Неведомый миру господин

Так Антон Чехов высказался об одном предприимчивом московском предпринимателе по фамилии Просин. Только вот о каком?
У моего прапрадеда Гаврилы Просина были младшие братья, такие же неугомонные и лёгкие на подъём, как Гаврила, но более практичные. Один брат, Владимир Николаевич, родившийся в 1866 году, из Луховиц отправился в Москву, работал половым в трактире, потом поехал в тогдашнюю столицу Санкт-Петербург, поднакопил деньжат и по возвращению в Москву купил трактир, назвав его просто – «У Просина». Располагался он по адресу Большая Грузинская, 2, напротив нынешнего входа в Московский зоопарк. Там сейчас кафе «Шоколадница». Представляете себе карьеру? Поработать в трактире половым, а потом купить трактир в центре Москвы. Уметь надо!
Потом Владимир Николаевич удачно женился. Жену звали Евдокия. И родилось у них пятеро детей: Василий, (1892-1933), Александр (1895-1945), Николай (1902-1971), Илья (1908-1975) и дочь Мария (1904-1952). О том, как сложилась судьба семьи Владимира Николаевича, можно представить по отрывочным сведениям . Упоминается, что он был ранен в первую мировую, а в 30-х годах арестован и провел несколько лет в ссылке, а в 1951 году умер.
Другие родственники писали ещё, что у прапрадеда Гаврилы было несколько братьев, и только двое «вышли в люди». Один имел в Москве лавку по продаже «колониальных товаров», другой - извозчичью контору. Относится ли это к Владимиру Николаевичу, владевшему трактиром, пока не знаю. А узнал я о брате своего прапрадеда от его внука Василия Владимировича Просина, которому я, получается, прихожусь каким-то там пятиюродным племянником. Я пока с ним лично не знаком. Обменялись только письмами. Василий Владимирович - доктор физико-математических наук, долгое время работал в НИИ ядерной физики МГУ, в лаборатории высоких энергий.
Но самое интересное открытие, кроме открытия «трактира» по адресу Б.Грузинская, 2 и нахождения ещё одного родственника, ждало меня от Антона нашего Павловича Чехова.
В его «Осколках Московской жизни» наткнулся я на такую заметку:
«Москвичи, по-видимому, сделали стачку. Некий Просин, неведомый миру господин, желая нажить миллион триста тысяч, взял на откуп столбы для объявлений. Будучи жадным, как акула, он расширил щиты ad maximum, до того, что загородил двери магазинов. Мало этого. Он чуть ли не вчетверо увеличил плату за наклейку объявлений и заявил, что он увеличит ее еще впятеро, если человечество будет продолжать коснеть в пороках... Но человечество не пало духом. Антрепренеры и торговые люди в один голос порешили наказать жадность и не пользоваться услугами г. Просина, доколе... И теперь столбы с самого начала просинской аренды стоят пусты и голы, как спина купающегося статского советника, и от нечего делать занимаются отражением и поглощением солнечных лучей. Жадных следует учить, но... стачка есть нечто такое, как бы этак выразиться... вообще сборища, коллективные прошения, стачки... бросьте, господа! Этим не шутят.»Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/public/oskolki-moskovskoj..
Уж не знаю, какой именно из братьев Просиных удостоился внимания классика, но все братья имели общую черту – неугомонную предприимчивость.


Рецензии