12. Рабочая семья

     Картина "Машинист паровоза".
     (Источник - просторы Ин-та).

     *****

     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть вторая: В СЕЛЕ ЕРМАК.

     12. РАБОЧАЯ СЕМЬЯ

     Большое воспитательное значение в моей жизни сыграла рабочая семья Самоновых, особенно сам глава семьи машинист паровоза Иван Михайлович, человек лет сорока восьми, грузный, очень походивший на обрусевшего турка, такой же горбоносый, черный, с чисто выбритыми щеками и горячим взглядом маленьких глаз. Иван Михайлович жил в Экибастузе, но из-за школы переехал в Ермак.

     Однажды мы проснулись и увидели, что против нас живут новые шабры. Конопатый мальчик в коротких штанишках выскочил на улицу, запрокинул назад стриженую голову и звонко продекламировал:

Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою*
Был великий спор!

     Это был Шурик, самый младший из четырех сыновей Ивана Михайловича. Самый старший сын его тоже работал машинистом на железной дороге в Омске, второй учился в Ленинграде, третий по слесарному делу пошел и трудился в нашем ермаковском депо, дочь Настя училась в одном классе со мной.

     В первый же год Иван Михайлович обзавелся коровой, курами и большим огородом, потому что он любил возиться в огороде и выращивал для себя все овощи - капусту, помидоры, огурцы, редис, редьку, сельдерей, петрушку и даже горох и паслен. Летом к нему приезжал на каникулы сын студент и однажды была невестка с внуками. Они тоже любили проводить время на огороде.

     Возвращаясь с дежурства или очередного рейса, Иван Михайлович прежде всего снимал с себя брезентовую робу, во многих местах испачканную темными маслянистыми пятнами, тщательно умывался под рукомойником на улице, надевал на себя чистую пижаму и садился обедать перед открытым окном.

     После обеда любил соснуть часок-другой, потом, натянув на большую круглую голову детскую пикейную панаму и, взяв в руки лопату, лейку и ведра, шел на огород трудиться. Впереди бежал Шурик, за ними отправлялась Настя, а затем уже сама хозяйка, Надежда Ивановна, которую Иван Михайлович ласково называл Надюшей.

     Иван Михайлович во всем мог служит примером: он не курил, не пил, не ругался, не сквернословил, ни с кем не ссорился, никого не обижал, не обманывал, ко всем относился вежливо и почтительно, в бога не верил и не молился, в церковь не ходил, любил читать газеты и поговорить о жизни, про войну, и какой бы круг вопросов он не задевал, во всем проявлял осведомленность.

     К нашей семье он относился так, как будто мы доводились ему родственниками. Он часто брал у нас рыбу и не любил, когда ему отдавали сдачу, он даже сердился в таких случаях.

     Однажды по просьбе отца он написал заявление, адресованное местной власти, чтобы с нас скостили подоходный сельскохозяйственный налог. Председатель сельсовета, прочитав заявление, спросил, кто писал, и когда узнал, что Иван Михайлович, ответил: "Хорошо - скостим".

     Иван Михайлович часто заходил в нашу школу, справляясь, как учится его Настенька, и этим посещением весьма смущал свою дочь.
     - Папа, зачем ты ходишь? - недовольно спрашивала она. - Ты же знаешь, я учусь хорошо. Чего тебе еще нужно?
     - Тише, тише, дочка, - отвечал отец. - Кашу маслом не испортишь. Если я лишний раз узнаю, как твои успехи - разве плохо это для тебя? 
     - Вон Федор Яковлевич дал мне понять, что ты нетвердо усвоила деление простых дробей, часто путаешься... Надобно подтянуться, повторить все правила этого раздела. Наш сосед Витя Орлов - круглый отличник, а ты разве не можешь так учиться? Вполне можешь, ежели не будешь лениться...

     Обращаясь ко мне, он часто говорил:
     - Витя, ты - молодец! Хорошо делаешь, что учишься. Тебе грамота ох как нужна, нужнее чем хлеб, без хлеба можно прожить, а без грамоты сейчас не проживешь... О чем говорил товарищ Ленин на третьем съезде комсомола? Молодежь должна учиться, учиться и учиться. Это золотые слова. Их следует всегда помнить.

     Когда умер Ленин, он плакал, не скрывая своих слез.
     -  Поверите ли, Василий Иванович, - рассказывал он потом моему отцу, - стою у реверса, хочу подать гудок, уже руку протянул, а у самого слезы глаза заливают...

     *****

     *Эльбрус (старорусское название Шат-гора) - высочайшая гора Кавказа, её высота достигает 5642 м.

     *****

     Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2019/04/12/1898


Рецензии