ИГУ. 7. Литература от литератора

Интересно, что я познакомилась с Анной Леонидовной Рубанович заочно, прочитав её повесть задолго до поступления в университет. Я и думать не могла, что буду у неё учиться. Она для меня словно в двух лицах: автор книги и преподаватель.  Эти образы не совместились в один.

Как автор она мне казалась похожей на героиню повести, нарисованную на обложке и имя ей подходило – Оксана Максимовна. Это имя героини и название повести. Портрета автора на обложке не было.

Всего повестей было три. Сейчас это называется женской прозой: любовные переживания, семейные отношения. Тогда этот жанр считался непрестижным. Всего лишь мелодрама!

А в реальности Анна Леонидовна нам ничего о своём творчестве не говорила. Она рассказывала о писателях. Вела историю русской литературы второй половины ХIX века.

Знакомила нас с самым мощным глубоким пластом отечественной классики. Ей удавалось погрузить нас в атмосферу произведений так, что они становились частью нашей повседневности. Постоянно присутствовали в мыслях и речах.

Как-то Валентина Ильина, примерив меховую шляпу одной из подруг, спросила остальных: «Как я вам?» На что Татьяна сразу отозвалась: «Шикарно! Не то «Идиот», не то «Анна Каренина».

Я училась в те времена, когда в школе не изучали Достоевского. Так что я его узнала впервые от Анны Леонидовны. Поражаясь психологическим  характеристикам его героев, я отмечала для себя ещё и посторонние  детали. Например, почему она, такая грамотная дама, неправильно произносит фамилию Мармеладова – говорит «Мермаладов».

Были ещё некоторые речевые особенности, отличавшие её от других преподавателей. И только теперь я поняла, ознакомившись с её биографией, откуда они. Это отпечаток прежнего места жительства. Детство и юность Анны Леонидовны прошли на Украине, среднюю школу и первые курсы университета она закончила в Одессе.
 
Война заставила бежать из осаждённой Одессы в 1941 году через всю страну к родственникам в Иркутске. Там и прошла дальнейшая жизнь – окончен филфак, состоялась  работа, творчество.

«Ридна Украина, зеленокудрая Одесса»  отразились на страницах её повестей. Драматические коллизии  в судьбах героинь, возможно, навеяны испытаниями, перенесёнными самим автором.

Одна из её коллег как-то заметила: «Сильные женщины нередко остаются одинокими,» -   на примере Анны Леонидовны. Я намотала на ус эту мысль. Только трудно было понять, что сильной женщиной может быть такая птичка-невеличка, вся погружённая в литературу.

Она прожила долго (1919-2013). 16 апреля 2019 года ей исполняется 100 лет.
Из стихотворения Анатолия Собенникова, который был деканом факультета, верным учеником, буквально две строчки:

«На еврейском кладбище Иркутска»
«Имя твоё – Анна»

Вот где она успокоилась навек. А имя – самое литературное, как и вся её судьба.
Этим и запомнилась наша славная Анна Леонидовна, своей увлечённостью миром книг.


Рецензии
"16 апреля 1919 года ей исполняется 100 лет." Должно быть 16 апреля 2019 года ей исполняется 100 лет.

Достоевского не изучали, зато какого-нибудь Павленко читали только потому, что он лоялен советскому режиму, награждён сталинскими премиями. Слава богу, кажется, время все расставило по своим местам. Вот Вы знаете, кто такой Павленко?

Владимир Еремин   19.05.2021 11:48     Заявить о нарушении
Володя, спасибо, что выловили блошку - ошибку. Уже исправила.
А про Павленко - не учили его. И ничего не могу сказать, фамилию слышала. а про что пишет, не знаю.
Тогда уже начиналось критическое отношение к таким дубовым конъюктурщикам. И программу по литературе изменяли много раз. Так и до сих пор она меняется, не стоит на месте.

Светлана Борцова   20.05.2021 07:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.