Хаджа Гавриил

Он был первостроителем КВЖД и Харбина, мыл золото на Аляске, обошёл всю Россию и совершил паломничество к Гробу Господнему.
Дед моей бабушки по матери Гаврила Николаевич Просин был человеком незаурядным, хотя и малограмотным. Он родился в 1864 году в городке Луховицы.
К 34 годам прапрадед сделал карьеру проводника пассажирского поезда, женился и родил четверых детей: сына Ивана и трех дочерей: Ольгу, Дарью и Ксению, мою прабабушку. Для многих этого уже достаточно. Но прапрадеду Гавриле это показалось мало. В 1898 году он вместе со всем семейством рванул в Желтороссию (так в то время назывались земли в Маньчжурии, выкупленные Россией), на строительство города Харбина и Китайской Восточной железной дороги, которая должна была связать европейскую часть России и Порт-Артур.
Просины прибыли на место будущего города в поселок Сунгари с одним из первых пароходов. Первым пароходом стал "Владивосток". А всего для перевозки переселенцев было построено 18 пароходов. Поселок Сунгари быстрыми темпами стал превращаться в город. Открылась первая железнодорожная больница. Вскоре в Новом Харбине открылась капитальная, превосходно оборудованная центральная больница КВЖД. Появилась столовая для строителей, открылась первая гостиница «Номера для проезжих Гамартели». Начало свои операции отделение Русско-Китайского банка. Развивается торговля, сфера услуг. Руководители стройки позаботились и о начальной школе для детей рабочих и служащих. Уже через год после начала строительства в бывшем поселке Сунгари проживало 14 000 человек.
А через семь лет КВЖД и Харбин были, в основном, построены.
В 1905 в результате неудачной войны с Японией Россия потеряла Порт-Артур и другие территории на Дальнем Востоке, так что КВЖД стала «дорогой в никуда». Возможно, семье Просиных не хватало денег, или прапрадеду снова стало скучно, только он снова отправился в дорогу, и не куда-нибудь, а на Аляску, старателем на золотой прииск. Подзаработав деньжат, вернулся в Харбин, и до 1910 года жил с семьёй. Но, видимо, шило в одном месте не давало покоя, и он пошёл, куда глаза глядят, в прямом смысле слова. Исходил, изъездил всю Россию от края и до края. Однажды чуть было не осел в местечке Усть-Чарышская при слиянии рек Чарыш и Обь. Известно, что дочь Ксения, моя прабабушка, даже к нему в гости туда ездила и какое-то время там жила. Но и это неугомонному предку в конце концов тоже наскучило. «А не прогуляться ли мне до Йерусалима?», - подумал однажды он. И пошёл. Никакие мировые войны, революции на биографии прапрадеда Гаврилы не отразилось. Он жил своей параллельной жизнью.
В 1928 дочери ему из Харбина написали, что хватит, мол, бродить по земле, и после 18 лет скитаний он послушно притопал обратно в Китай, где и осел уже до конца жизни. Хотя я в этом не уверен. Судя по его облику на фото, он еще сходил в Шамбалу. Хотя по вероисповеданию он был христианином-адвентистом, и в Харбине, кстати, была большая адвентистская церковь. Один из моих родственников вспоминает Гаврилу Просина вполне домашним дедушкой, пасшим гусей , всё имущество которого состояло из чемоданчика с одеждой и вырезками из газет с шахматно-шашечными задачами.
Сегодня в пятимиллионном китайском мегаполисе Харбине мало кто задумывается о том, кто именно основал их город, какими были эти люди. Вот один из портретов – хаджа Гавриил Просин, мой прапрадед. Авантюрист, работяга и бессребреник.
Но у него еще были родные братья! В отличие от Гаврилы, они были успешными коммерсантами, владевшие компаниями в Москве и Харбине. Об одном из них даже рассказал Чехов. Но это уже тема для другого очерка.

На фото:Около 1932 г. Гаврила Просин на берегу Сунгари (за ним, кстати, сидит двоюродный брат В.Молотова Леонид Небогатиков)


Рецензии