16. В Павлодаре

     Вверху: так выглядел Павлодар много лет назад.
     (За фото спасибо Интернету).

     *****

     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть вторая: В СЕЛЕ ЕРМАК.

     16. В ПАВЛОДАРЕ

     Жил я на той же улице, что и школа стояла, в пяти минутах ходьбы, фасадной стороной школа смотрела на базар и на недостроенную красную церковь; пустая усадьба дома одним углом выходила к Иртышу, перелезешь через старый почерневший забор - вот и река. Я любил выходить на берег Иртыша, на высокий взлобок и смотреть на воду, заречные просторы и вечерний закат.

     Учился я в первую смену, сидел возле окна, выходившего в палисадник с жидкой листвой, рядом со мной рыжий паренек по фамилии Скугарин или Окугаринов (когда учителя уточняли его фамилию, он говорил: "Все равно"), он много шалил и учился плохо, потому что у него была большая стая голубей и он только ими и занимался.

     Однажды этот Скугарин так подвел меня, что я чуть от стыда не сгорел. Шла какая-то кампания по сбору средств, и вот в наш класс принесли жестяную кружку и две красные ленты с надписями, которые нужно было вешать через плечо и ходить по городу с кружкой, призывая население делать пожертвование. Скугарин шепнул мне: "Давай возьмем, завтра воскресенье, мы будем ходить и собирать деньги". Взяли, принесли кружку ко мне, он сразу попросил столовый нож, в узкое отверстие сунул лезвие, встряхнул кружу и на ноже вытащил несколько монет. "Зачем  ты сделал это?" Он лукаво подмигнул: "Кваску напьемся. А завтра еще перепадет".

     Я отобрал у него деньги, спустил в кружку. "Нехорошо так делать". Он обиделся и ушел домой. На следующий день я ждал его до обеда, он не пришел. Я отправился к нему. Родители сказали, что его нет дома. Один я стыдился ходить. Принимая от меня кружку, преподаватель заметил: "Что-то мало насобирали. Где вы ходили?" Я молчал, а Скугарин ответил: "По базару... И по улицам". - "Что-то я вас не видел". Я от великого стыда сгорал, а Скугарин врал: "А мы ходили по тем местам, где вас не было".

     Учителя часто опаздывали на свои уроки, и мы сидели одни, тогда к нам приходил сам директор школы Давид Васильевич Костенко, тот самый, который принимал меня, в руках его обычно была книга, он раскрывал ее и начинал читать. Так я впервые узнал, что есть писатель Чехов и он написал "Ваньку", "Спать хочется", "Смерть чиновника" и много других рассказов. Директор читал отлично, мы смеялись и просили еще что-нибудь почитать.

     На уроках рисования, которые вел красивый белобородый старик Батурин, я узнал что такое перспектива, как грунтовать холст, смешивать акварельные краски, чтобы получить новые цвета. Однажды, пользуясь цветными мелками, учитель нарисовал на доске вид: полотно железной дороги, уходящее вдаль, по одну сторону насыпи шагают телеграфные столбы, по другую стоит домик, к станции подходил почтовый поезд. Я перенес в свою тетрадь, потом листок вырвал и повесил на стене. Хозяйка любовалась им и говорила:
     - Витя, ты - настоящий художник. Хоть бы мою дочку научил рисовать. Она тоже успехи делала, когда училась. Да заболела прошлой зимой, долго прохворала и школу бросила.

     Дочка ее спала до обеда, она не училась, занималась вязанием кружев и все время молчала. Я никогда не видел, чтобы она улыбалась или ласкалась к родителям, родители тоже не баловали ее своим вниманием и ласками.

     Хозяйка торговала на базаре пирожками, сама готовила их и продавала, это были вкуснейшие пирожки, какие я едал: подрумяненные, мягкие, пышные, мясная начинка сочная и вкусная.

     Через эти пирожки моя мать и познакомилась с хозяйкой. В тот день, когда мы с отцом ушли в школу сдавать документы, мать продала пшеницу по сходной цене и ей так захотелось есть, что она, не теряя из виду быков, отошла к рядам торговок, где бабы продавали с рук разную снедь, и купила пару пирожков. Они так понравились ей, что она разговорилась с хозяйкой, спросила, не знает ли она где снять угол для мальчика-ученика. Наумовна предложила ей свои услуги.

     Муж Наумовны много лет служил на пароходе механиком и в свободное время увлекался чтением романов, женщины его не интересовали и он очень поздно женился. На скорую руку нашли ему смазливую бабёнку, умеющую искусно стряпать, окрутили, в положенное время дочка родилась. А тут подоспел срок уже на пенсию выходить. Дочь еще маленькая, а он уже лысый, ослеп, оглох, начал горбится, по лицу, голове и шее шишки вздуваются как луковицы. "Это у него от жары", - говорила Наумовна.

     Уткнувшись носом в книгу, старый механик с утра до вечера молчал, только страницы шелестели, когда перебирал их. Раз в неделю ходил в городскую публичную библиотеку, уносил и приносил с собою стопку книг, обвязанную узким ремешком. Чай пил густой, как деготь, и непременно из шумевшего самовара. Перед обедом, по старой привычке, жена давала ему рюмочку белого, он опрокидывал ее в рот и после этого аппетитно жевал пищу.

     Я спал на большом горбатом сундуке и все время скатывался к стене, однажды провалился в щель между стеной и сундуком и не мог подняться, пришлось звать на помощь хозяйку, вместе с мужем они оттащили сундук и я кое-как выбрался. Через неделю после меня в доме появился новый квартирант - черноголовый татарёнок с  большими оттопыренными ушами, круглыми как грузди, он учился во втором классе и родители его жили где-то в совхозе. Ему сразу поставили железную кровать, положили толстый матрас и две подушки. Я платил за квартиру три рубля и получал только чай, он - двенадцать рублей на всем готовом, то есть с трехразовым питанием.

     Вот тут, видимо, и заключалась ошибка моих родителей, что они не на "хлеба" определили меня, а оставили на своих харчах, об этом, однако, расскажу ниже. Однажды привезли мне из дому увесистую баранью лопатку и ребра, мать сказала: "Надолго хватит тебе этого мяса", но прошла только одна неделя и хозяйка заявила: "Мясо кончается".
     - Так быстро? - удивился я.

     Мои слова обидели ее и она расплакалась, я и не рад был, что сказал, несколько дней она сердилась на меня, что я, якобы, не доверяю ей. А у меня без всякого злого умысла сорвались слова.
     Как-то Наумовна так перепугалась, что сказала:
     - Буду просить твоих родителей, чтобы они забрали тебя. Пусть ищут квартиру у других. А то с тобой можно греха нажить.

     А случилось тогда вот что. На усадьбе, в углу двора, стояла неказистая баня, от старости она даже покосилась, войдя в не протопленную баню, можно было уловить тонкий запах плесени и гнилого березового листа. Я мылся всегда последним, но этот раз хозяйка послала меня первым. Конечно, без всякого умысла, старый механик куда-то ходил, и она, вытопив баню, не стала его ждать. Я взял белье, по диагонали пересек двор и оказался в мрачноватом предбаннике. В нос ударил острый запах, какой бывает при угаре.

     Я открыл заслонку и заглянул в печь - ни единого уголька. "Значит, показалось мне", - подумал я. Мылся я на лавочке, повернувшись спиной к полку. Не успел выплескать на себя шайку воды, как почувствовал тошноту. Умылся холодной водой из кадушки, помочил грудь - все равно тошнота не проходила. Хотел намылить мочалку, и вдруг у меня закружилась голова и я свалился на пол, тут я понял - угорел, кое-как выполз в сени и тут потерял сознание. Хорошо, что рукой я успел толкнуть наружную дверь, кто-то проходил по двору и увидел мою голову на пороге.

     Я не помню, как занесли меня в дом, давали нюхать нашатырный спирт, растирали виски. Я увидел себя уже на кровати. Сильно билось сердце, продолжало подташнивать, но уже не так сильно и перед глазами все плыло, кружилось. Хозяйка суетилась возле меня и охала. Дали молока, меня тут же вырвало. Положили на голову холодный компресс и я уснул.

     - Я так напугалась, так напугалась, что у меня руки и ноги тряслись, - рассказывала потом хозяйка. - Думала, ты умрешь. Слава богу, все обошлось. Будь она неладная, эта баня. Один только грех с нею. А вот мой мужик никогда не угорал. Натоплю так жарко, так жарко, закрою трубу, он пойдет, парится - и хоть бы что. Такой уж крепкий, а молодые пошли... Буду вот просить твою мать, чтобы забрали тебя. А то еще наживешь греха.
     Но просить ее не пришлось, вскоре я заболел.

     *****

     Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2019/04/12/2045


Рецензии