Детский лепет

Памяти Дочери
Маргарита Бехтерева

Детский лепет
Манечка Бехтерева
(с 2,5-3-х до 5 лет Красноярск)


 
- Мама, у тебя ресницы вокруг глаз, как стрелки на часах! И у меня…
Глядя на свои фото.
- Ой, сколько много Манек!

- Давай споем, как Пугачева:
«Чао, чао, дадагой!»

- Доча, хочешь мороженного?
- Не-а, хочу деду с бабой.

Присели втроём за стол. Маша обнаружила, что осталось только 2 котлеты и приняла решение:
- А мама сразу наелась! Ладно?

Я нечаянно сварила ей жидкую кашу, как молоко, Маня запричитала:
- Это что за фокусы?! Ну ничего, моя бедненькая, я тебя всё равно съем. Или выпью.

Соседка на улице спрашивает:
- Почему ты молчишь, Маша, не отвечаешь мне?
- Язык заморз.

Перед сном спрашивает:
- Ты меня уважаешь? Тогда кока ночи.

- Папа, абажур этот для чего?
- … Для красоты, неверное.
- А я, Маша, для чего, тоже для красоты?
- Гм..

- Мама Ита, голубчик ты мой, я совсем не сытая уже!
- А чего бы ты хотела?
- Ой, мне бы ыышницу!

По утрам будит меня:
- Вставай, солнышко уже проснулось, даже уже потягушечки сделало!
И нам пора в очередях стоять …

По рассеянности (во время чтения) я не отвечала на вопросы, тогда она крикнула мне в уши:
- Женщина, вы будете мне отвечать?!

- А кто это там наверху, на стене?
- Пушкин
- А где же лестница, чтоб к Пушкину залезть?

- Доча, ну пожалуйста, поешь супчик!
- Нет, нет, нет! Пусть супчик обижается, плакает, а я всё равно не буду его есть!

- Доча, дай в щечку поцелую!
- Ой, нет! Надоело мне с тобой любиться!

- Я нарисовала дырку для ключа! А вместо тюльпана получилось сердце!


После очередных пакостей я разразилась криком на Маню. Она дождалась, когда гроза утихнет, вылезла из-за шторы:
- Ты что, мамочка, невзлюбила меня? И вообще, фу …

- Ты кого больше любишь, доча?
- Всех. Но себя, конечно, больше.

Пришедшему с работы папаше:
- Ой, а мама лежит и тосковает. Пойдем смотреть вместе! Лучше я сама покажу.
Она легла на спину, запрокинула голову, приоткрыла рот, закатила глаза в угол, под потолок….

Когда Маша была в комнате одна, то взяла новую книгу Иоанна Кронштадского, поцеловала его фото, потом начала листать и повторять, водя пальцем по строчкам:
- Здесь – истина. А истина – золото. А золото – это истина. (Но я боюсь золота!)
Читать Маша еще не умела, только знала алфавит с 2-х лет.

Маня пощупала мою обнову:
- Ну, и сколько стоит кофточка твоя, копеек 12? Почему без меня выбирала?

- Мы правда сегодня гуляли под душем, раз все мокрые!

В Баклашах увидела летящую над Иркутом чайку и закричала:
- Люди, смотрите, чайник по небу летит!

Утром дочка вежливо здоровается со щенком:
- Доброе утро, щеночек.
А вечером, после слишком бурных игр:
- Не могу тебя терпеть, скотина!

В Лесосибирске у деды с бабой Маня услышала утреннюю перебранку и решительно вмешалась:
- Ой-ёй-ёй! Чё тако? Бабушка, отдавай дедочке ботинки, ему же на лекции надо идти! Где спрятала? Ты чё, оборзела?!

Качая Машу на руках, приговариваю:
- Котёночек ты мой…
- Ита, у меня ж нет хвостами! Значит, я просто доча, а не котёнок полосатый.

- Только звездочки никогда не плакают, они всегда радуются на небе – и хорошо им.

- Мам, а ты не будешь на меня больше страмиться?

- Мам, я хочу всю ночами спать только с тобой на твоей кровати!
Ты же моя доча, девочка моя …

Подходя ко мне вплотную, грозно машет пальчиком перед носом:
- И вообще …
- Что вообще?
- Да так…


Маша ела кашу под собственную рифму:
- Понарошку, понарошку, кашу съем полную ложку!
- Мам, что это за дядя на иконе?
- Святитель Иннокентий Иркутский.
- Та-а-к … Значит, так! Я буду продолжать Божью Мать просить помочь вернуться в Акуцку, Баклаши. А ты теперь проси Аннокентия!

Папаша сказал Мане:
- Что-то у меня душа сильно болит …
- Значит, мне надо поцеловать тебя в щеку, чтоб эта душа не болела.
(Чмок)

Утром проснулась и затараторила:
- Ну вот, я встала, а ночь, наоборот, спать пошла, потому что утро уже. А ночью на небе месяц был растущий, а цветом золотистый, как мёд. И звёзды на небе подмигивали! … Что-то мне весело стало …

- Папочка, птенчик ты мой!
- (Гы-гы!) Тебе, наверное, чего-то захотелось?
- Хочу большого кахадила!

В Красноярском кафе «Нива» взяли на троих пышные ромбабы к кофе. Андрей сказал, крякнув:
- А что? Бабы хороши!
Маня его поправила:
- Адюша, нельзя говорить «бабы»! А можно говорить только «ом-бабы»!
- Ах вот как?

Маша часто передразнивает надоевшую фразу по радио:
- Не но-о-вость! Юбиль обесценивается!

- А у черепахи есть пятушки?
- А почему цыплята в яйцах прячутся? Чем они там, интересно, занимаются?...
Маша услышала, что наступил первый весенний месяц. Но когда мы вышли на улицу – шел снег.
- Ой, это же снова зима на землю падает! А где Весна спряталась?

- А почему наши ёдственники живут далеко?

- Мама Ита! Ты совершенная любовь! Со-вер-шен-ная!

Начала  читать книгу про Буратино:
- Не хочу слушать про … полено!

Маша, Незнайку любишь?
- Люблю, хоть он и бесстыжий. Зато голова большая. А дяденьку Бассейного с улицы Рассеяной так жалко – сковородку одел, бедненький.

- Дай мне печку – работать хочу, я же всё-таки женчина!
- Мам, хочу в ресторан веселиться! Купи мне туфли тынцевать! Смотри: Ай – на – нэ – нэ – нэ! Их – их! Как цыгана!

- А вот, прочим между, пора тебе кашу мне дать манную – преманную.


- Доча, ты выспалась?
- Не-е, я же спала всего один глоточек.

- Мам, нарисуй птицу, и мы назовём её «жисть молодая»! И купи мне гитару и балалайку!

- Мам, я должна научить тебя летать крылушками, чтобы вместе летать над горами!

Прикладывая двух пупсиков друг к другу:
- Теперь деритесь! А теперь миритесь. А теперь снова деритесь! Фу, надоели … Ну-ка, живо мыться в ванну! (Помыла и завернула в полотенце).

Маша проснулась среди ночи и затрещала:
- Ой, узас – узас! Он опять одел сковорду на голову, ну, дяденька Рассеянный! Чё с ним делать-то?

Я одела мамин подарок – лилово–сиреневый пеньюар до полу. Дочка воскликнула:
- Ой, мам, ты же поэтесса прямо!
- Откуда ты можешь знать, как выглядят поэтессы, и кто они такие?
- Дак это же ты, Ита!

- Мам, выдай меня замуж в Акуцке!
- А-а?
- А чё такого? Ну, ты тогда пока себя снова замуж выдай, ты уже большая. (А папа нас не услышит?..)

Часто примеряет мои широкополые шляпы и произносит с реверансом:
- Увжаемые вдамы и вгоспода! Представление начинается!

- Ита, не называй меня разбойницей, это не хорошо.
Лучше называй меня Майя Юйевна!
Только слово «люблю» - прекрасное слово. Особенно, если говорить «люблю у безумия»!

Разозлившись на что-то, Маша вцепилась зубами мне в руку и прорычала
- Я вас всех тут съем!

- Мать, надоело мне быть хорошей. Купи мне одних глупостей.

- О чём задумалась, доча, почему перестала жевать?
- А я грустная и тосковайная. !

- Ита! Пожди меня!
- Нет. Догоняй.
- Уф, догонула!

В парке:
- Маргарина, а это сё?
- Да так, сооружение какое-то.
- Замечательное суружэньня! 

Ну, берёза вот стоит, вижу, можно петь. А где люли – люли-то стоят?

- Доча, поцелуй меня в щеку!
- Ой, нет! Лучше завтра. А ещё лучше – на следующей неделе!

- Мам, я так тебя люблю, что даже трудно дышать – воздуху не хватает!

Ехали на юбилей (30 лет) к её крестному – Андрею в институтской машине. Маша долго спала у меня на коленях, потом рывком поднялась и пожаловалась водителю!
- Что-то мне не спится, дяденька, ни с открытыми глазками, ни с закрытыми! Что делать, не знаю?
- Ну, конечно, (смеется), 100 км. проспала, теперь можно и на бессонницу жаловаться!

Возвращались с Машей вдвоём с вечерней субботней службы. Она хотела достать до цветущей ветки яблони, встала на цыпочки. А прохожий улыбнулся и подарил ей алый тюльпан.
- Теперь я поставлю тюльпан в водичку, а пчела Майя пусть сделает нам из него мёд!

В Лесосибирске баба нарочно сказала при Мане такую пугалку:
- Так ты, мама Рита, сразу мне звони и пиши письмо, если Маша снова не будет слушаться. Я приеду и сама разберусь с ней как следует!
Но теперь Маша как провинится, так меня же и дразнит:
- Ну давай, давай, пиши бабе письмо скоренько, я же не слушаюсь!

Спела дочке песенку из своего детства «Солнечный круг»: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я!» С которой я поступила в музыкальную школу.
- А как насчет Машеньки? … Надо спеть: «Пусть всегда будет Маша!»

Старый сантехник пришёл с техосмотром и предложил называть его дедой.
- Нет, нет, нет! Деда в Лесосибирске живет. А тебя только дедкой!

Стояли в очериди за хлебом декабрьским вечером. Вдруг истерика:
- Всё, надоело. Пошли на автобус и укатим в Баклаши! Спать и жить там.

- Вопросов у тебя хватает.
- Мам, а кого вопросы хватают?

Дочка в поезде считает деньги:
- Эта тыща, чтоб Мане шубу купить. Эта тыща, чтоб Ите шубу новую.
Мужики-попутчики стали подтрунивать:
- Ну что, юный коммерсант, деньжат не подбросить на шубы?
- А твой какой разница?
(нагло отпаривала Маня, встав в позу «руки в боки»)

Увидела во дворе жука и затопала на него, замахала:
- Фу, какая гадость, прямо каракатица!
Уезжай-ка ты лучше в Ахрику, у тебя там ёдственники живут: всякие пауки, кахадилы и прочие ужастики …

Июнь 1995
Ранним утром на 9 этаже начался какой-то шум и падения:
- Марья, прекрати безобразничать! Соседи еще спят …
- Это не я, мамочка, - (залезая под мое одеяло с головой) – это называется земное потрясение. Такие ужасы уже были в страшной Чечне! .. А как земное потрясение скажется на взаимоотношениях людей? Ведь Земля же так нервничает! Бедные люди.

Маша сочиняют вслух куклам:
- Наша киска Матрёнка сшила себе трусы, но дырку для хвоста забыла сделать! Придётся так и ходить без трусов, ничё не поделаешь.
А когда Мотря поумнела, она сшила себе носочки на все лапки, чтобы на улице гулять, а то холодно стало.

- Я по знаку зодиака Близнецы. А это как два Водолея вместе?

Котёнок (Мотря) одичал без людей за месяц. Первые дни нападала из-за угла, Маня не выдержала и разревелась:
- Почему Матрёнка меня ест?! Я же не котлета, не мяско. Выброси её.
- Хорошо, пусть живет на улице, выброшу.
- Н-нет, я пошутила. Я хочу, чтобы она просто заперлась в туалете и не вылазила оттуда, пусть о своём поведении думает. А то уже все нервы мне вымотала.

- Мама, ты негодяйка.
- Что-о?!
- Я хотела сказать – негодяюшка.

- Ита, а что лук говрит?
- Не знаю.
- Он говорит: «Я полезный! Я Чипполино! Будем дружить!
               


Переезд в Иркутск с 1992 года
Я предложила делать зарядку вместе со мной.
- А зачем?
- Чтобы вырасти.
- Дак ты что, мама, до потолка что ли хочешь вырасти?!

Перед сном нежно гладила меня по голове, потом размечталась:
- Мамуля, а давай поменяемся головами! Чтобы мне стать красивой тётенькой, а тебе моей дочей …

- Ита, как мне надоело таскаться, по горам, по долам в этот Первомайский из Университетского! Опять эти очереди! А вообще, их где-нибудь нет? … Оставляй меня лучше дома. Я же не одна, а со своей подругой – кошкой Матрёной, она меня уважает. Да и я её больше подстригать не буду, пусть ходит с этой прической, раз ей так нравится.

- Из чего лепят попугаев? Смешивают снег с желтком – вот и всё готово. Это понятно. А вот из чего же лепят ребятишек?

Дочка горько рыдает одна, свернувшись калачиком, с зажатою в ладошке моей фотографией.
- Как же мне не плакать?! Если в этом альбоме ты везде без меня. А где же я, Машенька?
- Тебя еще тогда на свете не было.
- А где же я была?!
- Не знаю милая.
- Как это? Я же, наверное, плакала и просилась к тебе? Как же ты смогла жить без меня?!
- Сама не знаю, родненькая. И меня тоже когда-то не было на свете. Иди ко мне.
- Но где же мы тогда с тобой были, мамочка? Мы хоть знали тогда друг дружку? А? (Плач) Ты хоть пририсуй меня рядышком с тобой в альбоме, а? О-ё-ё-ё-ёй!
(Плакала весь вечер до хрипоты и икоты).

По телефону: – Ой, я в новогоднюю ночь шампанского напилась! В общем, была пьяная, как собака! – (Она выпила одну столовую ложку шампанского).

- Мам, почему я у тебя только одна? Ведь у козы и той целых 7 козлятушек! Понимаешь ли … А, ты что, хуже козы, что ли?

- Я молодец. Я даже телевизор умею смотреть.

- Сколько можно сосать ногу во рту, да еще в тапочке!
- А мне так легче думать!

- Я съем вторую мандаринку, чтоб им вместе не скучно было в животе баловаться.

- Ниче, не выключай фонарики на ёлке. Пусть всегда цветут.


- Ита, а что каша говорит? А трамвай?
- Они не могут говорить.
- Бедненькие, надо им ротик пририсовать.

- Почему не уснула днем?
- Я старалась, но глазки меня не слушались. Вот их и ругай.

- Мам, я стих придумала! Слушай:
Солнце светит в душу!
Солнце светит в сердце!

- Ах, как жалко, что я не гуля, а то бы мне тоже подсаживали под попу яички греть.

- А почему черепаха все время под одеялом ходит? Она что, мерзнет?

- Мама, мне не нравится, что ты смотришь на меня сердитками! Я же всё-таки твой родненький птенчик. Лучше смейся.

- Я так хочу чая, что просто вся изнемогаю.

- Мам, ты каждое утро пишешь в садике какое-то «меню». Ты кого меняешь-то? Меня, может, на мальчика? Ну, чё молчишь, глаза вылупила? Отвечай!

- Не могу больше есть лук, а то он сегодня сильно огорчительный.

Маша смотрит из окна на железную дорогу:
- До свидания, лепестричка! А вот дворняг проехал! (т.е. товарняк).
- А я поняла из чего кошек делают! Шьют из теплых шерстяных ниток, смешивают с пухом, а ушки уже сами вырастают!

- А кто вреднее – коты или кошки?

- Слушайте, как правильно петь!
В лесу родилась ёлочка, а кто её родил?
Её родила Машенька и фонарики зажгла!

- Мамуля, не закрывай дверь перед моим носом!
- А если всё-таки закрою?
- Ну что ты, разве ты можешь быть коварной женщиной?!

- Какая же всё-таки была в детстве засранка! (увидев своё фото с кашею на лице).



Первая дневниковая запись 7-летней Маши

Авто-портрет. Кто такая я – Маша?!!!
Я простодушная обворожительная коричневоглазая девочка, которая любит играть в шоколадные яица и которая – любит свою маму. Причем – маму больше чем яйца! И довольно я странная девочка. Потому что – я заставляю свою маму чикотить мне пятки и хохохочу при этом! Да, я – такая – но нет в мире совершенства!

1996 год Мне 777 лет.
19 апреля
___________________________________________
Мамин портрет.
Мне очень нравится мамин статный нос, быстрая летящая походка.
Когда мы с мамой собираем богородскую траву в Баклашах (эта трава для успокоения души), особенно если эта травка с родины, мы увидели моторную лодку, в которой парни махали маме рукой.
Я думаю, что Иркут красивее всех рек на свете.
У других улыбка вульгарная и некрасивая, а у моей мамы улыбка старинная и нежная, странная и загадочная…

21 Августа 1997
В Баклашах, в лесу.









 


Рецензии