещущие темы для нас — неактуальны. И лишь превосходная Форма, в которой они настоящие Мастера, может служить обрамлением, но нерв и мысль обязаны, обязаны быть из собственной глубины, выстраданной и великой, на самом деле. И именно этот синтез (их формы и нашего содержание) может привнести новые краски в палитру общечеловеческих гамм.

Когда-то Сергей Дягилев организовал величайшую экспансию русской культуры в Европу, в которую, казалось, и спички нельзя было вставить, настолько она была концентрировано самодостаточна. Экспансия эта сразила на повал своей свободой самовыражения, где-то дикостью, эмоциональностью, но главное, самобытным колоритом. Дягилев делал все это, свято веря, нам есть что отдать безвозмездно в общую копилку человечества. В этом был его главный посыл миру, который сметал надуманные условности.

Сегодня многие совсем еще молодые мечтают сказать и свое слово. Кому, для чего и как они пока не понимают, но в них есть нечто новое — тяга к собственной культуре, быту, укладу и чаяния по величественной старине, уходящей корнями в имперскую и великую страну, которую они искренне, без псевдопатриотических лозунгов, по-настоящему любят и ценят. Те, о ком я рассказываю, не мечтают более «увидеть Париж и умереть», вырваться в Штаты, не оглядываясь. Для них открытое мировое пространство — данность, которая не могла никогда быть иной. Именно поэтому сконцентрированы они на том, чтобы посеять и взрастить нечто у себя дома, а не где-либо еще. Нечто, которое разовьется до масштабов общечеловеческих, но с их гранями души. Для этого поколения "форма" не проблема, они ее чувствуют кончиками пальцев, в отличие от своих предшественников, совершенно не умеющих подступиться к форме, имея содержание. Именно поэтому не способных "содержание" донести до масс.

Пока об этих молодых известно мало. Они точно Микеланджело ходят в подмастерьях, копируя античные скульптуры, но талант и сила их настолько масштабна, что следующий залп грани человеческой мысли, очевидно, за нами.

Сегодня пишут, что у нас нет «национальной идеи», нет скрепа, который бы объединил умы и вдохнул единый порыв в каждого из нас. На это могу сказать лишь одно. Идея — не что-то неодушевленное, ее нельзя взять и наскоро придумать. Чтобы живая, искрящаяся идея действительно родилась, нужно пройти самый важный процесс, без которого все тщетно. Самоидентификация. Самая честная, целебная, оживляющая самоидентификация, после которой наступает прозрение, кое же, в свою очередь, приносит ту единственно возможную, неподдельную Идею, озаряющую все вокруг.

А пока на разных местах, в компаниях и государственных структурах, сидят люди, которые мертвы внутренне, с мономотивацией — улучшить собственное благосостояние, мы все дальше и дальше отгоняем эту самую Идею, которая, на самом деле, на пороге отчаянно стучится в закрытые двери.

Открывая эти двери искренне стремящимся и пышущим энергией, мы, в сущности, открываем двери Идее, а значит, и нашей исторической перспективе, важно это понимать!

Главный редактор журнала «Русский Пионер» в описаниях к моим колонкам часто называет меня «романтичной натурой». Что ж, наверное, от части так и есть. Но на деле, кроме романтизма во мне есть еще и большое чутье вибраций в воздухе, по простому говоря, «чуйка». И если замечаю какой-то талант, как правило, через определенное время он выстреливает, и это прекрасно! Так вот, именно эта самая «чуйка» шепчет мне главное, пока еще совсем даже не очевидное, но именно сегодня, в обозримом будущем, не вчера или завтра, именно сегодня, друзья, Ренессанс!


Рецензии