Уличная проповедь

Катехизаторские зарисовки
          Иногда разговоры о Боге и его существовании возникают в самых неожиданных местах, и заводят их люди не всегда в обычном состоянии. В дореволюционной России эта тема поднималась часто. Обязательные церковные правила многими выполнялись уже чисто формально, и люди пытались найти живую веру в своём окружении. Потом годы гонений загонят эти разговоры в глубину кухонь, и то если шёпотом, но с 90-х годов на улице опять заговорили о Боге.
        Недавно я ехал в трамвае, и туда залез выпивший и неряшливо одетый человек. Он долго прикладывал какую-то карту к валидатору,  имитируя неудачную попытку оплатить проезд. Потерпев вполне ожидаемую неудачу и не добившись зелёного света, он обиженно уселся рядом с входом в переднюю дверь и, помолчав пару остановок, огорошил входящего молодого человека фразой:
- А ты знаешь, что Бог есть?
- А мне до фонаря, - последовал агрессивный ответ молодого человека, явно недовольного социальным статусом и нетрезвым видом непрошенного катехизатора.
       Я вышел, и мне вспомнилась совсем другая история из начала 90х годов, когда  взбудораженный  бурными изменениями в стране гражданин начал призывать весь автобус к покаянию.
- Всем, всем пора идти в церковь, всем каяться! - кричал он.
- Ну, читай молитву, будем каяться, - довольно лукаво сказала ему стоящая рядом женщина. Гражданин как-то резко сник и уже без всякого запала сказал:
- Мне не надо, у меня всё в порядке. Это  вам надо! – и в автобусе воцарилась полная тишина. Несостоятельность проповеди была очевидна как в первом, так и во втором случае…
      На мой взгляд, проповедь слова Божия требует гораздо более взвешенного состояния и удачного выбора момента. Она может осуществляться в любом месте, где возникли соответствующие ей обстоятельства. Однажды стоял я в очереди на рынке за абрикосами. Абрикосы были все пятнистые, но  очень дешёвые. Продавщица объясняла небольшой очереди:
-Абрикосы с пятнами – это дикие абрикосы, из них вывели различные сорта, как люди из обезьян произошли. Обезьяны страшные были, а люди вон какие красивые теперь ходят!
       Такой рекламный ход меня явно не устроил и я возразил , что людей создал Бог.
- А как же научное открытие Дарвина об эволюции? - вступил в разговор впереди стоящий мужчина.   
- Всего лишь теория, не подтверждённая наличием промежуточного звена, - возразил я.
     Очередь удивлённо затихла. Люди молча покупали пятнистые абрикосы и с опаской  поглядывали на меня. Некий успех уличной проповеди всё-таки был налицо.
       Но наиболее интересный разговор у меня произошёл на мойке машин. Здесь волею случая я оказался в роли клиента, и молодой паренёк, вымывший мою машину и принявший меня за батюшку, захотел задать мне пару вопросов. Причиной такой ошибки были моя борода и иконы в машине.
       В таких случаях я говорю, что не батюшка, но на вопросы о вере ответить могу, так, как не один год преподавал в воскресной школе  Закон Божий. Обычно людей это не останавливает, и они начинают говорить.
       Парень оказался сектантом- пятидесятником. Он сидел на героине, но, придя в секту, получил « дар языков» и «слез с иглы», что в обычных условиях без специального лечения сделать практически невозможно.
- Я сам из Калининграда, - сказал он, - и хочу спросить вашего совета, ехать ли мне туда для создания местной группы пятидесятников. Ведь в моём родном городе очень много наркоманов.
-Вы крещёный? - спросил я его.
- Да крещёный, - ответил он. Когда-то даже заходил в церковь, ставил свечи, и это меня не спасло от компании наркоманов.
- Но вы не причащались, - уточнил я.
- Нет, и не вижу теперь в этом смысла, - ответил он, - у меня ведь есть дар языков, как у апостолов.
- И на каком языке  Вы говорите?- спросил я. Юноша замялся.
- Ни на каком,-  ответил он, -  а зачем мне это?
- Но апостолы заговорили на языках тех народов, к которым они должны были идти проповедовать христианство. В этом был смысл этого дара. В чём смысл вашего говорения?
      Парень задумался. Я нарушил затянувшуюся паузу:
- В начале разговора  вы спросили моё мнение о проповеди этого учения. Я  Вам не рекомендую этого делать.
- Но почему?- спросил он.
- Потому  что  Вы, будучи крещёным человеком, не разобрались в своей вере, изменили ей -  и хотите на своей земле проповедовать по своей сути чуждое для православия учение.
 Парень без особого энтузиазма поблагодарил меня за разговор и пошёл мыть следующую машину. А я стал вспоминать главу из учебника по сектоведению  о том, как появились пятидесятники. Во время молитвы афроамериканцев  – баптистов на них «снизошло»  некое  бормотание, в котором они узрели дар языков. Они смогли воспроизводить это состояние и передавать его некоторым подготовленным по их методике людям. Это состояние характеризовалось эйфорией и возбуждением. Проще говоря, получаемый кайф  превышал наркотический.
      Православие не может дать человеку гарантий, что, приступая к таинствам Церкви, он тут же исцелится от всех болезней и вредных привычек. «По вере вашей да будет вам» - говорит Христос. Значит, помощь будет дана страждущему,  но многое будет зависеть от него самого. Христос оставляет человеку свободу, а где есть свобода, там не может быть абсолютно  однозначных  гарантий и результатов. Главное не покидать Церковь  и тогда даже очень немощный человек со временем победит свои страсти. А быстрого результата  нам никто и не обещал. Когда всё получается само и без нашего осознанного участия – действует совсем иная, не желающая нам добра сила...

      


Рецензии
Интересный текст! Содержательно. Понравилось!

Артур Грей Эсквайр   13.04.2019 01:39     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Артур!

Терехов Максим Юрьевич   13.04.2019 14:05   Заявить о нарушении
За несанкционированный митинг могут и посадить.

Николай Павлов Юрьевский   28.10.2020 18:45   Заявить о нарушении
"Но тогда ещё был снегопад, снегопад и свобода писать на снегу"... Владимир Высоцкий

Терехов Максим Юрьевич   28.10.2020 22:25   Заявить о нарушении