Все стараются сделать мне больно

Часто запросы людей на консультации связаны с тем, что окружающие их родственники, близкие и знакомые плохо к ним относятся, делают им больно, обижают, не считаются с их мнением, издеваются над ними.

Человек обвиняет в этом других, ищет недостатки в их характере, воспитании, часто просит помочь изменить этих «плохих других».

Можем ли мы изменить другого? Я отвечаю, что можем, но только хирургическим путём.

Есть ещё один путь изменения другого - через изменения себя. Как это происходит?

Очень важно задуматься о том, что если люди причиняют мне боль и обижают меня, мне это зачем-то нужно самому, по какой-то причине мне хочется такого отношения к себе, для меня такое отношение более приемлемо, выгодно и безопасно, чем уважение и любовь.

Причин может быть много и у каждого она своя и неповторимая. Попробую обозначить наиболее общие причины (их часто называют вторичными выгодами):

в семье моих родителей обо мне заботились и относились нежно, если я болел или жаловался и страдал, а когда я был спокоен или зол, меня или не замечали или игнорировали. И я до сих пор в глубине души считаю, что могу получить внимание и заботу близких, если буду несчастным и страдающим;
рядом с этими «плохими и злыми» недостойными людьми я чувствую себя достойным, правильным, терпеливым, почти великомучеником, и это повышает мою самооценку и значимость в собственных глазах и, как мне кажется, в глазах других людей;
я не умею открыто выражать своё недовольство и злость и использую обиду и страдание как своё тайное оружие, с их помощью я наношу скрытый удар - вызываю в «плохих людях» чувство вины или стыда за их поведение, люди начинают оправдываться и пытаются извиниться, а я наношу удар ещё раз, не давая им этой возможности;
я страдаю и чувствую себя жертвой, обстоятельств, и это позволяет мне не нести ответственность за свою жизнь, я жду спасителя, который возьмёт эту ответственность на себя. И спаситель находится, но учитывая, что спасаться-то я и не хочу, я делаю моё спасение невозможным, а спасителя начинаю воспринимать как очередного вредителя;
я не знаю, чего я хочу, и по-этой причине я живу жизнью других людей. Здесь-то я точно знаю, что им нужно, полезно, что для них правильно, здесь я чувствую свою ценность и значимость. Я даю людям непрошеные советы и оказываю ненужную им помощь, в ответ я получаю неблагодарность, злость, пренебрежение.
Иногда случается и так, что наши родители нас часто наказывали, в том числе физически, и, будучи маленькими детьми, мы ошибочно приняли это за любовь. Теперь нас так и продолжают «любить».

Выход из порочного круга обид и страданий возможен - перестать хотеть страдать!

Светлана Волкова, психолог,
Информацию обо мне можно посмотреть по ссылке
https://www.b17.ru/volkovasa/


Рецензии