13. Любовь к чтению

     Картина "Портрет сына".
     Художник И. Э. Грабарь (1871-1960).

     *****

    СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть вторая: В СЕЛЕ ЕРМАК.

     13. ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ

     Любовь к чтению... Она, вероятно, пришла в тот год, когда мне поручили вести школьную библиотеку. Вся наша библиотека насчитывала не более сотни книг, которые можно было легко вместить в одном книжном шкафу. Ключи от библиотеки находились у меня и я мог брать любую книгу, но сами понимаете, выбор был небольшой и детских книг тогда мало издавали, все больше для взрослых.

     У Самоновых было много книг и журналов, таких как "Нива", "Огонек", "Вокруг света". Я видел толстые подшивки, Настя таскала их на огород и там, спрятавшись в шалаше, читала. Она не расставалась с книгой, бессчетно раз за день пробегала мимо нас на свой огород и всегда несла в руках какую-нибудь книгу. Мать часто говорила:
     - Вон опять побежала книжница. Как ей не надоест бегать то туда, то сюда, и все с песнями.

     Она не знала, что эта книжница волновала меня. Настя носила короткие черные юбочки и белые кофточки. Может быть эти короткие юбочки волновали меня или ее песни? А может все сразу - и улыбки, и смех и краткие приветствия: "Здравствуй, Витя!" Во всяком случае, я был тайно влюблен в Настю. Она, вероятно, догадывалась об этом и старалась держать себя игриво, независимо, иногда даже строго.

     Старший ее брат Дмитрий, приезжая на каникулы, привозил связку книг и в солнечный день у шалаша на огороде подолгу загорал. Другой брат Михаил, как уже было сказано, работал в депо, часто работал в вечернюю смену, а днем спал.
     - Витя, ты почему не придешь к нам за книгами? - Не раз спрашивал меня Иван Михайлович, но я стеснялся ходить к ним, стеснялся всех - самого Ивана Михайловича, Надежды Ивановны, сыновей, Насти и даже конопатого Шурика.

     Но больше всего брала меня робость перед старшими братьями Насти, они такие ученые, а я обыкновенный деревенский мальчишка. Черт знает, почему я такой стеснительный родился? Эта черта характера впоследствии часто оборачивалась против меня. Как много я потерял из-за того, что был не смел. Не даром говорят: нахальство - второе счастье.

     Однажды Иван Михайлович посоветовал мне выписывать и читать газеты. Я выпросил у отца денег и с нового года подписался на "Крестьянскую газету", "Известия" и журнал "Наука и жизнь" или "Знание - сила" (теперь уже точно не помню, но помню, что он был тонкий). Почтальон, живший на другом конце села, доставив первый раз пачку газет, даже удивился:
     - Неужели ты будешь читать "Известия"? Она ведь ежедневно выходит, притом такая большая. На целый день тебе хватит одной газеты.

     Я промолчал, так как подписывался "для пробы" всего на три месяца. Большие статьи в газетах я, конечно, не читал, только рассматривал "картинки" - тощего Чемберлена в цилиндре и с моноклем в глазу, пузатых и коротконогих капиталистов с хищным оскалом крупных зубов, попов в черных рясах и с крестом на шее, вертлявых министров с козлиными бородками, могучих красноармейцев с винтовками и штыками, оберегающих родину. Не пропускал ни одного стиха Демьяна Бедного, они мне очень нравились.

     Из книг художественной литературы самой первой я прочитал "Трое", на автора книги я не обратил внимания, гораздо позднее узнал, что им был Максим Горький, но помню, она была в мягком переплете и без единой картинки. Из многочисленных эпизодов, описанных в книге, мне больше всего запомнилось убийство старика лавочника в его собственной лавке и то, как хладнокровно действовал убийца, он совершил преступление рядом с людьми и не боялся, что его разоблачат, и откуда мог узнать автор все подробности совершен&го злодеяния, если он не присутствовал при этом?

     Вскоре после этого я прочитал вторую книгу - "Пять недель на воздушном шаре", читал  ее весной, в лодке, которая еще лежала на нашем дворе, дожидаясь ремонта, в лодке было сено, я зарылся в него, пригрелся и читал. Сестренки часто подходили к лодке, отвлекали меня от чтения, но я, взяв длинную хворостину, отгонял их от себя... Я жил в Африке, вместе с героями летал на воздушном шаре над озером Чад, отбивался от страшных грифов и крокодилов.

     *****

     Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2019/04/12/1938


Рецензии